Собор Троицы Живоначальной в Свято-Троицкой лавре в Сергиевом Посаде

Собор сооружен в 1422 году над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 года, посвященного Троице. В XV-XVI веках здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия. Как и собор Успения «на Городке» в Звенигороде, это четырехстолпный, крестовокупольный храм, стоящий на подклете и возведенный из белого камня. Но декор в соответствии с общим обликом здания стал строже, осталась только тройная лента резного орнамента, опоясывающая стены, апсиды и барабан. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар. Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху, килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов,гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола. Внутренняя конструкция здания не отвечает членениям его фасадов. Небольшой по размерам храм-мавзолей внутри довольно просторен, его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика, что связано, вероятно, со стремлением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем облике здания, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки. Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов. Со стороны западного фасада в XVI веке к собору пристроили паперть, а с юго-восточной в 1548 году над гробом игумена Никона Никоновский придел. Около 1425-1427 годов собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. В 1635 году их фрески ввиду плохой сохранности были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно поновлялась. В настоящее время стены собора украшают фрески 1635 года, раскрытые в процессе реставрационных работ 1949-1954 годов. Первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике. Одновременно с Троицким собором в 1635 году был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой и в простенках барабана купола. Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен около 1425-1427 годов и иконостас. Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону «Троица», входившую в состав местного ряда иконостаса. В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона «Сергий с житием», принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского, прекрасный образец русской чеканки. Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 году.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?