Церковь Димитрия Солунского в Ярославле

Храм построен в 1671-1673 г.г. «заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645 г. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100 000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела, на правой стороне алтаря во имя Великомученика Димитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических. В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII в. Около 1700 г. к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х г.г. четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла церкви имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике. В 1686 г. храм был расписан. Автором росписи был, по-видимому, выдающийся ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов. Стенопись сильно пострадала после губительного поновления в 1859 г. артелью Е.К. Дьяконова. Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана «Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса «Спас на убрусе». На восточной подкупольной арке «Ветхозаветная Троица». Своды заняты десятью композициями праздников, на северо-восточном «Рождество Богородицы» и «Благовещение», на юго-восточном «Рождество Христово» и «Сретение», на северо-западном «Вход в Иерусалим» и «Воскресение», на юго-западном «Богоявление» и «Преображение». Центральный западный свод занимает не одна, как обычно в Ярославле, а две композиции «Распятие» и «Вознесение». На подпружных арках помещены изображения 12 апостолов по два в рост. Над капителями столпов в медальонах шесть апостолов из числа семидесяти. На столпах в два ряда мученики в рост в обрамлении рисованных арок-киотов. Среди них на южной стороне правого столпа необычно изображение пророка Илии, сидящего на камне. Северная и южная стены разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные, пятый орнаментальный и шестой подзор. Два нижних яруса записаны в XIX в. масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции «Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах северной «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII в. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры «немцев», осужденных на «муку вечную». Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция «О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Живописный декор апсиды выполнен в двух регистрах. В верхнем, в обрамлении рисованных киотов, имитирующих барочную резьбу, помещены крупные фронтальные фигуры русских и вселенских святителей. В нижнем регистре, над горним местом, расположены 10 медальонов с изображениями мучеников. На откосах алтарного окна сцена «Благовещение», на западной стене алтаря «Отечество». Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела «Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей, Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Димитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. В драматических сценах пыток, колесования Георгия, истязания Димитрия по приказу императора Диоклетиана, святые сохраняют спокойную красоту, в них царит гармония и умиротворенность. На алтарной преграде в приделе Георгия написана Ветхозаветная Троица, а приделе Димитрия, деисусная композиция с изображением апостолов в кругах. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры, все это выдает руку очень большого мастера. В 1872 г. в церкви Димитрия Солунского был крещён мальчик Леонид Собинов, будущий великий певец. Церковь Димитрия Солунского была закрыта в 1929 г., возвращена епархии в начале 2000-х г.г., сейчас в ней идут реставрационные работы.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?