Все места
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля
Церковь

Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля

Спасо-Преображенский собор один из самых древних храмов Ярославля, включенный в состав архитектурного комплекса одноименного монастыря, где помимо него, размещается целый каскад прекраснейших памятников православной архитектуры XVI – XIX веков. При пожаре 1502 года многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент, на нём в 1507-1516 годы возвели новое храмовое здание. Ход строительных работ значительно ускорило покровительство московского князя Василия Третьего, направившего в Ярославаль своих зодчих с тем, чтобы за образец при создании вновь возводимых построек ими была взята храмовая архитектура столичного Кремля. Ныне Спасо-Преображенский храм старейший в Ярославле памятник православного зодчества, сохранившийся в первозданном виде. В инженерном отношении собор является зданием четырехстолпного типа, возведенным на высоком подклете с четырьмя прямоугольными кирпичными столпами-опорами. Постройка увенчана тремя главами, которые представляют собой удлиненные световые барабаны с воздетыми на их верхние оконечности шлемовидными золочеными куполами. Основание каждого из барабанов окружено замкнутой цепью кокошников, имеющих относительно небольшие размерные параметры. Несколько выше кокошников главы по всей их окружности опоясаны аркатурно-колончатым декором. Наружные участки стен храмовых фасадов вершат сводчатые закомары без каких-либо декоративных изысков. С северной и западной сторон собор окружен галереями. Наглядными свидетельствами высшей степени профессионализма зодчих можно считать совершенную кирпичную кладку, а также гармонию размерных параметров каждой из отдельных частей в общекомпозиционном контексте, в значительной мере обусловленную тем, что в ходе всех этапов строительного процесса была использована одна и та же мера длины, так называемая маховая сажень. Восточные фасады собора отличаются аскетической строгостью очертаний, что делает их целостность наиболее выразительной. Три высоких апсиды оснащены узкими оконными проемами в виде бойниц. В целом же внешний вид ансамбля способствует созданию образа классического храма в древнерусском стиле, отличающегося простотой и изяществом пропорций. Контуры западного фасада имеют более сложную геометрию. Здесь на переднем плане в перспективе выдвинуто уже не трехглавие, а имеющая открытую аркаду двухэтажная галерея, визуально обогащающая фасад за счет глубокой игры светотеней и придающая ему пространственную выразительность. В 17 веке вход на галерею осуществлялся по роскошному обширному крыльцу. Открытой была поначалу и северная галерея с широкими проемами арок, которые позднее заложили кирпичом и заштукатурили. Настенные и потолочные фрески в интерьерах собора были созданы в 60-е годы XVI века знаменитыми мастерами церковной живописи из Москвы в лице Лариона Лонтьева, а также братьев Никитиных, Третьяка и Феодора. В создании росписей на равных правах с москвичами принимали участие и ярославские живописцы, Афанасий и Дементий Исидоровы.
Все места
Показать на карте
Выберите соц.сеть
Отменить