Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Сооружений, подобных Спасо-Преображенскому монастырю Ярославля, во всей России немного. Ценность его давно заключается не только в красоте и древности, но в исторической роли, в роли духовной, крепко связывающей нас с землёй, на которой живём. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Отсюда в 1612 году уходило ополчение Минина и Пожарского на освобождение российской столицы, а в 1613 году в монастыре остановился Михаил Романов перед очень важной дорогой — в Москву, на царство. В Спасо-Преображенском монастыре был открыт в XIII веке Григорьевский притвор, духовное училище, первое на северо-востоке Руси. А богатейшая библиотека монастыря сохранила для нас главное завещание предков, Слово о полку Игореве. Когда в 90-х годах XVIII века Алексей Мусин-Пушкин нашёл список, Слова, в монастырском хранилище, он ещё не знал, документ какой важности держал в руках. Только сейчас и начинает проявляться его безвременная суть, отрешитесь от собственной славы, объединитесь, чтобы уберечь родную землю. Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи, под годом 1186. Есть и ещё источники, Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216-1224 года. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева. Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь, князя Константина. По его указу в 1216-1224 годы в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, хранителем знания и культуры. О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья, Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего, Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве. Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля. Современный собор, это результат многовекового строительства. Первый, Константинов, собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в большом огне кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы. Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506-1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее, открытого гульбища. По внутренней архитектуре Спасский собор, четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных, по-московски, барабанах, окружённые, уже по-ярославски, кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары. О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас. В 1563-1564 годы собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности, только в двух российских монастырях, в Успенском в Свияжске и Спасо-Преображенском в Ярославлье, сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле. Тогда же возвели для собора первую башню из камня, Святые ворота и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина, икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова, храмовый образ и 3 иконы местного ряда, местночтимых святых. В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные угодья. Более того, Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде. Продолжил традицию дарения и сын Грозного, Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением. Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского. Осада сказалась на этих самых стенах. В 1621-1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив, в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров. Кроме того, стены хорошо вооружены, 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь, один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы, Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов. В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ. В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением, монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора Чёрного, Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей. При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 годах, вторая в 1957-1958 годы. Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви, Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина, корпуса Келейный постройки XVII века, постройки XVII-XIX веков, семинарский и хозяйственные, монастырскую звонницу, Святые и Водяные ворота, Трапезную, часовню Трофима, башни, Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную, покои настоятелей и другие строения.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?