Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе

Храм Николая Чудотворца в Рубленом Городе или, как его обычно называют, церковь Николы Рубленого, одна из многочисленных православных церквей в Ярославле, имеющая месторасположение на набережной впадающей в Волгу речки Которосль. Храм был воздвигнут в 1695 году на пожертвования занимающегося судостроением посадского люда в непосредственной близости от верфей. Это единственный дошедший до нас в первозданном виде храм из тех, коими в XVII столетии изобиловал ярославский кремль. Начало его названия коренится как раз в месторасположении, храм находился на территории Рубленого Города, именно так когда-то именовали кремль в Ярославле. Ряд историков считает, что храм выполнял функции надвратного, т.е. расположенного у ворот при въезде в Кремль. Согласно авторитетному мнению специалистов, в городе это один из наиболее совершенных ансамблей религиозно-культового зодчества, воплотивший в себе каноны русской архитектуры семнадцатого столетия. Небольшая по размерам и неброско убранная приходская Николаевская церковь выглядит исключительно гармонично и пропорционально, она визуально невесома, воздушна и словно готова в любой момент воспарить под облака. Здание композиционно включает в себя три объемных составляющих, пятиглавый четверик, трапезную палату и увенчанную золоченым куполом с крестом восьмигранную шатровую звонницу. Позиционируя нарочитую скромность декоративного убранства экстерьера и интерьеров, создатели храма стремились подчеркнуть его аскетическую поэтику, наводящую на размышления об истинном смысле святости и служения Всевышнему. При этом они, несомненно, руководствовались целью донести до сознания прихожан мысль о том, что настоящая красота заключается не в показной роскоши, а в неразрывном единстве мирского и божественного начал. К декоративным аксессуарам фасадов можно причислить разве что поребрик над цоколем здания, киоты ниш и нарядные наличники слуховых окошек на шатре звонницы. Изначальный замысел зодчих нашел свое блестящее воплощение в реальности. Гармония и строгие взаимные пропорции всех элементов здания не могут не поражать воображение. Церковь Николы Рубленого подобна искренней мольбе, она всецело устремлена к Богу. Ввысь направлен и стройно-лаконичный четверик, на замкнутом своде которого покоятся завершающиеся главами куполов пять изящных барабанов, и призванный вознести молитву в небеса тонкий острый шпиль колокольни, особенно изящный в сочетании со стрельчатыми арочными проемами звонов. Ощущение невесомости всей постройки в целом усиливают придающие ей контрастность тяжеловесные обводы крыльца, а также примыкающая к зданию с восточной стороны апсида, которая является единственной на весь храм. Внутренние стеновые росписи отсутствуют. В трапезной был размещен позднее преобразованный в зимнюю церковь придел Александра Свирского. Ближе к концу XVII века в приходах бытовала традиция возведения в составе храмового комплекса двух церквей, большой летней, холодной и маленькой зимней, тёплой, не требующей значительных расходов на отопление. В храме же Николы Рубленого холодный и теплый храмы совмещены в одном объеме, составляя, вместе со звонницей, неразрывное целое. Такое решение на ярославщине было взято за образец при возведении многих сельских церквушек. Храм Николы Рубленого изрядно пострадал в 1918 году, во время антибольшевистского мятежа. Однако вскоре после его подавления здесь были произведены реставрационные мероприятия, позволившие избежать полного разрушения этого уникального памятника древнерусской истории и архитектуры. В 1921 году церковь была закрыта и на протяжении многих десятилетий не эксплуатировалась. Лишь в 1980-х годах, после передачи в ведение городского художественного музея, в ней были обустроены реставрационные мастерские.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?