Все места
Церковь

Собор Богоявления Господня в Авраамиевом монастыре

Богоявленский собор Богоявленского Авраамиева монастыря был построен примерно в 1080 году преподобным Авраамием. Изначально храм был деревянным. Каменный построили во времена царствования Ивана Грозного. По преданию, царь посетил монастырь и взял отсюда в поход на Казань трость святого Иоанна Богослова. После одержания победы, на средства из царской казны, по повелению Грозного, в 1553 году построили и расписали каменный собор в честь Богоявления Господня. Царь присутствовал на освящении собора и преподнес ему в дар несколько икон корсунского письма. До нашего времени дошло лишь три, Успения Божией Матери, Спас на убрусе, Одигитрия. Иконы эти стояли за клиросами на столпах. Но есть и другая версия, по которой царь взял жезл во время освящения собора, когда Казань была уже взята. С жезлом этим он ходил на покорение Астраханского царства. История чудотворной трости отражена в посвящении приделов собора. Один посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой Иоанну Богослову, третий покровителю царя Ивана Грозного, пророку Иоанну Предтече, четвертый Введению во храм Божией Матери. Последний придел упразднили, когда был построен Сдельный храм во имя этого праздника. Но от храма этого до наших дней не сохранилось ни следа. Богоявленский собор Авраамиева монастыря по своей усложненной композиции и отдельным архитектурными деталями несколько сходен с собором Василия Блаженного в Москве, построены они были почти одновременно. Основным образцом интерьера, на который ориентировались строители собора, является ростовский Успенский собор, относящийся к началу 16 века. От него Богоявленский собор унаследовал соотношение по высоте между апсидами и основным объемом, между подпружными арками центрального барабана и арками угловых компартиментов, оформление барабанов карнизами, крестчатую форму столпов, двухъярусное размещение оконных проемов. Монастырский собор Богоявления Господня содержит в себя все лучшее, что было в русском зодчестве того времени. Главный объем собора имеет кубическую форму и завершён традиционным пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшает стройный шатер, характерный для 16 века. Придел Иоанна Предтечи венчает горка кокошников, над приделом Иоанна Богослова ростовские каменщики в 19 веке, подражая древнерусским зодчим, пристроили звонницу. Несмотря на то, что на протяжении всего времени существования Богоявленский собор не раз перестраивался. От прежней архитектуры осталось мало. Были изменены главы, на которых вместо шлемов появились чешуйчатые массивные луковицы, он является одним из выдающихся архитектурных памятников ростовской школы зодчества периода 16-17 веков. В 1736 году стены основного объема, придела преподобного Авраамия и папертей, были расписаны. Сегодня Богоявленский собор находится в аварийном состоянии. Роспись стен папертей практически утрачена, на одной стене южной паперти остались лишь фрагменты композиций, которые позволяют понять только сюжеты, на западной же паперти и этого уже невозможно сделать. Наружные росписи храма также не дошли до нашего времени. Живопись придела преподобного Авраамия от атмосферных воздействий сильно пострадала. Внутри собора роспись тоже уцелела не полностью, но объем утрат не так велик. Наиболее серьезно роспись пострадала в верхней части храма. Также не сохранилась и живопись на трех малых куполах. В северном рукаве креста часть свода обрушилась, в замке арки между северной стеной и северо-западным столпом выпала часть кирпичей. Остальные повреждения собора, это многочисленные трещины в кладке и штукатурном слое, осыпи красочного слоя и выпады штукатурки. Самое большое их число на стенах алтарной части, апсиды, на западной стене. Кроме того, разрушаются стены Богоявленского собора. Кирпичная кладка подпружных арок и сводов сильно деформировалась, а в некоторых местами обрушилась. Проведенных в 1960-1970 годах реставрационных работ, оказалось недостаточно. Собору в таких условиях грозит окончательное разрушение.