Крутицкие казармы

Крутицкие казармы – объект культурного наследия федерального значения – занимают территорию бывшего сада («вертограда») Крутицкого архиерейского подворья, в восточной его части. После упразднения одноименной епархии в 1798 году часть зданий ансамбля подворья передали Жандармскому корпусу, затем она перешла к военному ведомству. В перестроенном в XIX столетии для новых нужд (в наши дни реставрация возвращает ему первоначальный облик) корпусе Крутицкого казенного приказа XVII века устроили гарнизонную гаупвахту, которая служила и для помещения политических заключенных. Самые знаменитые сидельцы этого корпуса казарм – Александр Герцен (семь месяцев в 1834–1835 гг., он описал это заточение в «Былом и думах») и Лаврентий Берия (одни сутки в 1953 году).

В 1839 году по проекту известного московского архитектора периода зрелого классицизма Евграфа Дмитриевича Тюрина строится сохранившийся до нашего времени комплекс деревянных зданий Крутицких казарм. Здесь в 1842 году был расквартирован Московский гарнизонный батальон, впоследствии казармы занимали Астраханский гренадерский полк, 6-я Московская школа прапорщиков, после октября 1917 года – Московская революционная пулеметная школа. В 1922 году казармы переименовали в Алешинские. В советские годы здесь располагались части Московского военного округа и – по-прежнему – гарнизонная гаупвахта, которая действовала до 1990-х гг.

Под государственной охраной в настоящее время находятся четыре одноэтажных здания Крутицких казарм XIX века – поставленные в ряд строения №№ 2, 3, 4 и 5 дома № 2 по Арбатецкой улице. Это наиболее интересные с архитектурной точки зрения здания комплекса. Архитектура всех четырех строений по-военному единообразна и строга. Они имеют центрическую композицию и крестообразный план. Центральное помещение соединялось широкими проемами с четырьмя «рукавами креста». В центре каждой из казарм помещалась большая печь, высокая дымовая труба которой венчала здание. Ритмический строй фасадов, обращенных к улице, лишенных какого-либо декоративного убранства, задавали высокие спаренные центральные окна. Сохранились (правда, не все) полукруглые слуховые окна чердачных помещений – большая редкость в современной Москве. На «нашей» казарме (стр. 3) как раз можно полюбоваться таким окном.

Константин Михайлов
Автор статьи

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?