Хамовнический суд (Алфёровская гимназия)

Гимназия была основана супругами А. С. и А. Д. Алфёровыми.

А. С. Алфёрова обсуждала с А. И. Чупровым план учреждения собственной гимназии. Гимназия была официально учреждена в 1896 году. Первоначально для гимназии была снята квартира в доме С. М. Фроловой (Плющиха д. 4/43), но официальным адресом гимназии была квартира А. Н. Авдеевой (Кривоарбатский переулок, д. 2/37). К 1902 году число учениц достигло 230, гимназия стала полноценной восьмиклассной гимназией Министерства просвещения, получившей права наравне с государственными гимназиями и предлагавшей объём знаний мужских гимназий.

В 1904 году был куплен участок для строительства здания гимназии на Мухиной горе рядом с церковью Благовещения на Бережках (по имени церкви назван Большой Благовещенский переулок) с целью успешного развития гимназии. Дом был построен на деньги благотворителей, среди них С. А. Муромцев. К. Т. Солдатёнков завещал гимназии учебники и книги. Дом построен по проекту И. А. Иванова-Шица. Здание было завершено в 1906 году. Адрес — Большой Благовещенский переулок, д. 21.

В здании гимназии была предусмотрена и квартира для директорской четы. Александра Самсоновна страдала болезнью сердца, поэтому для неё в здании был построен лифт. Память выпускниц школы сохранила историю, как однажды лифт застрял и Алфёрова провела урок математики из-за лифтовой решётки.

Обучение было платным. Но в каждом классе из 25—30 учениц 2—3 учились бесплатно, причём фамилии их были неизвестны остальным. Социальное неравенство внутри школы не ощущалось. Гимназисток-алфёровок отличали не только по синим беретам: для них была характерна особая глубокая внутренняя воспитанность, естественный такт, благородное достоинство при искренней благожелательности.

Как вспоминала одна из учениц: «Каждый, переступивший порог Алфёровской гимназии, твёрдо знал, что подсказкам, списыванию, шпаргалкам тут объявлена война, за фискальство и малодушие презирают, трусость и вранье, даже самое невинное, не терпят». Гимназия была необыкновенно популярна среди московской либеральной интеллигенции, литературных, научных и художественных кругов второй столицы. Среди её учениц дочери Голицыных, Гагариных, Якушкиных, Щепкиных, Петрушевских, Кожевниковых, Кизеветтера, Мамонтовых, Гучковых, Поленовых, Шаляпина, Серова, Толстых.

Школьное прозвище основателей гимназии А. С. и А. Д. Алфёровых было «Шурки». Манера преподавания у них была совершенно разная. Александра Самсоновна, преподаватель математики, была строга, перед ней трепетали, но ещё больше уважали и любили. Александр Данилович вёл русский язык и литературу, он заражал учениц своей влюблённостью в предмет, пафосом правдоискательства. Он любил декламацию и чтение вслух, когда А. Д. прошибала слеза, он вынимал из кармана носовой платок и старался незаметно смахнуть её.

Рабочий день гимназии начинался с общего собрания в зале. Перед уроком дежурная ученица читала главу из Евангелия.

В гимназии действовал театр, которым руководил А. Д. Алфёров. Одна из выпускниц Наташа Гессинг стала профессиональной актрисой в Малом театре под фамилией Белевцева. Стали артистками Малого театра и выпускницы гимназии Юзвицкая и В. Обухова. Гимназистки выпускали газету «Бабье дело». Учащимися было создано в гимназии «Общество благоустройства», которое объединяло младших и старших учениц.

Летом девочки вместе с преподавателями отправлялись в путешествия в Киев, Ростов Ярославский, Крым, Финляндию, на Северный Урал, Петербург, Выборг, по реке Чусовой (июнь 1914 года).

По мнению современного бытописателя, в Алфёровской гимназии сильно перебарщивали по части соблюдения правил благонравия и скромности. При постановке спектаклей из классических текстов удалялись «опасные места», такие слова, как «перси», «трепет желаний» — вымарывались, в спектаклях же на платьях XVIII века удлинялись рукава и зашивались вырезы на груди, вход юношам в гимназию даже на театральные или танцевальные вечера был запрещён, с гимназистками танцевали только проверенные родственники Алфёровых или молодые преподаватели.

В 1907—1908 годах в Алфёровской гимназии училась Марина Цветаева, но бунтарский нрав Марины не вынес установленных порядков, и она перешла в гимназию Брюхоненко.

С осени 1914 года на средства, собранные алфёровками (в основном, конечно, полученные от родителей), был открыт госпиталь на Новинском бульваре, в доме, снятом для этой цели М. К. Морозовой. Ученицы старших классов после уроков дежурили у постелей раненых, кормили их ужином, читали, помогали писать письма.

27 февраля 1916 года возникло «Общество бывших учениц гимназии А. С. Алфёровой». Целью его было «объединение всех, связанных с гимназией лиц на почве общего интереса, и оказание духовной и материальной поддержки нуждающимся в ней».

Весной 1917 года Алфёровская гимназия вступила в «Московскую организацию учащихся». Представителями туда были избраны Лёля Фидлер (будущая Е. А. Тимофеева-Рессовская), Надя Вахмистрова (Н. В. Реформатская, директор музея Маяковского), Таня Игнатьева, Марина Лосева (М. М. Постникова-Лосева, известный искусствовед) и Соня Толстая (внучка Л. Н. Толстого).

Последний выпуск гимназии состоялся весной 1918 года. К 1919 году она была преобразована в 75-ю школу. Летом в селе Липки под Болшево Алфёровы организовали летнюю трудовую колонию для отдыха и прокорма учеников. Там 28 августа 1919 года А. Д. и А. С. Алфёровы были арестованы ЧК. В ночь с 14 на 15 сентября их расстреляли.

Позднее школа ещё раз сменила номер на № 11, после войны она стала 31-й. Её выпускники считают, что алфёровский дух она сохраняла до послевоенных лет.

Сейчас в этом здании расположен Хамовнический суд.

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?