Дом Михоэлса

Информация о здании

С конца XIX в. и до Октябрьской революции небольшой дом № 14 по Тверскому бульвару с флигелями и службами принадлежал семье Кириковых. После революции хозяевам пришлось потесниться, дом и флигеля были разбиты на квартирки, и туда стали заселяться рабочие и служащие.

В 1924 г. трехкомнатную квартиру в полуподвальном этаже одного из строений дома получил писатель и переводчик Всеволод Иванов, приехавший с семьей в Москву из Петербурга. Сюда к нему заходил в гости Есенин. Вс.Иванов вспоминал: «Квартира была сумрачная и пасмурная. Я оклеил ее очень дорогими моющимися обоями, потратив на это все деньги, спал на полу, а рукописи писал на фанерке, которую держал на коленях». Есенин пришел в восторг от такого жилья: «Писатель не должен иметь квартиры. А раз ты спишь на полу, то ты, значит, настоящий писатель. Поэт должен жить необыкновенно», — говорил он.

Воспоминания об М. Михоэлсе

В 1930-х в одной из квартир поселился великолепный актер, художественный руководитель театра ГОСЕТ – Соломон Михоэлс. Театр располагался недалеко от дома – на М.Бронной.

«Вряд ли можно назвать второй такой дом, который одновременно был бы домом и таким проходным двором, как дом Михоэлса», — вспоминает его жена А. Потоцкая. Когда у Михоэлса выдавались свободные дни, он разыгрывал соседей по коммуналке. Он мог ходить «за соседкой, совершенно точно повторяя каждое ее движение, по пути по-мальчишески весело пугая ее любимую кошку!».

Так, однажды Михоэлс остановился у лотка с кондитерскими товарами и минут пять покупал разные сладости, изображая глухонемого. Особенно долго шла сцена с деньгами и сдачей. Когда игра была закончена, Михоэлс с удовлетворением оглядел столпившихся «зрителей» и, приподняв кепку, сказал своим чистым звучным голосом: «Премного благодарен».

Но не только люди помогали Михоэлсу играть. Он очень любил собак.

«Последняя его собака, — пишет Потоцкая — полученная им в ЦДРИ на встрече Нового, 1947 года, была поистине источником какого-то мальчишеского интереса, веселья и радости…

Щенок не был тогда стеснен указами городского управления благоустройства, а потому выпускался на волю в ошейнике с номером и, нагулявшись, прибегал иногда домой, а иногда к воротам театра, где мы с ним часто встречали хозяина по вечерам.

Надо было видеть, как усталый, измученный Михоэлс вдруг начинал бегать по бульвару или играть дома с собакой. Надо было видеть, с каким интересом он следил за всякими новыми «достижениями его развития»! Как щенок, повязанный по-разному косынкой, должен был тоже играть то больного зайца, то старушку, то человека, у которого болят зубы!»

Замечательные воспоминания о Михоэлсе оставил художник ГОСЕТа Александр Тышлер.

Он пишет: «Часто, проходя по Тверскому бульвару, он читал мне прекрасные сказки Переца, «Ночь перед Рождеством» Гоголя и, по-моему, многие им самим сочиненные тут же, экспромтом».

Но самым, наверное, настоящим партнером Михоэлса по играм был его друг В. Зускин.

Александр Тышлер вспоминает: «Но, думая о Михоэлсе, я вижу Зускина — талантливейшего актера, который был неотделим от Михоэлса, а Михоэлс от него. Они вместе попрыгали, потанцевали, поплакали и посмеялись и вместе заставляли зрителя переживать те же радости и печали. Судьба, которая обняла Михоэлса и Зускина, пронесла их через всю их актерскую жизнь. Судьба эта общая не оставила их вплоть до трагической гибели».

Автор статьи: Зинаида Одолламская

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?