Палаты Голицыных

Светло-желтый двухэтажный особняк с белыми пилястрами и выразительно выступающим порталом. Окошко над входной дверью украшено колонной с витым переплетом. Главный дом усадьбы князей Голицыных стоит немного в глубине переулка, в окружении двух флигелей, стоящими торцами на «красной линии». Полуподвал скрывает уникальную, некогда открытую галерею на широких кирпичных арках, в интерьерах дома сохранились изразцовые печи и чугунная лестница. В ходе исследований были раскрыты древние формы на фасадах. Ранее считалось, что палаты XVII века остались только на первом этаже здания. Но в 2008 году реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи были построены тогда же, в XVII веке. Уникальный ансамбль считается по праву самым древним из ныне жилых построек. Самая ранняя его часть относится к допетровской архитектуре, созданная в то, поистине прекрасное время, пока мы еще на запад не смотрели и свое придумывали. Таких палат в Москве осталось не больше сотни, и половина из них уже руины. Весенний вечер, в усадьбе Голицыных на Кривоколенном горит свет. Перед домом растут деревья, всё в молодой зелени. Тихо. И, кажется, что постучишься в парадную дверь, заскрипит лестница и пожилой господин с керосиновой лампой откроет дверь… Огромную жизнь прожил этот дом, как причудливо пересеклись в нем разные эпохи. В начале XVIII века усадьба принадлежала Рейнгольду-Густаву Левольду (Левенвольду), ставшему обер-гофмаршалом двора Екатерины I и сыгравшему значительную роль в восшествии на престол Анны Иоановны, в 1730–1740-х гг. – князю, капитану флота И.А. Урусову, потом «шелковому фабриканту» Семену Мыльникову, в конце 1740-х гг. – к коллежскому советнику М.С. Чебышеву, потом – к его дочери Е.М. Чебышевой, вышедшей замуж за князя Петра Федоровича Голицына. Ученый-агроном А.Т. Болотов говорит о нем: «Человек умный, любопытный и имеющий у себя большой натуральный (естественно-научный) кабинет». В 1822–1824 гг. дом нанимался для пансиона Ивана Горна, в 1827–1828 гг. правый флигель снимала графиня Е.П. Ростопчина, мать писательницы графини де Сегюр. В 1835 году владение числится за женой доктора И.В. Караса Марией Филипповной урожденной д’Оррер, дочерью иммигранта и внучкой посла Карла X в Ватикане. Со второй половины XIX в. тут сдаются помещения под разные учреждения: меблированные комнаты, музыкальную школу, больницу. В 1909 году была проведена перепланировка помещений меблированных комнат для размещения типографии и переплетной мастерской. В этой типографии с осени 1914 года работал наборщиком поэт С.А. Есенин. Сейчас усадьба находится в аварийном состоянии. Под крышей гниют несущие балки. На здании почти не осталось штукатурки, призраками проступают заложенные кирпичами окна. В подвалах, которые, кстати, занимают территорию не только под домом, а еще и подо всем внутренним двором, сохранились кованые решетки. Гвозди и стяжки стен в доме тоже являются коваными. Обитатели этого дома – студенты, рабочие и дворники. На втором этаже почти никто не живет. Слишком много еще не раскрыто, слишком много тайн, и от этого холодок по коже проходит, а воображение уносит в прошлое, в путаницу имен и событий. Слышно звуки музыки, обрывки голосов. Полоска света скользнула по ступенькам, пожилой господин открыл дверь…

Автор статьи: Мария Колоколова

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?