Центральный выставочный зал «Манеж»

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями.

С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?