Все места
Церковь

Старообрядческий Покровский собор в Ростове-на-Дону

Дореволюционный Ростов-на-Дону развивался небывалыми темпами, а вместе с этим стали появляться новые городские храмы. Наряду с прихожанами привычной нам православной церкви нового обряда в Ростове-на-Дону проживало множество старообрядцев, которым также требовался большой храм. Таким образом в 1913 году по проекту выдающегося архитектора Владимира Александровича Покровского был построен старообрядчески Покровный собор (обратите внимание на интересное совпадение фамилии зодчего с названием старообрядческого храма), который в наше время вновь открыт для молящихся. Большинство ростовских старообрядцев были переселенцами, а сама община появилась в этом городе еще в восемнадцатом веке, а первым молитвенным местом стала Покровская деревянная церковь, построенная в 1813 году. Однако из-за прироста численности общины в начале прошлого века было решено возвести новый каменный собор, который в результате был возведен на средства купца Панина. Говоря о строительстве старообрядческого храмам, стоит отметить, что староверы в большинстве случаев были обеспеченными людьми. Строгие религиозные правила запрещали им употреблять никотин и алкоголь, предписывали много работать, дорожить семейными ценностями. Множество имен купцов из старообрядческой среды связаны с историей Ростова. Наиболее известны ― хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, предприниматели Иван Панченко, Петр Максимов (его именем называются здания бывших хлебных складов, которые сохранились на улице Береговой). Но самым известным ростовским старовером стал «гвоздильный король» Николай Алексеевич Панин, на средства которого в 1913 году на противоположной стороне улицы был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор построен с использованием форм древнерусского зодчества в так называемом нерусском стиле. На входе в храм расположены опорные колонны из чугунного литья, с клеймами ростовского механического завода Феодора В. Ниттнера. Сохранилась также художественная ковка фасада входного козырька и оконных решеток. Архитектору пришлось решать задачу размещения храма на небольшом участке, окруженном городской застройкой, и этим объясняется его необычная архитектура К протяженной трапезной примыкает полукруглая апсида, асимметрично расположенная одноярусная звонница и притвор. Звонницу, трапезную и апсиду венчают небольшие главки. Главки были демонтированы при закрытии храма в 1920-х годах, и вновь восстановлены в 1980-х годах по эскизам А. П. Зимина. Полуциркульные оконные проёмы трапезной оформлены декоративной штукатуркой. Утварь и иконостас на этот храм были пожертвованы известными ростовскими купцами-старообрядцами ― Парамоновыми и Соловьевыми. Значительная часть старых икон сохранилась, но восьмиметровый иконостас мастерам-староверам пришлось расписать заново. Храм рассчитан примерно на 500 молящихся. Пол храма покрыт метлахской плиткой. При строительстве храма использовался кирпич местного завода завода Петра Ивановича Ильина. После прихода советской власти старообрядцы также подверглись гонениям, в середине 30-х годов Покровский храм и старая деревянная Покровская церковь были закрыты. Настоятель храма отец Савва Синельников был арестован и брошен в лагеря, где скончался. В Покровском храме разместили цеха радиозавода «Комсомолец». Часть икон верующие спрятали по своим домам, а иконостас был уничтожен. За многие десятилетия советской власти собор сильно пострадал, но все же был сохранен. В наше время здание Покровского собора внесено в список объектов культурного наследия регионального значения.