Дом Достоевского во Флоренции и его любимые маршруты

Во Флоренцию супруги приехали в 1868 году, спустя 8 месяцев после трагедии (умерла их трехмесячная дочь). Достоевский бывал здесь и раньше, в 1862-м, поэтому сравнивал свой визит с первым: «Теперь Флоренция несколько шумнее и пестрее, давка на улицах страшная… жить гораздо дороже, чем прежде, но сравнительно с Петербургом все-таки сильно дешевле…»

Поселились супруги в квартирке в районе площади Питти, где зимой они замерзали, как «мыши в подполье». Но было не до капризов. Федор Михайлович писал заключительные главы «Идиота» и был связан финансовыми обязательствами: сдавать ежемесячно определенное количество страниц. Надеялся, что, если роман будет так же популярен, как «Преступление и наказание», получится издать его и на вырученные средства вернуться в Россию. Однако критики сочли роман неудачным.

Тем временем оказалось, что Анна Григорьевна «опять с надеждами». Ее беременность диктовала распорядок дня: каждый день Достоевские гуляли в садах Боболи рядом с дворцом Питти, наслаждаясь «зимним» цветением роз. Посещали любимые места Федора Михайловича: церковь Санта-Мария дель Фьоре и баптистерий. Проходя мимо, Достоевский каждый раз останавливался, любовался бронзовыми дверями и уверял жену, что, «если ему случится разбогатеть, то он непременно купит фотографии этих дверей, если можно, в натуральную их величину, и повесит у себя в кабинете».

Практически ежедневно Федор Михайлович посещал и библиотеку в палаццо Буондельмонти на площади Святой Троицы. Здесь всегда были свежие газеты на итальянском, французском, английском, немецком и русском языках. Приходящие регистрировались в «книге читателей», в архивах сохранились листы с подписью Theodore Dostoievsky.

К родам супруги планировали переехать в Прагу. Ждали денег из Петербурга. Чтобы сэкономить, съехали с квартиры в «крошечное помещение», но и его скоро пришлось покинуть: «Окна наши выходили на рынок под портиками, с прекрасными гранитными колоннами и аркадами, и с городским фонтаном в виде исполинского бронзового кабана, из пасти которого бьет вода… но представьте себе, что вся эта громадная масса камня и аркад, занимавшая почти весь рынок, накаливалась каждый день, как печка в бане… Настоящей жары, то есть пекла, мы захватили 6 недель, доходило до 35 градусов реомюра (44 °С)в тени… К ночи сбывало до 28 (35 °С)… Кроме того, город всю ночь не спит и ужасно много поет песен. Окна у нас ночью, конечно, отворенные, а к утру, к 5 часам, кричит и стучит базар, кричат ослы — так что нет возможности заснуть…» (из письма Достоевского к Софье Ивановой). В середине августа Достоевские поехали в Прагу. Однако, не найдя квартиры, перебрались в Дрезден, где 14 сентября (по старому стилю) 1869 года родилась их дочь Любовь.

С тех пор как Федор Михайлович жаловался на шум по ночам, во Флоренции мало что изменилось. Спать здесь по-прежнему непросто (жилье, где окна спален смотрят во внутренний дворик, а не на улицу, стоит очень дорого).

В доме № 22 на площади Питти, где висит мемориальная доска, с 1856 года работает небольшой канцелярский магазин Giannini. Во времена Достоевского он был не таким дорогим, как сейчас. Не исключено, что Федор Михайлович — известный привереда в вопросах писчих принадлежностей — покупал здесь плотную белую бумагу и любимые им перья-вставки средней жесткости.

Описывая бронзовый флорентийский фонтан и его окружение, писатель несколько преувеличивает: о граните и речи быть не могло. Новый рынок построен из серого песчаника pietra serena — типичного строительного флорентийского материала со времен эпохи Возрождения.

И «исполинского бронзового кабана» здесь нет. Есть бронзовый так называемый «кабанчик» в натуральную величину — фонтан, из «пасти» которого не бьет, а, скорее, капает вода. С ней в городе всегда были трудности.

Любимые места Достоевского во Флоренции расположены на традиционных туристских маршрутах. Из всего богатства городских галерей Федор Михайлович выделил картину Рафаэля: «А какие драгоценности в галереях! Боже, я просмотрел „Мадонну в креслах“ в 63-м году (1863 год.“), смотрел неделю и только теперь увидел. Но и кроме нее сколько божественного. Но все оставил до окончания романа („Идиот“). Теперь закупорился». Картину и сейчас можно увидеть в Палатинской галерее дворца Питти. В память о Федоре Михайловиче флорентийцы назвали его именем небольшую аллею в городском парке Кашине — viale Dostoevskij.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?