Свердловский областной краеведческий музей в Екатеринбурге

Датой основания музея считается 29 декабря 1870 года — день открытия в Екатеринбурге Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Инициатором создания УОЛЕ выступил Онисим Егорович Клер — преподаватель французского языка в мужской гимназии, где первое время и действовало общество.
На открытии УОЛЕ состоялось и учреждение краеведческого музея, в коллекцию которого были принесены первые дары — книги, минералы, заспиртованная змея и др. Первое время коллекции и книги либо временно оставались у самих дарителей, либо размещались дома у членов УОЛЕ. Только в августе 1871 года УОЛЕ были предложены две небольшие комнаты в одном из зданий горного ведомства.
Первыми начали формироваться 4 коллекции: зоологическая, минералогическая, палеонтологическая и ботаническая. В 1873 году было положено начало нумизматической коллекции: от неизвестного жертвователя поступили первые 40 монет. В 1873 году, когда ученик реального училища Алексей Брюханов принес О. Е. Клеру предмет, похожий на каменный топор, началось формирование археологической коллекции музея. В 1874 году переданная смотрителем рудника членом УОЛЕ И. Н. Приваловым коллекция образцов тонкого листового железа и меди Нижне-Тагильского завода легла в основу промышленного отдела музея.
В 1874 году музей УОЛЕ переехал в новое, более просторное помещение, принадлежащее горному ведомству, однако возможности экспонировать по-прежнему не было.
В 1887 году по инициативе УОЛЕ в Екатеринбурге на месте прежнего железоделательного завода с большим успехом прошла Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка.
Годом ранее главный начальник уральских заводов И. П. Иванов уступил УОЛЕ часть одного из корпусов горного ведомства, находящегося в центре Екатеринбурга, во дворе за Уральским горным правлением. Предполагалось, что временно в нём разместятся научные отделы выставки, а по окончании её — музей УОЛЕ.
Благодаря экспонатам, пожертвованным с Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, фонд музея увеличился более чем вдвое и насчитывал на 1 января 1888 года 13 064 предмета. Крупнейшей среди коллекций была зоологическая — 7 054 предмета.
Открытие музея для посещения состоялось 27 декабря 1888 года. За 1-й месяц работы музей посетило 340 человек, за первые 3 месяца — 596 человек, за весь первый год — 1 293 человека.
В 1891 году УОЛЕ принято под покровительство великим князем Михаилом Николаевичем, что позволило в итоге с 1 июля 1895 года получать ежегодное пособие из госказны в 2 000 рублей «с целью предоставить Обществу возможность расширить 25-летнюю полезную деятельность и обеспечить благоустройство основанных им учреждений».
В 1901 году в музее была заведена коллегиальная система руководства, создано 10 отделов, ботанический, зоологический, палеонтологический, минералогический, геологический, энтомологический, антропологический, археологический, этнографический, нумизматический и 2 коллекции, художественная и историческая. К 1 января 1912 года в музее было уже 17 отделов, а фонды насчитывали 28 891 предмет.
29 декабря 1895 года в музее случился большой пожар. Вместе с другими коллекциями сильно пострадала зоологическая, и многое в ней пришлось восстанавливать заново. Данный пожар вновь поднял вопрос о выделении музею нового помещения. Было решено основать фонд на постройку собственного здания музея, выйти с ходатайствами в правительство и Екатеринбургскую городскую думу. Последняя откликнулась быстро: на своем экстренном заседании 16 октября 1910 года Дума постановила «отвести бесплатно УОЛЕ под постройку здания музея участок городской земли на Дровяной площади, сзади нового театра пространством до 1 тысяч 800 кв. саженей с тем, чтобы наружный вид здания музея в архитектурном отношении вполне гармонировал со зданием нового театра и чтобы музей и принадлежащая музею библиотека именовались Музеем имени Императора Александра II в память 19 февраля 1861 года»
19 февраля 1911 года, в день 50-й годовщины освобождения крепостных крестьян, на пожертвованной городом земле, в присутствии министра народного просвещения Льва Аристидовича Кассо, пермского губернатора Виктора Александровича Лопухина, епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана, главного начальника уральских заводов Павла Петровича Боклевского, екатеринбургского городского головы Александра Евлампиевича Обухова состоялась торжественная закладка нового здания музея УОЛЕ. Тем не менее, к разработке нового архитектурного проекта приступили только 7 августа 1913 года, когда исходя из разрешения Министерства народного просвещения от 30 мая 1913 года на право УОЛЕ владеть недвижимостью, общество вступило во владение землею на выделенном участке. Однако с началом первой мировой войны в обещанных ассигнованиях на постройку музея обществу было отказано, и проект, оцененный в 450 тысяч рублей, остался лишь на бумаге.
В 1910-е годы резко выросла посещаемость музея — до 13-14 тысяч человек в год. Во многом это было связано с прибытием в Екатеринбург большого числа военнослужащих, находившихся на излечении раненых в боевых действиях Первой мировой войны, эвакуированных. В августе 1918 года в составе музея был создан геодезический отдел.
На 1 января 1920 года музей насчитывал в своих фондах 42020 предметов, 11 отделов. Посещаемость его продолжала расти — в 1924 году музей принял 21420 человек.
В мае-июне 1923 года музей был закрыт в связи с арестом президента УОЛЕ М. О. Клера.
В конце 1925 года музей был выделен из состава УОЛЕ и получил новый статус — Уральского областного государственного музея. При музее был создан ученый совет, куда вошли все члены правления УОЛЕ. Позже, на базе коллекций музея УОЛЕ, были открыты несколько музеев в Свердловске — музей изобразительных искусств, в 1923 году на основе художественного отдела музея создается галерея старинной живописи, а с 1936 года, после пополнения произведениями социалистического реализма, — Свердловская картинная галерея как отдельный музей, литературный музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, открыт в 1940 году.
Преобразование Музея УОЛЕ в государственный преследовало цель создания исторической экспозиции в качестве иллюстрации к историко-партийному курсу. Экспозиции отличались «идейно выдержанным характером» в соответствии с официальными установками.
После реорганизации единственное здание музея использовалось для хранения фондов, а для посетителей музей был закрыт. 1 октября 1926 года, согласно постановлению президиума горсовета Свердловска от 20 августа 1926 года, музею было предоставлено ещё одно помещение — на ул. Ленина, 24 в здании двухэтажного Нового Гостиного двора. Здесь расположились краеведческие отделы областного музея: живой и неживой природы, археологии, этнографии и уральской промышленности. Кроме того, музей получил здание бывшей церкви Горного училища, где был открыт для посещения художественный отдел, предлагавший для осмотра галерею старинной живописи и предметы каслинского художественного литья. В итоге, в 1927 году музей был вновь открыт для посетителей.
Также в это время музей имел несколько комнат в клубе Вайнера и экспозиционные площади на ул. 8-е марта, 25, служба охраны Пермской железной дороги.
На 1 января 1941 года в фондах музея насчитывалось 120 тыс. единиц хранения, до 40 % из которых использовались в экспозиционном показе.
В октябре 1941 года музей закрывается, а его помещения изымаются. Памятники и коллекции музея были законсервированы. При этом часть памятников и часть архива музея погибли во время срочного демонтажа экспозиции, а позже при затоплении хранилища в результате прорыва водовода. На Воеводина музею оставили небольшое помещение в 50 кв.м., где были размещены комната канцелярии, библиотека и холодный склад для хранения фондов. В этот период на учёте в музее состояло 130 тыс. экспонатов. На остальных 600 кв.м. разместили общежитие, столовую, сапожную мастерскую УЗТМ и конструкторское бюро Завода № 37, выпускавшего танки.
В 1946 году музей получает помещения Вознесенской церкви, где разворачиваются экспозиции по истории края. Другим зданием музея оставался дом по ул. Воеводина, 4, где разместился отдел природы, фонды, библиотека.
К 1960 году здание на Воеводина было признано аварийным и подлежало сносу. В апреле 1960 года в распоряжение музея передано здание собора Александра Невского в Зеленой Роще Екатеринбурга. После того как здание было приведено в порядок, в нём размещают новую экспозицию отдела природы, фонды, архив и научную библиотеку. Позже в здании собора был размещен Планетарий, а в подвале — реставрационная мастерская. Экспозиция отдела природы, оборудованная здесь, стала эталоном для краеведческих музеев, поэтому для знакомства с ней приезжали музейные специалисты из разных регионов СССР.
Также в запасниках музея в соборе хранились мощи Святого праведного Симеона Верхотурского, которые в 1989 были переданы Церкви и в 1991 перенесены в Верхотурье.
В 60-е годы особое внимание было уделено поставке музейного дела на научную основу — на научно-учётную документацию стали переводиться памятники коллекционного фонда, систематизироваться коллекции и фонд научной библиотеки, выделяется фонд редкой книги.
Также в 60-е годы велась интенсивная работа по созданию музеев в области на принципах общественной работы на местах. Ветераны-энтузиасты собирали материалы, памятники, создавали свои музейные Советы, привлекали местное население, школьников, использовали свои связи. Первыми появились музеи в Нижней Салде и Ревде, затем музей декабристов в Туринске, в 1967 году — музей Павлика Морозова в Тавде, музеи в Артях и Полевском, Березовский музей золото-платиновой промышленности на Урале. Был создан музей Чайковского в Алапаевске, краеведческие музеи в Североуральске и Серове.
В 1970 году музею передан собор Александра Невского в поселке Шурала возле Невьянска, который вскоре был приспособлен для хранения крупногабаритных памятников.
Решением Свердловского облисполкома от 14 марта 1978 года и Министерства культуры РСФСР Свердловский областной краеведческий музей был преобразован в музейное объединение во главе с генеральным директором А. Д. Бальчуговым с филиалами в Екатеринбурге и области, постановление Министерства культуры РСФСР от 20 июля 1979 года. Помимо филиалов в музее были созданы новые отделы — методический, выставок, реставрационный.
В 1978 году основная историческая экспозиция в Вознесенской церкви была закрыта в связи с аварийностью здания и необходимостью его реставрации. Первоначально предполагалось, что экспозиция переедет в отремонтированное здание на ул. Воеводина, 5. Однако решением обкома КПСС здание было отдано музею изобразительных искусств.
В марте 1987 музею передано здание-памятник архитектуры XIX века на ул. Малышева, 46, которое в дореволюционное время принадлежало уральскому предпринимателю Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл. 22 мая 1988 года там открылась экспозиция по истории Урала XX века.
В 80-е годы улучшена была реставрационная мастерская, появилась таксидермическая мастерская. На местах обновлялись экспозиции — в Музее П. И. Чайковского в Алапаевске появилась уникальная коллекция музыкальных инструментов. Модернизировались экспозиции в Березовском, история золото-платиновой промышленности Урала, Полевском, историческая, Тавде лесная и деревообрабатывающая промышленность, в селе Герасимовка, музей Павлика Морозова, Сысерти, историко-краеведческая, Алапаевске, краеведческая, в Пышме, история земледелия и быта крестьян, в деревне Зырянка, дом музей семьи Н. И. Кузнецова, исторические экспозиции в Невьянске, Каменск-Уральском, Серове. В 1986 году открыт Музей радио им. А. С. Попова, где впервые в истории краеведческого музея использованы аудиовизуальные средства.
В 1991 году здания Вознесенского храма, собора Александра Невского в Зелёной Роще и церкви Александра Невского в посёлке Шурала переданы Церкви, а музей получает здания Дома культуры им. Ф. Э. Дзержинского и памятника промышленной архитектуры «Малые кузницы». Однако перевод экспонатов в новые здания затянулся почти на 10 лет и был полностью закончен только в феврале 2005 года. К этому времени фонды музея включали уже более 600 тысяч экспонатов.
Кроме того, в 1991 году музей получил деревянное здание — особняк купцов Агафуровых на ул. Сакко и Ванцетти, 28. Также музею было передано здание бывшей аптеки по проспекту Ленина, 39, на площадях которого создан Музей истории камнерезного и ювелирного искусства Урала.
В начале 90-х в музее создан новый отдел — служба развития, ориентированную на привлечение финансовых средств за счёт новых видов деятельности по оказанию платных услуг, а также выручки от реализации продукции.
В 1994 году создан и открыт Музей истории плодового садоводства Среднего Урала в доме и на территории усадьбы первого садовода-селекционера Урала Дмитрия Ивановича Казанцева по ул. Октябрьской революции, 40. В 1998 году при Музее радио им. А. С. Попова начинает функционировать Планетарий, восстановленный на благотворительные пожертвования предприятий связи.
С 1998 года, при содействии сотрудников Государственного Эрмитажа, функционируют ежегодные курсы обучения и повышения квалификации художников-реставраторов по программе Эрмитажной школы реставрации.
28 декабря 2001 года открыл свои двери обновленный Музей природы на ул. Горького, 4. В конце 2002 года музей получил новое здание на Сибирском тракте в Екатеринбурге для размещения фондохранилища. В начале 2003 года завершен капитальный ремонт в ДК им. Ф. Э. Дзержинского.
В 2004 году музей первым в стране принял выставку ювелирных изделий Карла Фаберже, где её посетило более 100 тыс. человек.
В 2013 году на базе музея создан Центр инновационных музейных технологий. Также в эти годы музей запускает новый проект «Шедевры частных коллекций», позволяя ознакомиться с раритетами из собраний екатеринбургских коллекционеров.
На 2016 год коллекции музея включают в себя 725 588 экспонатов. Ежегодное число посетителей — около 270 тысяч человек в год.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?