Собор Николая Чудотворца в Евпатории

Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой.
Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и церковью св. Пророка Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX веков эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX века. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.
Уже в 1774 году в Гезлёве, старое название Евпатории, существовал небольшой храм Святителя Николая, построенный греками, проживающими в городе. Церковь во имя Святителя Николая была построена анатолийскими и другими греками еще в конце XVIII века. В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А.В. Суворова жителям города. Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Суворов посещал церковь Святителя Николая в Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре. В 2004 году рядом с собором Св. Николая установлен памятник Александру Васильевичу Суворову на стилизованном редуте.
В 1805 году была построена новая церковь Св. Николая, но она сильно пострадал во время оккупации Евпатории в годы Крымской войны 1853-1856 годов, обветшала и невольно проигрывала в глазах жителей перед ханской и другими мечетями города. К началу 90-х годов XIX века православные русские и греки составляли почти половину населения города и возникла необходимость в строительстве нового храма.
Преосвященный Иннокентий писал в отчете Святейшему Синоду, что в Крыму немало магометан, предки которых были христианами. В 1859 году в ответ на доклад Святейшего Синода с ходатайством об открытии епархии Русской Православной Церкви на полуострове Александр II написал: «Быть по сему».
Свято-Николаевский соборный храм в Евпатории был заложен 11 июля 1893 года в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск Преосвященным Мартинианом, епископом Симферопольским и Таврическим совместно с настоятелем собора и священником Федором Туровским в присутствии благочинного приходов Евпаторийского уезда протоиерея Иакова Чепурина. Настоятелем собора стал священник Федор Туровский. 16 февраля 1899 года Свято-Николаевский соборный храм был торжественно освящен епископом Вольским Никоном.
Свято-Николаевский собор — удивительный памятник храмового зодчества. Он считается подобием Святой Софии в Константинополе. Огромный купол собора, прорезанный в основании оконными проемами, боковые куполки, примыкающие к основному зданию, придают ему некоторое сходство с храмом, воздвигнутым в столице древней Византии.
Храм — доминанта исторического ядра современного города, определяющая архитектурный силуэт Евпатории со стороны моря. Православный собор на 2000 верующих спроектировал известный архитектор Председатель Императорского Одесского технического общества Александр Иосифович Бернардацци. Свято-Николаевский собор в техническом отношении является весьма оригинальным и смелым сооружением. При его разработке мастер полностью отказался от традиционных, несущих на себе основную тяжесть купола, пилонов. Храм в плане представляет собой восьмиугольник, перекрытый огромным монолитным бетонным куполом, диаметром 18 метров и весом 156,6 т. Выполнен по собственным точным расчетам В.А. Геренека, осуществлявшего непосредственно инженерное наблюдение за ходом строительных работ, и является наиболее интересной особенностью постройки, инженерным новшеством того времени. В верхней части барабана число граней удваивается, в каждой из которых имеется световое окно. Посредством бетонных опалубок грани барабана слиты с монолитным перекрытием. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола. Подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня.
Превосходно включив свою постройку в пейзаж морского берега, Бернардацци сделал Свято-Николаевский собор организующим центром всего архитектурного облика Евпатории.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?