В состав прихода входили г. Пинега и 12 близлежащих деревень (на 1894 г.). В 1700 г. построен деревянный Благовещенский храм, в 1800-1817 г.г. — каменный двухэтажный Свято-Троицкий храм.
На устройство Троицкого храма с разрешения Екатерины II было выдано из казны 8000 руб. ассигн. Престолы в Троицком храме: в верхнем этаже — во имя Живоначальной Троицы, в нижнем этаже — главный во имя свт. Николая, придельный во имя прор. Илии. При храмах в 1878 г. построена каменная колокольня, под которой находилась часовня. В 1863 г. в 2-х верстах от г. Пинеги на городском кладбище местными купцами Володиными и Кокиным построена деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя.
В 1885 г. приход был включен в состав Вонгско-Юрольского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом).
Жертвователи: купец Кобылин жертвовал на строительство каменного Свято-Троицкого храма; купец Александр Иванович Кокин построил на свои средства (до 15 000 руб.) каменную колокольню; архиепископ Воронежский Игнатий (Семенов) пожертвовал в 1849 г. напрестольное Евангелие стоимостью 425 руб. и массивный сребропозлащенный напрестольный крест с надписью имени жертвователя; Дмитрий Васильевич Шапкин построил чугунную лестницу в верхний этаж каменного храма и пожертвовал 500 руб. на приобретение нового колокола; братья Володины украшали соборные храмы; крестьянская вдова из Сояльского прихода Дарья Подомарева пожертвовала 1000 руб.; о. Иоанн Ильич Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) пожертвовал в пользу храма 2000 руб.
Священники: Иоанн Алексиев Мечанинов; Иоанн Саввин; Алексий Ксензов с 1782 г. (в 1810 г. возведен в сан протоиерея); Диомид Тошаков с 1799 г. (протоиерей); Александр Алексиев Павлов с 1814 г.; Иннокентий Попов с 1849 г.; Гавриил Попов (протоиерей); Прокопий Семенов с 1850 г.; Аркадий Лысков с 1851 г.; Михаил Первушин с 1863 г. (протоиерей); Александр Иоаннов Васильев 1869-1885 г.г.; Матфей Поликин с 1875 г. (протоиерей); Лука Иоаннов Соколов с 1877 г. (протоиерей); Алексий Васильев Тошаков 12.2.1889-16.12.1891.
Церковный староста: дворянин Клавдий Козмин 1887 г.; Андрей Порядин с 1887 г.
Библиография: АЕИ. — 1885. — №4. — С. 11. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 — Архангельск, 1895. — С. 207-210. Источник: Православные приходы и монастыри Севера
Время образования прихода неизвестно. Самое раннее упоминание о Пинежской церкви относится к 1618 году. Освящена она была в честь Николая Чудотворца. В 1700 году на Пинежском Волоке (так тогда именовалась Пинега) была построена деревянная девятиглавая церковь в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы.
С образованием города Пинеги в 1780 году Пинежский приход стал соборным. Появилась необходимость в строительстве нового храма более обширного и более подходящего новому статусу Пинеги — уездного центра. На устройство каменного собора с Высочайшего разрешения Императрицы Екатерины II выдано было из казны 8000 рублей.
В 1800 году был освящен нижний храм в честь Николая Чудотворца. Через 17 лет, в 1817 году освящен верхний — во имя Святой Троицы. Двухэтажный, пятиглавый, в виде корабля Свято — Троицкий собор стал центром и украшением уездного города. Он выделялся среди других городских строений и производил впечатление на путешественников. Из путевых заметок 1903 года: «Издали Пинега кажется недурным и приветливым городком, расположенным на значительной возвышенности, где, прежде всего, резко бросается в глаза всем корпусом своим громадный, белокаменный в древнем стиле построенный собор». Особенно был украшен верхний храм «с массой света, стройными колоннами, художественною живописью в иконостасе, замечательной работы паникадилами и подсвечниками, блеском позолоты».
В соборе хранились чтимые пинежанами местные образа: Святой Троицы, Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Собор строился на века, но во второй половине XIX века в своде собора появились трещины. Храм был закрыт для богослужений. Даже после ремонта епархиальные власти не разрешали вести службы в соборе. Помог случай. В 1899 году Пинегу посетил Великий Князь Владимир Александрович. К члену царской семьи обратил¬ся настоятель собора с просьбой о помощи. Князь прошел в храм, приложился к иконам и дал разрешение на открытие собора. Позже Великий Князь направил в Пинегу своего архитектора для консультаций и проверки.
Каменный собор был летним, то есть службы в нем проходили только в теплое время. Зимним храмом оставалась древняя Благовещенская церковь. С 1700 года она не раз ремонтировалась и перестраивалась и к концу XIX века стала одноглавой и однопрестольной. В начале XX века сохранялись в церкви старинный иконостас и внутренняя отделка — свидетели древности храма. В 1894 года в притворе Благовещенской церкви открылась школа грамоты. Пинежское училище не могло вместить всех желающих учиться, особенно из бедных семей. Церковная школа давала многим шанс получить хотя бы начальное образование. Придел во имя пророка Илии находился первоначально в Благовещенской церкви, позже был перенесен в Троицкий собор в храм Николая Чудотворца.
В 1855 году оба приходских храма были обнесены каменной оградой.
Еще в XIX веке колокольня в Пинеге была деревянной и лишь в 1878 году была устроена каменная в одной ограде с храмами. Построена колокольня была на средства пинежского купца Александра Ивановича Кокина. Для этой цели он пожертвовал 15000 рублей. О количестве и размерах колоколов упоминаний нет. Известно лишь, что житель Пинеги Дмитрий Васильевич Шапкин пожертвовал 500 руб. на приобретение колокола, а в 1908 году колокол для Пинежской колокольни стоимостью 110 рублей приобрела вдова Пелагея Степановна Хархалова. Под колокольней на первом этаже находилась часовня.
Содержались храмы за счет кружечно-кошелькового сбора (свыше 100 рублей), прибыли со свечной продажи (19 пудов в 1894г.), процентами с капитала в 300 рублей и случайными пожертвованиями (данные 1895 г.). Известны имена благотворителей в пользу храма. Среди них уже упомянутые купец Александр Иванович Кокин и Дмитрий Васильевич Шапкин, последний помог не только приобрести колокол, но и за свой счет построил чугунную лестницу на второй этаж собора. Купец Кобылин много помогал своими пожертвованиями при строительстве собора. Архиепископ Воронежский Игнатий (Семенов) пожертвовал в 1849 году напрестольное евангелие стоимостью 425 рублей и массивный серебряный покрытый золотом напрестольный крест с надписью имени жертвователя. Крестьянская вдова Дарья Пономарева пожертвовала в пользу Пинежского прихода более 1000 рублей. Знаменитый земляк о. Иоанн Кронштадтский пожертвовал в пользу храма более 2000 руб.Украшали и ремонтировали храмы за свой счет пинежские купцы братья Володины. Старший Егор Иванович за пожертвование на приобретение церковной утвари для Пинежского собора был награжден золотой медалью «За усердие». Награжден церковным ведомством медалью и орденом Михаил Иванович. Он выстроил церковь в деревне Вижево. Открыл там же церковно-приходскую школу. Володины помогли в трудный момент Пинежской школе грамоты. Спасли ее от закрытия. Младший из братьев Алексей Иванович долгие годы был церковным старостой Пинежского прихода. За заслуги на этом поприще был награжден золотой медалью «За усердие».
В двух верстах от города Пинеги на городском кладбище купцами Володиными и Кокиным была построена в 1863 году деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя с колокольней.
Приписных храмов в приходе не было. В деревнях Воепале и Кулогорах построены были часовни. Разрешение на строительство часовни в Кулогорах выдано в 1692 году. В начале XX века Володины построили часовню в деревне Малетино. Здание часовни сохранилось до наших дней.В состав Пинежского прихода входили в 1895 году город Пинега и 12 деревень. Жителей к 1 января 1895 года насчитывалось 1252 мужчин и 1295 женщин, в том числе в городе Пинеге 362 мужчин и 321 женщин.
Соборный причт состоял в 1895 году из 6 человек: двух священников, один из которых был настоятелем собора, двух дьяконов и двух псаломщиков. Проживали церковные служители в общественных домах, о ремонте и строительстве которых заботился церковный староста прихода.
Из священников Пинежского прихода известны лишь имена служивших с 1700 года. Этот список составлен Николаем Федоровичем Кононовым. С 1892 года он был настоятелем собора. Это был единственный из всех священников уездных городов и сел Архангельской епархии с высшим богословским образованием, кандидат богословских наук. В Пинеге он был не только священником, но и законоучитетелем в Пинежском училище. Позже его назначили наблюдателем церковно — приходских школ Пинежского уезда. Как человек Николай Федорович отличался прямотой, не боялся говорить правду в глаза кому-либо. Именно он обратился с просьбой к Великому Князю об открытии собора после ремонта. Как священник отец Николай отличался строгим исполнением своих обязанностей. По первому требованию он в любую погоду отправлялся в самую дальнюю деревню прихода. В одну из таких поездок он простудился и слег. Не стало отца Николая 3 марта 1901 года. Было ему всего 44 года. В день похорон были прекращены занятия в училище, закрыты магазины и лавочки. Провожали любимого священника не только все жители города, но и прихожане других приходов. Людей было так много, что всех не мог вместить даже огромный собор. Люди стояли в ограде вокруг собора. Много лет спустя после уничтожения собора и разорения кладбища чудом сохранилась надгробная плита отца Николая с надписью: «Здесь покоится прах кандидата богословия иерея Пинежского собора Николая Федоровича Кононова, скончавшегося в расцвете лет 3 марта 1901г. оказавшего великую заслугу по открытию для служения сего храма в 1899г….». Сейчас эта плита находится в садике у музея.
Сменивший Кононова на посту настоятеля отец Иоанн Карасов был в течение 12 лет благочинным. За усердие в служении настоятелем и благочинным был награжден орденом.
Настоятелем Пинежского собора до октября 1929 года был Александр Павлович Петровский. Сын священника Холмогорского уезда, выпускник Духовной семинарии. С октября 1929 года арестован. До декабря того же года содержался под стражей. В 1931 года арестован по обвинению в контрреволюционной агитации как участник церковно — монархической группировки административно — высланных священников. Освобожден из-под стражи 30 декабря 1931 года. Вторым священником при Пинежском соборе, а после 1929 года его настоятелем служил Петр Федорович Гурьев. Сын псаломщика Шенкурского уезда. Окончил Архангельскую Духовную семинарию. В Пинеге служил с 24 июня 1908 года. В 1921 году содержался под стражей за контр — революционную пропаганду. В 1937 году выступал против разрушения собора. В том же году арестован. Приговорен к 10 годам исправительно — трудовых лагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.
В 1936 (по другой версии в 1937 году) по решению тройки советских руководителей Пинеги собор был взорван. Николай Федорович Манаков рассказывал: «В тот день всем запретили выходить из домов. С утра мы прильнули к окнам. Ждали взрыва. Вдруг в абсолютной тишине собор поднялся в воздух. Затем раздался грохот, издание обрушилось отдельными глыбами». Взрыв объяснили экономическими выгодами: можно использовать кирпич для дальнейшего строительства. Но разбить глыбы не смогли. Долгие годы груда глыб из кирпичей лежала в центре поселка, а ребятишки собирали цветные стеклышки — осколки оконных витражей собора. Колокольню же разобрали и как утверждают старожилы второй этаж здания в центре поселка (ныне это помещение музея) был достроен из этого кирпича. О виновниках же разрушения старожилы говорят: «Один застрелился, второй повесился, а третьего разбил паралич».
Деревянная Благовещенская церковь после 1920 года служила клубом, кинотеатром и была разобрана в конце 1970-х годов после строительства нового здания кинотеатра.
http://www.arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=391