Петропавловский мужской монастырь в Саранске

Саранский Петро-Павловский монастырь — недействующий мужской монатсырь, располагавшийся в городе Саранске. Монастырь образовался в результате слияния монастырей во 2-ой половине XVIII века. История Петропавловской обители полна неясностей и недоразумений, которые произошли из-за слияния монастырей и последующих переименований, причём, вместе со старыми, привычными названиями употреблялись и новые. До 5 марта 1775 он именовался Ильинским.
К началу XX века монастырь занимал территорию в центре города между улицами Базарной, Ильинской и Московской, место современного собора Ф. Ушакова. Основные постройки монастыря возведены в XVIII века и начале XIX века. Комплекс, прямоугольный в плане, размером 170 х 75 метров, включал настоятельский и братский корпуса, духовную гимназию, несколько деревянных строений, каменную ограду с 4 угловыми башенками. Весь ансамбль смотрелся чрезвычайно изящно, церкви и колокольня словно соревновались между собой в красоте. Центром пространственной композиции была летняя Петропавловская церковь 1765—1787 годов — 5-главая, 3-престольная, и являлась самой высокой, колокольня достигала 52 м. Главный престол — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, освящён в 1781 году; правый придел — в честь пророка Божьего Ильи; левый — в память Святого Димитрия, митрополита Ростовского. Иконостас в главном храме был 5-ярусным, в приделах — 3-ярусным. В южной части комплекса размещалась 2-этажная зимняя Владимирская церковь с престолами Воздвижения Честного Креста и Владимирской Божьей Матери. Храм воздвигнут на средства горожан в связи с победой над французами. Владимирская церковь была однокупольной, приземистой, но очень ажурной, почти «кружевной». Петропавловская церковь, наоборот, была как бы вытянута в вертикальном направлении, стремилась ввысь. Она имела пять глав, как и многие храмы того времени. Главная святыня Петропавловского монастыря — древняя копия с подлинной чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери, украшенная драгоценной ризой. Иконостасы одноярусные, столярной работы с позолоченной резьбой. Позже комплекс дополнили монастырскими постройками, из которых до сих пор сохранилось лишь здание бывшей духовной гимназии во дворе Дворца Бракосочетаний. Вне стен монастыря, к Базарной площади, стояло 19 каменных лавок, по улице Московской — 9, выстроенных в 1853 году саранским купцом Д. Л. Кротковым. В течение 8 лет, по условию, лавки являлись основным источником доходов обители. Монастырь владел землёй, лесом, рыбным озером, мукомольной мельницей на реке Инсаре.
Петропавловский монастырь вначале входил в состав Патриаршей области, подчинялся Москве, затем, с реформой церкви, переподчинился напрямую Синоду, числился в Синодальной области, когда же область была преобразована в Московскую епархию, состоял в ведении иерархов, но как долго — неизвестно. Мы знаем лишь то, что при разделе епархий на классы он оказался в подчинении иерархов Тамбовских, с 1799 года — Казанских, а с 4 декабря 1803 года и до конца своего существования — Пензенских и Саранских. Комплекс был закрыт 2 июня 1928 года, одновременно со Спасским собором города Саранск. Петропавловская церковь разобрана в 1931 году, Владимирская была переоборудована под краеведческий музей, но вскоре снесли и её. Кирпичи пошли на постройку гостиницы «Центральная». В 2002 году гостиницу снесли. На этом месте возведён Собор Святого Феодора Ушакова.
До сих пор много неясности с названием саранских монастырей, вследствие этого существует неразбериха, которая смутила не одного исследователя культовых сооружений г. Саранска.
В прошлом веке в «Пензенских епархиальных ведомостях» развернулась целая дискуссия о том, сколько же мужских монастырей было в Саранске XVII века. Два или три? На рубеже XVII—XVIII веков в Саранске существовало по одним источникам два, по другим — три мужских монастыря — Ильинский монастырь, Саранский Петровский мужской монастырь, Богородицкий монастырь. В 1764 году многие обители Российского государства подверглись ревизии, из двух существовавших на тот момент саранских мужских монастырей, Ильинский монастырь был выведен за штат, а Петровский монастырь определён штатным. Но уже в 1775 году после штатной ревизии последовало высочайшее повеление на пересмотр утверждённых к закрытию монастырей. Синод своим решением от 5 марта 1775 года перевёл монахов Петровской обители в Ильинскую, а во избежание перемен в росписи штатов Ильинский монастырь велено было называть Петровским. Так как в Ильинском монастыре ранее уже была выстроена церковь в память Богоявления Господня с двумя приделами, то настоятели монастыря освятили главный её престол во имя Петра и Павла, поэтому монастырь стали называть и писать по церкви — Петропавловским. В 1787 году большую часть зданий Петровского монастыря перенесли в Петропавловский, и с того времени площадь старого Петровского монастыря, неподалёку от Троицкой церкви, мало-помалу перешла в ведение города и занята строениями городских обывателей.
Из документов не видно, какое звание носили настоятели монастыря до перевода в него штата Петровского. Настоятели же старого Петровского, согласно общим правилам, назывались строителями. С объединением Петропавловский монастырь получил вследствие причисления его к III классу настоятеля в ранге игумена, а с 1798 года «для благолепия в церковном служении» монастырь получил повышение, то есть настоятель стал архимандритом. Хотя и до этого был случай, когда Ильинский монастырь возглавлялся архимандритом, о котором известно: за торжественную встречу Пугачева архимандрита Александра арестовали и препроводили в Казань, в следственную комиссию; после подавления восстания он был расстрижен в монахи, заточен в монастырскую темницу, где и умер. Возможно, что Александр был вовсе не настоятелем монастыря, а Саранским благочинным, так как по другим данным, в год Пугачевского восстания настоятелем состоял игумен Петр, который украсил одноглавый Петропавловский храм ещё четырьмя главами. Следующий настоятель игумен Иосиф упразднил окончательно Петровский монастырь и перенёс его строения на Ильинскую улицу. Занимались строительством и другие настоятели: архимандрит Амвросий построил новое общежитие, архимандрит Аркадий, очевидно, волевой и энергичный человек, сумел в кратчайшие сроки восстановить монастырь после пожара 1852 года. Еще раньше, в 1817 году, монастырю уже пришлось отстраиваться почти заново после пожара, в котором погибли или сильно пострадали все церкви верхнего города — Рождественская, Богословская, Вознесенский храм, Спасский собор, монастырь. В 1869 году монастырь снова пострадал и снова был восстановлен. Но именно тогда монахам пришлось повоевать с губернским начальством, которое запретило восстанавливать торговый ряд под стенами монастыря, и только после вмешательства правительства денежные интересы обители восторжествовали над щепетильной нравственностью пензенского начальства, считавшего, что церковь не должна служить золотому тельцу.
Монастырские постройки представляли определённую, а в части храмов — и большую архитектурную и историческую ценность. Обитель была обнесена стеной, довольно значительной по протяжённости: территория монастыря представляла собой прямоугольник длиной 80 и шириной 35 сажень. По углам ограды высились четыре башни средней высоты; поначалу они, очевидно, носили сугубо оборонительный характер, но позднее к ним были пристроены навершия в виде церковных глав с крестами; к началу XX века две из них ещё существовали. Из прочих зданий трудно выделить какие-то примечательные — даже фотографий не сохранилось, но по одному уцелевшему дому можно сделать вывод, что при их строительстве зодчие мало заботились о душе, но много — о безопасности. Мы имеем в виду дом, стоящий во дворе Дворца Бракосочетаний: этот каменный особняк производит мрачное впечатление непритязательным видом, мощными стенами, сумрачностью внутренних помещений. Тем не менее, данное здание примечательно в другом отношении: по преданию именно в нём архимандрит Александр «давал ужин» в честь Емельяна Пугачева и именно в этих стенах грозный вождь отдал приказ повесить попа Воскресенской церкви, который отказался встречать народное войско с колокольным звоном и хлебом-солью. С 1788 года по 1803 год в этом доме действовала духовная гимназия, разделённая на три класса: синтаксический, грамматический и информаторский. Церковный характер народного образования царил в русской культуре вплоть до революции, вершиной было создание сети церковно-приходских школ, незаслуженно ошельмованных позднейшими историками. Естественно, что методика преподавания в первом учебном заведении Саранска, программа обучения несла в себе преобладание церковного над светским, гимназия готовила кадры для семинарий. По закрытию гимназии её лучшие ученики были взяты в Казанскую духовную академию, а остальные переведены в Симбирское русское училище, куда перешли все суммы, книги и дела. Некоторые гимназисты попали в Тамбовское и Алатырское училища.
В 1808 году в доме гимназии открыли русскую школу, которая была призвана готовить детей священнослужителей к причетническим должностям. На содержание школы собирались деньги с родителей учеников. Школу закрыли в 1848 году вследствие очередных реформ в учебном управлении духовного ведомства.
В Петропавловском монастыре хранилось несколько святынь. Во-первых, высокочтимой верующими была реликвия, созданная в 1693 году иеромонахом Германом — серебряный крест с изображением сцены распятия, фигур Богоматери и Иоанна Богослова. В кресте заключались мощи мучеников Афиногена, Димитрия Ростовского и Татианы. Во-вторых, во Владимирской церкви хранилась знаменитая икона Владимирской Богоматери древнего письма. С этой иконой случилось недоразумение: так как аналогичная икона хранилась также в дочернем богоугодном заведении, Вьясскои мужской пустыни, возникло сомнение, которая же из двух икон подлинная? Была проведена очень любопытная экспертиза, автором которой выступил Варлаам, епископ Пензенский и Саранский: в Саранск привезли вьясскую икону, выбрали трёх непорочных отроков и предложили им «приложиться» к одной из двух святынь — саранской или вьясской. Все трое приложились к привозной, и на этом основании саранская была объявлена копией. Говорить о какой-либо компетентности такой экспертизы не приходится, но решить этот спор научными способами не представляется возможным: и та и другая икона погибли в тридцатые годы XX века. Но не смотря на это, подлинная или мнимая реликвия хранилась во Владимирской церкви, икона эта славилась далеко окрест и являлась для монастыря поистине неисчерпаемой сокровищницей.
Монастырь был закрыт одновременно со Спасским собором города 2 июня 1928 года, причём Владимирскую церковь переоборудовали под краеведческий музей. В 1931 году была разобрана Петропавловская церковь, вскоре её участь разделила и Владимирская. Кирпичи пошли на постройку гостиницы «Центральная», ныне уже не существующей. Из всех потерь гибель Владимирской и Петропавловской церквей и монастыря в целом была наиболее ощутима для градостроительной ситуации — исчез целый квартал комплексной застройки. На месте монастыря в советское время сооружена гостиница «Центральная», сломанная в начале 2000-х для освобождения места под строительство Феодоровского собора 2004—2006 годов.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?