Петропавловск. Собор Вознесения Господня.

130 лет назад, летом 1865 года, там, где сегодня стоит областной драматический театр, была заложена главная православная церковь старого Петропавловска — Вознесенский кафедральный собор. Тогда это была четвертая церковь города, который начинал строиться на горе. Строили собор на месте бывшего менового двора, о которой впоследствии напоминали каменные торговые лавки, пристроенные к гостинице «Россия» (здание УВД), и городской базар, давший начало улице Торговой (ныне Интернациональная).
В 1870 году, в день Вознесения, праздничный перезвон десяти колоколов, самый большой из которых весил 513 пудов, ссзывал верующих на первую службу. Первоначальный цвет собора красный, т.к. штукатурить и белить наружные стены в прошлом веке было не принято. Вутреннее убранство: оклады икон из драгоценных камней, золота и серебра, позолоченный трехъярусный иконостас, престолы из орехового дерева, золотая, серебряная утварь, ковры и т.д.
Вознесенский собор и Соборная площадь обозначили на карте города сразу три новые улицы: Пушкинскую, Вознесенскую (ныне Революционная) и Вознесенский проспект. Деньги на строительство собора пожертвовала почетная гражданка Петропавловска, вдова купца второй гильдии, Мария Глазкова. Ее муж, Григорий Глазков, нажил состояние на торговле мануфактурой. На грандиозный дар городу Глазкова потратила весь свой капитал. Кроме этого, она передала собору семейное имение, расположенное в нескольких километрах от города в деревне Ольшанке. Не жалел средств на Вознесенский собор и сын Глазковой, потомственный почетный граждане Петропавловска Федор Григорьевич Глазков. В 1897 году он открыл первую в городе церковно-приходскую школу при соборе.
В числе особо почитаемых икон собора была икона Николая-чудотворца, подаренная городу царем Николаем II. Она доставлена в Петропавловск в апреле 1915 года. «Публики, встречавшей икону, которую пожертвовал государь — император, было ужасно много. На Вознесенском проспекте пыль подняли невозможную…» — это строки из дневника очевидца событий. Трудно сказать, почему монарший взор был обращен к далекому провинциальному городу. Возможно, в знак благодарности за прием, оказанный ему, тогда еще цесаревичу, 18 июля 1891 года. В этот день, возвращаясь из дальнего путешествия, в форме рядового казака Сибирского казачьего войска, будущий царь посетил Петропавловск.
Установление советской власти в Петропавловске в конце 1917 года никак не отразилось на судьбе Вознесенского собора и религиозной жизни вообще. Действия Петропавловского совдепа говорят об уважительном отношении к религии. Вот два примера. В середине мая 1918 года молодой коммунист, занимавший высокий пост в особо следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией, Василий Кравченко, венчался со своей невестой в Вознесенском соборе. В том же месяце газета «Известия Петропавловского совдепа» в первый день Пасхи приветствовала своих читателей словами: «Редакция поздравляет читателей с днем учителя — социалиста Христа!»
Пришедший на смену колчаковской власти Петропавловский ревком закрыл монастыри, тюремную церковь и церковь Романского училища, однако без волокиты регистрировал религиозные различные общины, в результате чего их оказалось даже больше, чем в дореволюционном Петропавловске.
В 1922 году вышел декрет об изъятии церковных ценностей. Новая обновленческая церковь безоговорочно поддерживала политику советского правительства, в то время как староканоническая была солидарна с патриархом Тихоном, который открыл, осудил правительственный декрет. Линия раскола прошла и между Петропавловскими церквами. Лагерь обновленцев в городе возглавил архиепископ собора Алексей Koнонов. Так до последних своих дней в документах НКВД Вознесенский собор числился в списке обновленческого прихода.
В областном архиве, в материалах революционного губернского трибунала, хранится дело, связанное с изъятием церковных ценностей в Вознесенском соборе. Обвинялись три монахини. Вина их заключалась в том, что они сокрушались, когда снимали дорогие ризы, и предлагали священнику утаить несколько икон. Кроме этого, одна из них унесла лампадку, а другая говорила верующим, что икона Божией Матери «так и не дала снять с себя ризу». Согласно протоколу судебного заседания, священники-обновленцы никакого к делу не имели и монахиням не сочувствовали.
Когда в 1923 году в Петропавловске официально завершили передачу церковной собственности в руки государства, тот же архиепископ Кононов, как и другие служители культа, лишился крова в придачу к лишению права голоса.
Весной 1929 года в Петропавловске началась беспрецедентная антирелигиозная кампания, в результате которой в городе закрыли практически все церкви, молитвенные дома, мечети, костел и синагогу. Вознесенский кафедральный собор закрыт решением городского Совета от 2 февраля 1930 года. «Постановление городского Совета, — жаловались верующие в Президиум ВЦИК, — совершенно не мотивировано. Посещение у нас хорошее, громадные средства прихожан (около 5000 рублей) затрачены на ремонт собора. Наша община перерегистрирована только год назад. Наш храм всегда поддерживал директивы правительства трудящихся…» Собор стал систематически подвергаться варварским нападениям. Ночные посетители крушили и ломали все, что попадалось под руки, особенно пострадала отопительная система. Одновременно местная газета опубликовала целую серию «разоблачительных» статей по поводу «поповского вредительства в соборе».
«Слухи о возможном использовании большого Петропавловского собора под культурные нужды трудящихся заставили «поповскую администрацию» зашевелиться, — писала газета «Смычка» за 3 ноября 1930 года. — Ответственные за сохранность сданного им в аренду здания, попы решили действовать по принципу: «Если не нам, то не будет и вам…» Чтобы как-то облегчить судьбу священников, религиозная община собора объявила о том, что она отзывает все свои жалобы и само распускается. Так закончилась борьба верующих за свой собор.
В 1931 году в здание Вознесенского собора переселился областной краеведческий музей. Однако пребывание музея под соборным куполом оказалось недолгим. Вознесенский собор продолжал разрушаться, отопительная система не восстанавливалась, стены сырели и осыпались.
«Петропавловский музей находится в плачевном состоянии. Стены исцарапаны, побиты, стекла в окнах раздроблены. Уже один вид отталкивает посетителей», — так писала о музее местная газета. Когда в 1934 году музею удалось, наконец, выбраться из полуразрушенного здания, судьба собора была решена. В том же году горкомхозу поручили сравнять собор с землей, а именно: к 15-летию образования республики, т.е. к октябрю 1935 года. Этому плану не суждено было сбыться: вскоре выяснилось, что на уничтожение церкви понадобятся не месяцы, а годы. Только осенью 1937 года местные власти вздохнули с облегчением: кроме площадки, покрытой щебнем, ничего больше не напоминало о храме. Правда оставалось еще девять увесистых книг, записей о венчании, о родившихся и умерших в г. Петропавловске. Участь их сегодня неизвестна. Известно только, что соборные книги записей хранились в областном архиве до 1947 года.
Тамара Макарова, краевед
http://elib.nklibrary.kz/kolekci/arhivy-severokazahstanskih-kraevedov/makarova-t-v/makarova-t-drama-voznesenskogo-sobora-severnyi-kazahstan-1995-19-iyunja-s-3.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?