Петроградский район. Собор Троицы Живоначальной.

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского.
С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной.
Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.
В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала… и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.
В том же году И. Я. Бланк сочинил новый проект, а два года спустя проект купольного двухэтажного храма подал М. Г. Земцов, но в апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить „ровно такую, какова прежде была“. Эту работу проделал X. фан Болеc под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 в церкви был освящен придел прп. Харитона (вскоре перенесен в церковь Синода), а 17 мая следующего года в присутствии Императрицы – главный. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников. Однако 27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.
После этого пожара вначале было решено выстроить совершенно новый храм, и Б. Растрелли в 1752 составил его проект, но Императрица велела использовать освященную в 1725 деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана и складирована. Зимой 1753 ее перевезли на место, и под руководством Болеса стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма, но без придела. Сруб при этом был сделан двойным. 1 июня 1756 восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом был торжественно освящен. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему шитую золотом бархатную сень.
В 1802–1805 Л. Руска капитально отремонтировал собор, но он был сильно поврежден наводнением 1824 года, после чего устранением причиненных повреждений руководил арх. П. С. Филиппов. Следующий крупный ремонт был проведен в 1875–1876 арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. А. Е. Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновленного здания. В 1858–1859 староста купец М. К. Низовцев сделал на свои средства серебряную одежду для престола и бронзовую гробницу для плащаницы.
В 1888 причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева, но денег на нее собрать не удалось. На бумаге осталась и выдвинутая в 1896 идея возвести трехпридельный храм в ознаменование 200-летия столицы – построили лишь часовню у Кронверкского сада по проекту А. В. Малова. Юбилей собора почти совпал с этой датой и праздновался 22 октября 1903 при участии митрополита Антония и о. Иоанна Кронштадтского.
С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня – икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа.
Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе.
Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя.
В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года.
В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.
Погоревший собор был покрыт защитной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 митрополитом Владимиром. Он простоял до конца 1927 и был копией сгоревшего, воссозданной А. П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас, уцелевшие детали и утварь. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С. Т. Шелков.
Реставрация собора из-за революции и Гражданской войны возобновилась только в 1923 и шла под руководством Е. И. Катонина на деньги прихожан. Архиепископ Алексий 17 октября 1926 освятил восстановленный (кроме колокольни) храм, а в 1928 был освящен придел прп. Нила Столбенского.
Более полувека, с 1785, прослужил в храме прот. Никита Захарович Захаров, снискавший уважение прихожан подвижнической жизнью, а последним перед революцией настоятелем был прот. Иоанн Андреевич Савинский.
Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца безжалостно снесен, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество – во Владимирский собор. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.
В 1998 был объявлен конкурс на воссоздание храма, который выиграл Д. А. Бутырин, предложивший вернуться к зданию середины XVIII века. В 2001 решено вместо этого построить к юбилею города у Троицкого моста высокую часовню, хотя комитет городского Законодательного собрания высказался за восстановление собора. Часовня заложена 8 мая 2002 и освящена 27 мая 2003.
http://www.encspb.ru/object/2804677827?dv=2853952566&lc=ru
Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.
Описание собора, сделанное в конце XIX века: «Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен… Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота». Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата — деревянные, сквозной резьбы.
http://drevo-info.ru/articles/19419.html#1

Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней. Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 году возведен новый «безо всякой перемены» храм, освященный в мае того же года. Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам. При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 года. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 года, и зимой того же года обновленный храм был освящен.
«Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового железа» – из описания собора конца XIX века.
Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924-1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня. В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.Ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры снесен в 1934 году.
http://piters.in/nohram

Восстановленный в 1920-х гг. на средства советских верующих, с разрешения советской власти, Троице-Петровский собор был снесен по постановлению той же власти осенью 1933 г. Его закрытие 15 августа 1933 г. и подготовка к закрытию производилась в последние месяцы пребывания на Ленинградской кафедре митрополита Серафима (Чичагова), в обстановке «паспортизационного террора», когда многим представителям духовенства, включая митрополита, было отказано в получении паспорта с ленинградской пропиской. В такой обстановке заступиться за собор, кроме академика И. П. Павлова, было некому. В направленном в Совнарком письме протеста академик писал: «Обращаюсь к правительству, наверно, не один, должны же остаться еще порядочные (пусть безгласные) люди в моем отечестве /…/ Не может быть, чтобы уничтожение памятников великого прошлого … никого не тронент. /…/ только что услышал — собираются разрушать Троицкий собор в Ленинграде, скромную деревянную церковку, где молился Петр Великий…»
Загрина Н.А. И.П. Павлов и религия // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2000, № 1-2. С. 223-224
Но что значил для Вождей мирового пролетариата голос какого-то Нобелевского лауреата ?

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?