К концу 19 века возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны, и в 1906 году рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница (архитекторы Д.И. Гримм, А.О. Томишко, Л.Н. Бенуа). Под полом усыпальницы устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой бетонный склеп глубиной 3,2 м. В восточной части усыпальницы был установлен алтарь с иконостасом. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии. 5 ноября 1908 года здание усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение – был погребен сын Александра П, великий князь Алексей Александрович. Всего до 1917 года в усыпальнице упокоено 13 членов императорской фамилии.
После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных мраморных плит, а также решетки алтарной части отправлены в переплавку. Позднее в усыпальнице располагалось книгохранилище, затем склад бумажной фабрики, а в первой половине 60-х годов –выставка «История Петропавловской крепости», демонтированная лишь в 1992 году. С того же времени начались работы по восстановлению декора старых захоронений По книге: Петербург православный. Справочник-путеводитель. СПБ. WELCOME. 2002
Каменный собор в крепости официально заложили 30 мая 1714 г.Строительство велось по проекту архитектора Доменико Трезини. К 1720 году строительство храма было снаружи в общих чертах завершено. В 1723 году на соборной колокольне установили новый шпиль, работа эта выполнялась пленными шведами. В 1733 году была окончена внутренняя отделка,а 28 июня 1733 года состоялось его торжественное освящение. Стройная многоярусная колокольня плавно переходит в золоченый шпиль, который завершается крестом и флюгером в виде летящего ангела. Купол собора, возвышающийся на легком барабане и увенчанный небольшой главкой довольно скромен. Здание собора прямоугольное в плане, в его архитектуре сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Трезини по существу заложил основы того стиля, который позднее назвали «петровским» барокко.
Шпиль собора сначала был деревянным и страдал от штормовых ветров. В 1756 году он сгорел от удара молнии. Начавшийся пожар серьезно повредил колокольню. Спустя десять лет она была восстановлена в прежнем виде. В 1857 – 1858 годах деревянные конструкции шпиля заменили металлическими, спроектированными архитектором Д.И. Журавским. В 1858 году на Воткинском заводе на Урале был сделан металлический каркас нового шпиля. В Петербург этот каркас доставили в разобранном виде. Монтаж производился на колокольне собора. Внутри каркаса на две трети его высоты была сооружена винтовая лестница, подводящая к наружному люку, от которой на внешней поверхности шпиля начиналась лесенка для восхождения до основания креста. Общая высота колокольни от земли до креста составляет 122,5 м. Это и сейчас самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Ангел первоначально был закреплен на шпиле неподвижно, из-за чего 10 сентября 1777 года его сломала буря. В том же году по рисунку архитектора А. Ринальди изготовили новое изображение ангела, только меньших размеров (высота ангела 3,» м, размах крыльев 3,8м). На этот раз фигура была закреплена на шпиле таким образом, что она не оказывала сопротивления напору ветра, а свободно вращалась, как флюгер. В 1778 году под руководством академика Л.Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом. В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Кровельщик Телушкин, ловко пользуясь приспособлениями из веревок, поднялся на верхушку шпиля и отремонтировал флюгер. При реставрации в 90-х годах ХХ века для снятия ангела со шпиля и его установки использовали вертолет.
Внутреннее пространство собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор массивные пилоны, декорированные коринфскими пилястрами, делят его на три нефа. Необыкновенно величественный иконостас в виде триумфальной арки исполнили в 1722 – 1726 г.г. московские резчики и позолотчики, трудившиеся под руководством И.П. Зарудного. Иконостас относится к числу наиболее совершенных образцов русской резьбы, с которой удачно сочетается богатство барочной орнаментики. Образа для иконостаса писал иконописец А.М. Поспелов и его помощники. В стиле московского «нарышкинского» барокко исполнена алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.
Элементом новой западной церковной архитектуры является резная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Первоверховных Апостолов, установленная напротив алтаря. Симметрично ей расположено Царское место, увенчанное резной золоченой короной и украшенное шитым золотом двуглавым орлом на малиновом бархате.
В 1725 году внутри недостроенного собора была устроена деревянная церковь, позднее разобранная. В ней отпевали скончавшегося Петра. С этого времени собор стал усыпальницей российских императоров и членов царской фамилии. Скоро собор получил и другое значение – памятника русской военной славы. В нем хранились трофейные знамена, дорогое оружие, ключи от крепостей, завоеванных в победоносных войнах с Швецией и Турцией.
Достопримечательностью собора были куранты, заказанные Петром в Голландии. В 1759 году императрица Елизавета Петровна пожаловала на колокольню часы и новые куранты, которые каждый час исполняли мелодию национального гимна. После революции собор закрыли, богослужения в нем прекратились в конце 1917 года, а в 1919 г. Был запрещен доступ публики. В 1923 году он был превращен в музей. Дорогую церковную утварь конфисковали. В 1954 году здание было передано Музею истории Петербурга. Литература: А.П. Павлов Храмы Санкт-Петербурга. СПб. — Лениздат, 2001. П.Я. Канн Петропавловская крепость. — Л. Лениздат, 1957 Петербург православный. Справочник-путеводитель. СПБ. WELCOME, 2002
Петропавловский собор — не только один из сиволов Санкт-Петербурга, но и ровесник города: церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была заложена почти одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове. Всё лето 1703 года на Заячьем острове непрерывно шли земляные работы — солдаты и работные люди, присылаемые со всей России, осушали болото, забивали сваи, устраивали укрепления и строили дома. Тогда же поставили и деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1712 году вокруг неё стали возводить новый каменный храм. Эскиз будущего собора выполнил сам Пётр, исходя из своих зарубежных впечатлений, а главным архитектором был назначен итальянский зодчий Доменико Трезини. Деревянную церковь вскоре разобрали и перенесли на Городовой остров (нынешняя Петроградская сторона), поставив её на каменный фундамент и освятив во имя апостола Матфея.
Примечательно, что Петропавловский собор начали строить с колокольни, так повелел сам Пётр — она была необходима как смотровая площадка, откуда можно было бы заметить приближение шведских войск. Пётр торопил с созданием колокольни и требовал закончить её строительство как можно скорее, а «церковь делать исподволь». Изначально колокольня была трёхъярусной. с деревянным каркасом, обшитым позолоченными медными листами, и завершалась шпилем, спроектированным голландским мастером Харманом ван Болесом, который работал в Петербурге с начала 1710-х годов. Соорудили шпиль в 1717-1720 годах; вознёсся он на 106 метров, превратив Петропавловский собор в самое высокое архитектурное сооружение города. Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни фигуру ангела. Архитектор изготовил чертёж — по нему и выполнили скульптуру. Тот ангел отличался от существующего сегодня — он представлял собой флюгер, фигура «держалась» двумя руками за ось, внутри которой находились поворотные механизмы. В верхней части колокольни были установлены часы-куранты с 35-ю колоколами, купленными в Голландии. В русском храмостроительстве такие часы являлись определённым новшеством, однако государь захотел, их поставить, и прекословить ему никто не решился. Строильство собора, которым лично руководил Пётр, продвигалось весьма быстро.
Спустя восемь лет после закладки наружные работы были, в основном, закончены, и началось возведение свода и барабана купола. Уже тогда, несмотря на свою незавершённость, Петропавловский собор поражал своим видом современников. Так, в 1721 году камерюнкер Ф. Берхгольц, состоявший в свите гольштейнского герцога Карла-Фридриха, в своём дневнике оставил такое описание нового храма: «Крепостная церковь… самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при ярком солнечном свете… Куранты на колокольне так же велики и хороши, как амстердамские, и стоили, говорят, 55000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того, каждые полчаса и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом…» В 1733 году внутреннюю отделку собора закончили, и 29 июня, накануне праздника святых апостолов Петра и Павла, собор был освящён в присутствии самой императрицы Анны Иоановны и императорского двора. Освящение храма совершил архиепископ Новгородский и первенствующий член Святейшего Синода Феофан Прокопович, известный публицист и проповедник, сподвижник Петра I и его главный помощник в делах духовного управления.
В 1731 году, за два года до освящения Петропавловского собора, указом императрицы Анны Иоановны ему был придан статус кафедрального храма столицы. В этом качестве он пребывал до 1858 года, когда главным храмом Петербурга стал Исаакиевский собор. Систематические службы в Петропавловском соборе начались только в 1737 году, когда был утверждён его штат. С этого же времени в соборе регулярно проходили архирейские служения, отправлявшиеся по установленной очерёдности высшими иерархами Русской Церкви, специально для этого присылавшимися в Петербург. На этих службах в обязательном порядке присутствовало духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения приглашались и приходские священники. В Петропавловском соборе возводили в архирейский сан. Вновь назначенные на Петербургскую кафедру, митрополиты проводили свою первую первую службу здесь же, в соборе.
С 70-х годов ХVIII века собор Петра и Павла начал постепенно утрачивать своё значение. Это было связано с тем, что центр городской жизни сместился на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец. Территория эта интенсивно застраивалась, и кафедральные службы всё чаще совершались в храмах, расположенных ближе к новому центру. Весной же и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор и вовсе оказывался совершенно отрезанным от центральной части города. В документах того времени, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось «за опасность Невы». Главная же причина заключалась в том, что Петропавловский собор превращался в императорскую усыпальницу, и сочетать с этим функции кафедрального собора становилось сложнее и сложнее. Всё это так или иначе отражалось на деятельности храма. В нём совершались не все таинства: например, никогда не проводились крещения и венчания, а отпевания удостаивались лишь члены императорской семьи. В отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
Есть основания предполагать, что Пётр I решил превратить Петропавловский собор в царскую усыпальницу вскоре после его закладки. Ещё в деревянной церкви апостолов Петра и Павла была похоронена полуторогодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся летом 1708 года. В 1715 году к этой могиле добавились ещё четыре. Сначала здесь погребли двух дочерей Петра, затем царицу Марфу, вдову царя Фёдора Алексеевича, и принцессу Шарлотту-Христину-Софию, жену царевича Алексея. Когда же последнее пристанище здесь нашли Пётр с супругой, императрицей Екатериной I, дальнейшая судьба собора вполне определилась. На протяжении почти ста лет он служил усыпальницей только для коронованных представителей рода Романовых: от иператрицы Анны Иоановны до вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I. Исключение составили лишь император Пётр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы и похороненный в Архангельском соборе, и убитый в Шлиссельбургской крепости Иоанн VI Антонович, точнее место захоронения которого до сих пор неизвестно. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата — великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме снова стали погребать близких родственников императоров. Первоначально над местами захоронений ставили надгробия, выполненные из белого алебастра. В 70-е годы ХVIII века, в ходе реставрации и частичной перестройки собора, их заменили новыми памятниками, сделанными из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели по верху нашитые гербы. В обычные дни они находились под суконными чехлами с золотым позументом.
Во второй половине ХIХ века над новыми захоронениями стали помещать надгробия из белого итальянского мрамора. Они существенно отличались от старых, внося некоторый стилистический разнобой. В результате, принимая во внимание и то, что старые памятники ветшали на глазах, в 1865 году Александр II повелел все надгробия, «кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последних исполненных». В первую очередь новые надгробия, украшенные позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами, появились над могилами императоров и императриц. К мраморным плитам прикрепили бронзовые доски с именами и титулами успоших, датами рождения, вступлением на престол и смерти. Вскоре после этого последовал указ об отмене на них покровов. В 1887 году Александр III приказал заменить надгробия из белого мрамора на могилах своих родителей, Александра II и Марии Александровны, на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зелёной алтайской яшмы — для могилы Александра II, и розового уральского родонита — для могилы императрицы Марии Александровны. Эскизы выполнил архитектор А. Л. Гун. Восемнадцать лет продолжались работы по их изготовлению на Петергофской гранильной фабрике. Установку памятников совершили в 1906 году, уже при Николае II.
К концу ХIХ века в Петропавловском соборе находилось 46 захоронений, и места для новых могил практически не осталось. В связи с этим к нему пристроили специальную усыпальницу для членов императорской фамилии, а в самом храме было решено хоронить только императоров и императриц. Строилась великокняжеская усыпальница с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года её здание освятили. Первые после революции похороны в Петропавловском соборе состоялись только в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. А уже в нашем веке (28 сентября 2006 года) в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, скончавшуюся в Дании в 1928 году.
По распоряжению Петра Великого в Петропавловском соборе были выставлены взятые в ходе Северной войны трофейные знамёна, штандарты и ключи от завоёванных городов и крепостей. Тем самым была заложена традиция, сохранившаяся и после смерти первого российского императора. Екатерина II, например, в 1772 году торжественно возложила на гробницу Петра I флаг с адмиральского корабля, захваченный в ходе Чесменской битвы. С течением времени в соборе накопилось значительное количество знамён, и в 1855 году архитектор О. Монферран создал специальные позолоченные деревянные тумбы. в которых трофейные штандарты разместили на стенах и колоннах собора. В начале ХХ века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамён.
Колокольня Петропавловского собора, будучи самым высоким сооружением в городе, неоднократно страдала от попаданий в неё молний и от штормовых ветров. Особенно сильный пожар, вызванный грозовым разрядом, произошёл в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли куранты, огонь охватил чердаки и деревянный купол. К счастью, иконостас успели разобрать и вынести из собора. После пожара кладка стен дала трещины, и колокольню собора пришлось разобрать до окон первого яруса. Ремонтные работы внутри храма начались сразу же после пожара и вскоре были закончены. Сопровождались они и некоторой реконструкцией, в ходе которой в храме появился придел во имя великомученицы Екатерины. К восстановлению колокольни смогли приступить только спустя четыре года. Работы велись нерегулярно, с большими перерывами, и завершились в 1779 году. Чтобы обезопасить шпиль от ударов молнии, решили установить на нём громоотвод. Распоряжение об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и паления от молнии происходящего» исходило лично от императрицы Екатерины Великой. Вопрос передали на рассмотрение Петербургской Академии наук. К лету 1774 года был представлен соответствующий проект, а спустя год приступили к его осуществлению. В 1777 году громоотводом колокольню наконец-то снабдили, и с того времени пожары прекратились.
Любопытный сюжет в истории Петропавловского собора — реставрация креста с ангелом, осуществлённая в 1830 году. Осенью этого года штормовым ветром от креста оторвало листы, у ангела были повреждены крылья. Предстояли дорогостоящие работы с предварительным возведением лесов, но Пётр Телушкин, крестьянин-кровельщик из села Вятское Ярославской губернии, предложил обойтись без лесов. В октябре 1830 года он приступил к воплощению своей идеи. Держась руками за фальцы медных кровельных листов, выступающих всего на 5 сантиметров, и упираясь ногами в грани шпиля, Телушкин поднялся по спирали вверх. Добравшись до люка в шпиле, он протащил верёвку и образовал скользящую петлю. Мастер воспользовался крюками внутри шпиля и постепенно поднимался от одного крюка к другому, подтягивая себя верёвочной петлёй. Последующие подъёмы и спуски он производил с помощью верёвочной лестницы, укреплённой вдоль шпиля. За свои труды и смекалку крестьянин получил в награду три тысячи рублей и серебряную медаль на Анненской ленте с надписью «За усердие».
К 1917 году в Петропавловском соборе накопилось значительное количество изделий из драгоценных металлов: церковной утвари, венков, юбилейных и именных медалей, исторических реликвий. Практически на каждой могиле и около неё стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат; на одной только могиле Александра III насчитывалось 674 венка. Осенью 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали и венки с могил были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшие их следы, увы, затерялись. Весной 1918 года комендант Петропавловской крепости Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор под предлогом «причинения неудобств работе администрации крепости». Однако, по настоятельным просьбам верующих, через два месяца его снова открыли — правда, ненадолго. 14 мая 1919 года собор как дом молитвы был закрыт уже окончательно, хотя его причт ещё какое-то время числился при храме.
В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, Петропавловский собор лишился последних остатков своих богатств. Конфискация происходила в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, представителя Главмузея и заведующего имуществом собора. В 1927 году храм перешёл в ведение Музея революции, в 1930-1940-е годы в нём находился склад Книжной палаты, а в 1954 году здание передали Государственному музею истории Ленинграда. Иначе сложилась судьба великокняжеской усыпальницы. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что «все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке». После Великой Отечественной войны в усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики. В 1954 году усыпальница, вместе с собором, была передана Музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в ней открылась экспозиция «История строительства Петропавловской крепости». Экспозицию убрали в мае 1992 года в связи с похоронами правнука Александра II, великого князя Владимра Кирилловича, и началом реставрационных работ.
Церковная жизнь стала возрождаться в соборном храме в начале 1990-х годов. Проходил этот процесс достаточно трудно. Во второй половине 1990-х годов в соборе стали совершать литургии в престольный праздник (12 июля), а в 1999 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отслужил первую архирейскую всенощную и Рождественскую литургию. Ныне существующий приход существует с 2001 года, а с 2008 года церковные службы в соборе проводятся: в престольный праздник святых апостолов Петра и Павла; в двунадесятые праздники; 17 июля по н.с. — молебен св. Царственным Страстотерпцам; совершаются царские панихиды. В 2011 году впервые после возобновлоления церковной жизни в Петропавловском соборе в престольный праздник состоялся крестный ход.
Собор работает в качестве музея ежедневно. В дни богослужений время работы музея сокращается. Современная жизнь собора Петра и Павла являет собой удачный пример сотрудничества Церкви и музея. В 2012 году Петропавловский собор отметил свой юбилей — трёхсотлетие с момента закладки.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №11, 2012 г.
Пётр I, человек стремительный и жестокий, обладал неимоверной энергией и делал всё с небывалым размахом, оставаясь непреклонным в собственных решениях. Задумав строительство новой столицы «европейского» типа, он направил все свои силы на создание собственного «парадиза», который ничем не папоминал бы ему патриархальную, боярскую Москву. Петропавловский собор поистине стал олицетворением этого желания. По своему плану и внешнему виду он совершенно не похож на православные, крестовокупольные или шатровые, церкви.
Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головками херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, являющийся основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа-портика. Средокрестие храма смещено на восток и отмечено небольшим барабаном с куполом над предалтарной частью. Этот купол, выполненный в стиле немецкого барокко, довольно скромен. Он установлен на лёгкий высокий барабан и увенчан небольшой главкой. Барабан и купол, подобно колокольне, были значительно переделаны после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и богато украсили затейливыми гирляндами; кроме того, он приобрёл пышные люкарны — всё это добавило ему «барочности».
Главенствующая деталь собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Её первые два яруса как бы раздаются вширь, поддерживаемые завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей — стройный, изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках. Лёгкий взлёт шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни, тщательно продуман постепенный переход от собственно колокольни к «шпицу» собора. Колокольня была задумана и возведена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Балтики новую столицу. Стоит отметить, что колокольню существенно дважды переработали: после пожара 1756 года и в ходе перестройки собора в 1857-1858 годах. Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра. Высота шпиля колокольни — 40 метров, высота фигуры ангела — 3,2 метра, а размах его крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червоного золота. Комплекс колоколов собора уникален — он включает голландские колокола-куранты ХVIII века, русские церковные колокола и карильон.
«Горизонтальные» размеры собора относительно невелики: его длина — 61 метр, ширина — 27,3 метра. Высота стен до карниза — 15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выделено 200 килограммов червонного золота. При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём, — подлинник ХVIII века; остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны. Внутреннее пространство собора разделено мощными, расписанными под мрамор, колоннами на три нефа и напоминает парадный зал. Крестовые своды украшены декоративной росписью и лепниной. На стенах под окнами помещены картины на евангельские сюжеты, написанные маслом на холстах выдающимися художниками петровского времени во главе с Андреем Матвеевичем Матвеевым.
Главное украшение Петропавловского собора — золочёный иконостас, созданный в Москве в 1722-1726 годах резчиками и золотых дел мастерами Оружейной палаты Кремля под руководством талантливого архитектора Ивана Зарудного. Иконостас везли из Москвы по частям, а уже в соборе монтировали, покрывали гипсом, рыбьим клеем и позолотой. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы. Идею иконостаса разработали Пётр Великий и Феофан Прокопович. Это необычное сооружение представляет собой не столько алтарную преграду, сколько триумфальную арку, открытую со всех сторон, и выражает в аллегорической форме идею победы в Северной войне.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №11, 2012 г.
Петропавловский собор с момента своего создания стал одним из главных символов северной столицы России. Золотой шпиль собора является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга. Его высота 122,5 м.
Первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена в крепости, основанной Петром I на Заячьем острове через месяц после основания города в 1703 г. Храм простоял недолго, в 1712 г. Петр положил основание каменному собору в стиле барокко. Возведение собора заняло 21 год. В 1733 г. храм был освящен.
Архитектура и убранство Петропавловского собора стали образцом для всего храмового строительства северной столицы, а впоследствии и для всей России первой трети XVIII в. По замыслу Петра, колокольня Петропавловского собора стала архитектурной доминантой и композиционным центром города.
Резной иконостас в виде триумфальной арки был создан в 1722-1726 г.г. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером Поспеловым. Напротив алтаря расположены позолоченная кафедра с фигурами святых апостолов и царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом. В соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. К святыням храма относится образ святого апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.
С момента возникновения Санкт-Петербургской епархии в 1742 г. Петропавловский храм стал кафедральным собором.
По указу Петра I собор стал усыпальницей русских императоров и членов царской фамилии. Ещё при его жизни здесь были похоронены малолетние дети Петра. А в 1731 г. в еще недостроенном соборе у южной стены был похоронен и сам Петр I. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Всего в усыпальнице к концу XIX в. находилось 46 захоронений. В 1865 г. все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами.
В 1901 г. к востоку от собора была заложена Великокняжеская усыпальница. Здесь находился и третий престол собора. После революции все могилы и церковный престол в усыпальнице были уничтожены, в здании долго размещалась экспозиция Музея истории города.
В мае 1992 г. в Великокняжеской усыпальнице после многолетнего перерыва был погребен великий князь Владимир Кириллович Романов, затем перенесен прах его родителей и началось постепенное восстановление утраченных надгробных плит.
Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 2006 г., когда из Копенгагена был перенесен прах императрицы Марии Феодоровны, супруги императора Александра III.
С 1990-х г.г. в Петропавловском соборе стали регулярно проходить панихиды по российским императорам. Первое архиерейское богослужение с прямой телевизионной трансляцией в Петропавловском соборе состоялось в 1999 г. А в 2009 г. состоялось первое в истории собора Патриаршее богослужение.
В 2013 г. исполнилось 280 лет со дня освящения Петропавловского Императорского собора Санкт-Петербурга. К этому дню была завершена реставрация уникального иконостаса и фасадов собора, обновлен лепной декор выдающегося памятника архитектуры XVIII в., а также реставрация кровли, реставрация и золочение шпиля и главки барабана малого купола, реставрация доломитовой облицовки большого каменного фонарика и люкарн большого купола, реставрация башенных часов, комплексная реставрация флюгера «Ангел» и «яблока», включая золочение.
Официальное название объекта: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории Санкт-Петербурга»
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru