Иоанновский женский монастырь основан в 1900 году выдающимся молитвенником и чудотворцем Земли Русской, протоиереем Кронштадтского собора святого апостола Андрея Первозванного отцом Иоанном Ильичом Сергиевым (нареченным народом Кронштадтским). В 1899 году на своей родине, в селе Сура на реке Пинеге в Архангельской губернии, Иоанн Кронштадтский основал Иоанно-Богословскую общину. Обитель была очень бедна, поэтому для ее поддержки отец Иоанн решил приобрести в столице участок земли и выстроить на нем подворье с храмом и часовней. Небольшой участок земли на берегу Карповки для постройки пожертвовал потомственный почётный гражданин С. Г. Раменский.
Закладка подворья состоялась в мае 1900 года. Вскоре была выстроена деревянная часовня. В сентябре началось строительство каменной обители в византийском стиле по проекту Николая Никонова. Монастырский комплекс стал крупнейшим петербургским произведением архитектора. Строительство двинулось так живо, что к концу года обширное главное здание с двухэтажным храмом внутри было доведено до чердачных перекрытий. В следующем году над зданием поднялись округлые шлемовидные «древнерусские» купола на широких барабанах с полуциркульными романскими арками. Строительство большого пятиглавого храма продолжалось до 1902 года. Осенью 1902 года отец Иоанн обратился в Синод с просьбой о переименовании Сурского подворья в самостоятельный женский монастырь во имя Святого Иоанна Рыльского, которая была удовлетворена.
В дальнейшем в комплекс вошли пятиэтажный жилой дом, лазарет, иконописная мастерская и хозяйственные постройки. Все строения решены Н. Н. Никоновым единым «блоком», не поддающимся расчленению. Целостность композиции подчеркнута идентичным построением фасадов образующих ее зданий. В облике монастыря ясно ощущается воздействие византийских прототипов. Стены облицованы керамической плиткой в два тона. Кровля куполов ранее была покрыта блестящей поливой белого, зеленого и синего цветов. Купола храма на круглых световых башнях и высокая, асимметрично поставленная на западной стороне столпообразная колокольня помогают комплексу выполнять роль запоминающегося градостроительного акцента в этой части Аптекарского острова.
Два верхних этажа главного здания соединены в один, и в нем устроена высокая просторная церковь во имя Двенадцати Апостолов (освящена 17 декабря 1902 года), рассчитанная на 1000 прихожан. Храм украшали три резных дубовых иконостаса. Беломраморный престол его главного алтаря был украшен рельефными металлическими позолоченными изображениями Рождества Христова, Преображения Господня, Тайной Вечери и Двенадцати Апостолов. Всю полукруглую стену за алтарем занимали два яруса художественных цветных витражей – образов, среди которых выделялись образа Иисуса Христа, Божией Матери и Святого Иоанна Предтечи. В апреле 1903 года был освящен правый придел – во имя образа Богородицы Казанской, а в октябре того же года – левый, во имя Преподобномученика Андрея Критского и Преподобной Марии. На колоннах расположены хоры, где во время богослужения находился монастырский хор. В нижнем этаже расположена небольшая церковь во имя болгарского святого, небесного покровителя храмоздателя – Преподобного Иоанна Рыльского, освящённая 17 декабря 1901 года.
Богато и разнообразно в соответствии с эскизами Н. Н. Никонова были декорированы основные интерьеры монастыря. Сложный по рисунку пол храма выложили из цветных керамических плиток, а окна заполнили красочными витражами. Прекрасными украшениями церковного зала двухъярусные дубовые иконостасы, престолы и жертвенники, выполненные из мрамора, паникадило из чеканной меди. Несколько сдержаннее, но достаточно представительно были оформлены расположенные на втором этаже под алтарём храма помещения, предназначавшиеся для отца Иоанна Кронштадтского.
Когда в декабре 1908 г. отец Иоанн скончался, для его погребения послужила небольшая церковь-усыпальница с иконостасом из белого мрамора, устроенная незадолго перед этим в подвальном этаже монастыря тоже по проекту Н. Н. Никонова. Храм был освящен во имя Святого Пророка Илии и Царицы Феодоры – небесных покровителей родителей батюшки, на следующий день после смерти отца Иоанна – 21 декабря 1908 года, а 22 декабря в беломраморной гробнице батюшка был погребён. Усыпальница сразу же стала местом массового паломничества верующих.
В конце июня 1911 года была выстроена и освящена каменная часовня во имя преподобного Серафима Саровского, стоявшая на углу Карповки и Иоанновского переулка.
В 1923 году монастырь был закрыт, почти все монахини были в начале 30-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан. Вход в усыпальницу отца Иоанна в 1926 году был замурован. Помещения монастыря долгое время были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом. В 1989 году власти вернули обитель Церкви, и сначала в ней разместилось подворье Пюхтицкого женского монастыря. 1 ноября 1989 г., в день рождения отца Иоанна состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского. Большой храм во имя Двенадцати Апостолов после произведенного ремонта был вновь освящен летом 1991 года. В 1992 году по благословению Патриарха Иоанновская обитель стала самостоятельным ставропигиальным монастырём. В настоящее время монастырь является одним из главных центров православного паломничества.
Иоанновский монастырь, 1 класса, в Санкт-Петербурге. В 1900 году в Бозе почившим Кронштадтским пастырем, отцом Иоанном Сергиевым, устроено было на набережной реки Карповки подворье с храмом во имя преподобного Иоанна Рыльского для Сурского женского монастыря Архангельской епархии. Вскоре отцом Иоанном создан был величественный корпус с великолепным храмом во имя 12 апостолов, В 1903 году подворье обращено в самостоятельный монастырь с причислением к Санкт-Петербургской епархии. Иоанновский монастырь представляет собою красивейшее и грандиозное каменное здание с 5 куполами на круглых световых башнях. На западной стороне здания в связи с ним возвышается столпообраная колокольня с куполом. Все здание имеет 3 этажа. Весь верхний этаж занимает просторный, светлый и изящно отделанный храм во имя 12 апостолов с 2-мя приделами, освященный 17 декабря 1902 года. В главном иконостасе находится особо чтимая Казанская икона Божией Матери, взятая из Кронштадтской молельной отца Иоанна.
В среднем этаже находятся покои основателя монастыря отца Иоанна, в коих останавливался он во время своих частых посещений обители, как было при жизни почившего. Таковых покоев 3: зала для приема почетных посетителей, кабинет с письменным столом отца Иоанна и молельная его. В этом же этаже помещаются кельи настоятельницы, сестер и трапеза. В нижнем находится церковь преподобного Иоанна Рыльского, а под ней маленькая церковь во имя святых пророков Илии и царицы Федоры, соименных родителям отца Иоанна. Церковь эта служит усыпальницей молитвенника и печальника православной России, всенародно чтимого пастыря, отца Иоанна, скончавшегося 20 декабря 1908 года. Над могилой его устроена художественная из белого мрамора гробница с изображением на ней креста. На нее возложен тот самый белый парчевый покров, которым покрыто было тело отца Иоанна в гробу. Ежегодно 30 июня, в день монастырского храмового праздника, после литургии совершается вокруг монастыря крестный ход, разрешенный Священным Синодом в 1911 году (см. о Вауловском ските Ярославской епархии).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Петроградская сторона Санкт-Петербурга с конца XIX века становится самой быстро растущей частью города. Особенно интенсивное строительство развернулось, главным образом, на Каменноостровском проспекте, Песочной улице и набережной Карповки. В XX веке, в послевоенные годы на фоне пострадавшей архитектуры города после Ленинградской блокады, загадочно и, в некотором роде мистически, выглядело обособленно стоящее и при этом величественное здание на набережной Карповки.
Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (наб. р. Карповки, 45; ул. Профессора Попова, 36) расположен настолько удачно на берегу реки Карповки, что он виден со многих ближних и удаленных от монастыря видовых точек, прилегающих к нему кварталов и улиц. Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богоявленской женской монашеской общины, созданной Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) в 1899 году в своем родном селе Сура на берегу реки Пинеги. Еще тогда у отца Иоанна появилась мысль о постройке подворья монастыря в Петербурге. Строительство началось на участке земли, пожертвованном отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским – председателем общества вспоможения бедным при Владимирской церкви в Кронштадте. С.Г.Раменский пожертвовал для строительства подворья доставшуюся ему по наследству землю, находившуюся в Петербурге на угловом участке реки Карповки. Уже в процессе строительства, в 1901 году, община получила статус монастыря, а подворье стало самостоятельной обителью. Ставрипигия в переводе с греческого – статус, присваиваемый православным монастырям и соборам. Это делает их независимыми от местной епархии, и подчиняются они непосредственно патриарху или Синоду. Ставропигиальный статус является самым высоким.
28 марта 1900 года был рассмотрен проект подворья, составленный епархиальным архитектором Николаем Никитичем Никоновым. Зодчий имел большой опыт строительства церквей и подворий, где им использовались все декоративные возможности строительных и отделочных материалов, в том числе керамики. С учетом доработок в конце лета 1900 года проект получил Высочайшее одобрение.
По согласованному проекту располагавшееся на участке неправильной формы подворье представляло собой сочетание построек разного назначения. Свободная компоновка объемов способствовала особой выразительности силуэта зданий. С западной стороны проектировалась пятиярусная колокольня. При воплощении своего замысла зодчий отказался от оштукатуривания фасадов, а использовал специальный облицовочный кирпич, уложенный в виде полосатой кладки разного цвета, что усиливало художественную выразительность фасада. Купола были отделаны цветной поливной керамикой, изготовленной Миргородской промышленно-художественной школой им. Н.В.Гоголя. Купола с блестящей поливой зеленого, белого и синего цветов вносили особую живописность в облик обители. В оформлении постройки использовались мотивы очень популярного в Санкт-Петербурге в начале XX века русско-византийского архитектурного стиля.
Возведение подворья началось в мае 1900 года и завершилось через два года. К зиме 1900 года работы в храме были доведены до куполов, а в жилых помещениях – до крыши. Весной 1901 года строительство возобновилось до начала зимы, что позволило завершить жилые помещения для насельниц подворья. Так как церковь, устраиваемую на третьем этаже здания, не успели закончить, Иоанн Кронштадтский решил сделать небольшой храм в нижнем этаже здания. Церковь освятили в честь Иоанна Рыльского, небесного покровителя Иоанна Кронштадтского. В ходе строительства обители у Иоанна Кронштадтского появилось желание преобразовать Сурское подворье в самостоятельную обитель и 15 января 1903 года определением Святейшего Синода подворье обратили в самостоятельный женский монастырь, названный Иоанновским в честь Иоанна Рыльского.
Главный престол соборного (верхнего) храма, занимавший два верхних этажа, освятили во имя Святых Двенадцати апостолов. Правый придел — во имя Казанской иконы Божией Матери, левый – во имя Преподобного Андрея Критского и Преподобной Марии Египетской. Двусветный храм украсили тремя резными дубовыми иконостасами, образа для которых написали иконописец Ф.К.Платонов и художник М.В.Нестеров. В алтарной части на восточной стене и двух ярусах окон помещались многоцветные витражи с изображением Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов. Многочисленные окна храма были заполнены цветными узорчатыми стеклами (не сохранились). Венчали храм пять необычайной красоты цветных купола с золочеными крестами. Пятиярусная колокольня возвышалась на западной стороне.
На первом этаже располагалось несколько келий для сестер монастыря.На втором этаже главного корпуса под алтарем собора устроили покои основателя монастыря, в которых он останавливался во время посещения Петербурга. Здесь находилось множество великолепных икон и ризы о. Иоанна. Рядом размещались покои настоятельницы и канцелярия.
В 1903 году на Песочной улице было окончено строительство пятиэтажного дома для причта, приюта и желающих жить при монастыре. Фасады этого здания выполнены в той же архитектурной стилистике, что и фасады храма. В марте 1903 года настоятельницей обители становится матушка Ангелина, затем она получает сан игуменьи. В 1907-1908 гг. было возведено четырехэтажное здание по проекту архитектора Н.Н.Никонова. Его сдержанное оформление отвечало характеру построек монастыря. Большинство помещений занимали кельи. Кроме них здесь разместились лазарет, золотошвейная и белошвейная мастерские, типография, большая иконописная мастерская, приют для девочек, просфорная с двумя печами. С восточной стороны монастыря разбили сад, с западной – огород. Первоначально территорию монастыря обнесли деревянным, а позднее каменным забором. В мае 1910 года состоялось торжество закладки часовни, названной в честь Серафима Саровского, а в 1911 году ее освятили.
Комплекс монастырских построек на реке Карповке после завершения строительства становится одним из самых значительных архитектурных церковных построек Санкт-Петербурга. Кроме того, после завершения формирования комплекса, монастырь стал важнейшей градостроительной доминантой в этой части города.
Еще в 1907 году Санкт-Петербургский Митрополит обратился с ходатайством об устройстве церкви в нижней части (склепах) Иоанновского монастыря. «В Хозяйственное управление при Святейшем Синоде. По указу Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали:… Приказали: Преосвященный Митрополит С.-Петербургский ходатайствует о разрешении устроить церковь в нижней части здания (в склепах) Иоанновского женского монастыря в С.-Петербурге, с мраморным в ней иконостасом, на средства благотворительницы, пожелавшей остаться неизвестной, по составленному для сего архитектором Никоновым проекту». Разрешение было получено. Вход в усыпальницу был устроен из главного вестибюля. Широкая лестница вела в подвальную часть постройки. Небольшое помещение храма, как и всей подвальной части, перекрывали массивные своды. Стены, столбы, колонны, обработанные белым полированным мрамором создавали особую атмосферу почитания. Гробницу Иоанна Кронштадтского установили с правой стороны от алтаря. Храм-усыпальницу освятили в честь святого пророка Ильи и святой царицы Феодоры, покровителей отца и матери о. Иоанна Кронштадтского.
Личность Иоанна Кронштадтского (настоящее имя Иоанн Ильич Сергиев; 19.10.1829-20.12.1908), чье имя носит созданная им обитель, неразрывна не только с историей православия России в XIX-XX вв., но также связана с историей российского монашества и благотворительности. 12 декабря 1855 г. И. Кронштадтский был рукоположен в священники к Андреевскому собору в Кронштадте, в котором и прослужил 53 года до самой кончины. Скончался он в Кронштадте 20 декабря 1908 года. Тело было доставлено из Кронштадта на санях по льду в Ораниенбаум, далее в траурном салон-вагоне на Балтийский вокзал и доставлено в Иоанновский монастырь на Карповке. Здесь о. Иоанн Кронштадтский нашел свое успокоение 23 декабря 1908 года. Над его могилой была положена массивная мраморная плита с изображением креста, Евангелия и резной митры из мрамора. Могила пользовалась всеобщим почитанием – у нее молились члены царствующего дома, многие тысячи богомольцев со всех концов России. Еще при жизни Иоанна Кронштадтского монастырь достиг своего расцвета. Батюшка любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря».
Судьба обители после событий 1917 года находится в ряду трагических судеб многих храмов, церквей и монастырей России, но имеет и отличные от них исторические особенности. Секретным постановлением Петрогубисполкома от 25 мая 1923 года монастырь надлежало закрыть и использовать его строения «под общественные нужды». Но в этом монастыре находилось захоронение Иоанна Кронштадтского и именно этот факт не давал новой власти принять окончательное решение. Было ходатайство протоиерея «выдать гроб покойного о.Иоанна для перезахоронения и погребения на одном из кладбищ Петрограда или его пригородов в ряду других умерших граждан; а также указать, как это сделать тайно, без оглашения, или открыто». Однако перезахоронение так и не было произведено.
Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская, https://www.nrfmir.ru/ru/content/ioannovskiy-zhenskiy-monastyr
Восстановление монастыря началось в 1989 г. 1 ноября митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (в будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси) совершил освящение храма во имя преп. Иоанна Рыльского. Этот небольшой храм находится на первом этаже здания монастыря, и именно с него началось возрождение обители. Постепенно монастырю был возвращен комплекс зданий. Все храмы возрождались по единичным сохранившимся фотографиям.
12 июля 1991 г. по окончании восстановительных работ Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол собора во имя Двенадцати апостолов и 6 ноября – правый придел во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского.
В 1999-2002 гг. на территории монастыря построен храм-часовня в честь Покрова Божией Матери по проекту архитектора А. П. Викторова.
Храмы обители: храм в честь Двенадцати Апостолов (престольный праздник 13 июля), храм во имя преподобного Иоанна Рыльского (престольный праздник 1 ноября), храм-усыпальница святого праведного Иоанна Кронштадтского (исторически был освящен во имя пророка Илиии и царицы Феодоры), храм-часовня Покрова Божией Матери.
Одним из значимых исторических и архитектурных православных сооружений Петроградского района Санкт-Петербурга, является Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Комплекс зданий в неовизантийском стиле на набережной реки Карповки сооружён в 1896-1902-х годах по проекту епархиального архитектора Николая Никонова. Его основателем стал отец Иоанн Кронштадтский. Обитель была посвящена преподобному Иоанну Рыльскому, его духовному покровителю. Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богословской женской общины, созданной Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) в своём родном селе Сура Архангельской губернии. 8 мая 1900 было освящено место для подворья, а 16 сентября епископ Ямбургский Борис (Плотников) совершил его закладку.
Среди монастырских строений выделяется собор Двенадцати апостолов. Нижний храм которого во имя прп. Иоанна Рыльского был освящён 17 января 1901 года самим Иоанном Кронштадтским; главный храм, занимающий два верхних этажа, освящён 17 ноября 1902 года митрополитом Антонием при участии отца Иоанна. Главное здание монастыря, собор Двенадцати апостолов, увенчивают пять куполов на круглых световых барабанах. На его западной стороне возвышается столпообразная колокольня с куполом. Стены облицованы глазурованным белым и коричневым кирпичом, образующим на фасадах горизонтальные чередующиеся полосы. «Храм сей отличается благолепием и вместимостью», — сказано в путеводителе по Санкт-Петербургу, изданном в начале ХХ века. Два верхних этажа здания соединены в один, и в нём устроена высокая просторная церковь во имя Святых Двенадцати апостолов. Беломраморный престол её главного алтаря был украшен рельефными металлическими позолоченными изображениями Рождества Христова, Преображения Господня, Тайной вечери и Двенадцати апостолов. Всю полукруглую стену за алтарём занимали два яруса цветных витражей-образов. В нижнем этаже расположена небольшая церковь во имя Святого Иоанна Рыльского и Святой Девы Марии.
Особое положение монастыря во многом определяется тем, что в нём находится церковь-усыпальница во имя Святого пророка Илии и Святой царицы Феодоры (имена этих святых носили родители Иоанна Кронштадтского). Стены её отделаны белым мрамором, из белого мрамора высечен и иконостас, образа для которого написал Ф. К. Платонов. На правой стороне церкви — гробница отца Иоанна, скончавшегося в декабре 1908 года, так же выполненная из мрамора. Она сразу стала местом массового паломничества верующих. На гробнице лежали икона Спаса Нерукотворного и Святое Евангелие, горела неугасимая лампада в виде митры. Стоит сказать, что в 1904 году о. Иоанн получил разрешение быть похороненным в Иоанновской обители. По его просьбе в нижней части собора (в склепе) был устроен специально для этого небольшой храм во имя пророка Илии и царицы Феодоры, небесных покровителей родителей дорогого батюшки. О. Иоанн отошёл ко Господу 20 декабря/2 января 1908 года и был погребён в этом храме. Отпевал о. Иоанна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) в сослужении трёх епископов, 60 священников и 20 диаконов. В самих же похоронах принимало участие около 60 тысяч человек. Подземная церковь-усыпальница, освящённая 21 декабря 1908 года митрополитом Антонием, отличалась богатством отделки в русско-византийском стиле, средства на которую пожертвовала Анна Яковлевна Лежоева (1869-1939), впоследствии монахиня Иоанна, казначея монастыря.
В 1919 году обитель была обращена большевиками в трудовую коммуну, а в 1923 году — ликвидирована (сёстры жили в ней ещё несколько лет). 12 мая 1923 года всё движимое и недвижимое имущество монастыря было передано обновленческой общине, а уже 19 мая губернский исполнительный комитет принял решение о ликвидации монастыря, что удалось осуществить только в ноябре (из-за протестов обновленческого руководства). Здания монастыря были переданы мелиоративному техникуму, в марте 1926 года был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Почти все оставшиеся монахини были в начале 1930-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.
В 1989 году здания Иоанновского монастыря возвращены Санкт-Петербургской епархии и возрождённая обитель была открыта как подворье Пюхтицкого монастыря. В октябре 1989 года первые конторы выехали из монастырских зданий. Были освобождены помещения первого этажа, в котором до закрытия обители располагался храм преподобного Иоанна Рыльского, а также подземная церковь-усыпальница. Было решено произвести срочный ремонт и освятить церковь прп. Иоанна Рыльского в день празднования его памяти и день рождения Иоанна Кронштадтского — 1 ноября по н. ст. Менее чем за две недели инокини Пюхтицкого монастыря под руководством игумении Варвары и жившие в Ленинграде почитатели праведного Иоанна Кроштадтского выполнили основные отделочные работы перед освящением. 12 июля 1991 года по окончании восстановительных работ Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол собора во имя Двенадцати апостолов, а 6 ноября — правый придел во имя праведного Иоанна Кронштадтского. С 25 декабря 1991 года Иоанновский монастырь является ставропигиальным.
Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. — Санкт-Петербург. Издательство: «Паритет», 2008