К Троицкому собору была приписана часовня, размещавшаяся в Домике Петра I – его „первоначальном дворце“. Петр и солдаты выстроили домик всего за три дня, 24–26 мая 1703 г., и последующие пять лет царь жил в нем до постройки Зимнего и Летнего дворцов. Здесь он праздновал основание Петербурга и сам „начертал план города“.
Потомки бережно относились к этому старейшему в городе строению, и уже в 1723 г. вокруг него Д. Трезини выстроил каменный с галереей футляр, который в 1784 г. был возобновлен И.Б. Фоком, а в 1844 г. заменен новым по проекту Р.И. Кузьмина (чтимый образ в это время находился во временной часовне). Перед домиком в 1874 г. был поставлен бюст Петра I работы П.П. Забелло. В 1889 г. футляр с западной стороны расширили пристройкой по проекту Н.М. Салько. В 1910 г. А.И. фон Гоген составил чертеж более обширного защитного шатра, но он был отклонен.
С середины XVIII века в столовой Домика (площадью 20 кв. м) размещалась часовня с чтимым образом Спасителя. По преданию, он был привезен из Греции для Царя Иоанна III и находился с ним в стоянии на Угре. Более правдоподобно другое мнение: образ написал для Царя Алексея Михайловича знаменитый иконописец Симон Ушаков. К Петру он попал от фельдмаршала гр. Ф.А. Головина, сопровождал Царя в походах и находился в его покое при кончине. В XIX веке икона стала одной из самых почитаемых в столице, и слова „идти“ или „ехать к Спасителю“ были понятны каждому петербуржцу. В 1815 г. для нее сделали киот из красного дерева, в 1860 г. – бронзовую раму, в 1872 г. – золотую ризу с драгоценными украшениями. Во время молебна перед образом, среди прочих, читалась молитва „Господи, щедрый и многомилостивый“, написанная Цесаревной Елизаветой Петровной. В 1878 г. в часовне был поставлен новый иконостас из бронзы, а старый отправлен в с. Коробово Костромской губернии, на родину Ивана Сусанина. Перед самой революцией и после нее в часовне служил бывший царский духовник прот. Николай Григорьевич Кедринский.
В 1917 г. ценности были вывезены в Москву, а сама часовня национализирована. 23 января 1930 г. часовня, управляемая обновленцами, была закрыта властями и передана Музею революции; чтимый образ перенесен в Троицкую церковь на Стремянной, а по ее закрытии – в Преображенский собор, откуда в послевоенные годы взят в музей или неизвестно куда (ныне в соборе находится старинная копия).
В послевоенные годы в Домике проведены обширные реставрационные работы, он сейчас открыт как музей. Здание охраняется государством как памятник истории.
http://www.encspb.ru/object/2855720206?lc=ru