Петрищево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В приходе: с. Петрищево, д. Игнатьеве, д. Коптево, д. Малое Салюлково, д Николаевка. Приход образован ранее 1630 г.
Каменная церковь с главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1802 г. на средства помещика Петра Николаевича Юшкова. Два придела: первый — во имя сет. Николая, архиеп. Мир Ликийского, левый — во имя вмч. Варвары.
http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=310&sid=1106246

Село Петрищево, расположенное на реке Малой Кориле, отстоит от гг. Тулы в 120 в. и от уезднаго Белева в 19 в. В состав прихода, кроме названнаго села, входят деревни: Игнатьево, Коптево, Николаевка и Малое Самолково; общее население простирается до 902 душ крестьян муж. п., 947 жен. пола. Занятие жителей земледелие и разработка каменнаго угля в шахтах южных губерний России.
Когда образовался приход с. Петрищева и от чего последнее получило свое название, неизвестно; из писцовых книг 1630-1632 г, видно, что село Петрищево уже существовало и составляло вотчину Петра Ив. Юшкова. Старанием вотчинника Юшкова устроена была в селе, церковь „Великаго Чудотворц. Николы, древяна клецки”. Какая была судьба этого храма, а равно и последующих неизвестно. Сохранились лишь сведения о ныне существующем в Петрищеве каменном храме; во имя Успения Пр. Богородицы. Храм этот с колокольнею устроен в 1802 году на средства местнаго помещика, бригадира, Петра Николаевича Юшкова. В нем два придела: южный во имя св. Николая Чудотворца. устроенный одновременно с храмом и северный во имя св. Великомученицы Варвары, устроенный в 1830 году. Несмотря на относительно позднее свое устройство и новизну, храм Успения в с. Петрищеве, по причине обнаружившейся в нем ветхости крыши и крылец, пропускавших течь, в 1824 году был закрыт и богослужение совершалось в соседней церкви с. Старых Долец: но через 10 лет, в 1834 году, храм снова приведен был в надлежащий вид и священнодействие совершается в нем безпрепятственно до сего времени.
Причт церкви состоит из священника и двух псаломщиков: на содержание их поступает 36 десят. церковной земли, из которой усадебной 3 десят., полевой 30 д. и неудобной 3 десят. Во всех селениях прихода с. Петрищева имеются школы, а именно: в с. Петрищеве земская школа и в деревнях: Игнатьеве, Коптевой, Николаевке и Малой Самолковой школы грамоты.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Белевский уезд, стр. 186.

Мне не удалось пока найти изображение Успенской церкви в Петрищеве и достоверно определить место, где она находилась. Однако привязывать храмовое место к памятнику декабристу Г.С. Батенькову я бы не стал. Во-первых, памятник и остатки надгробной плиты Батенькова расположены в низине, у самой плотины Петрищевского пруда, в таких размываемых половодьем местах кладбища, не говоря уже о храмах, никогда не устраивали. А похоронен был Г.С. Батеньков, согласно его завещанию, рядом с могилой его друга Алексея Андреевича Елагина. У Елагиных, владельцев Петрищева, было своё семейное кладбище, рядом с церковью.
Вот фрагмент воспоминаний М.В. Беэр, внучки знаменитой Авдотьи Петровны Елагиной: «В Петрищеве же была церковь построена отцом Авдотьи Петровны, Петром Николаевичем Юшковым, но предел Св. Варвары, в котором могила деда моего Алексея Андреевича Елагина (мужа Авдотьи Петровны) выстроена ею, и все образа в иконостасе написаны самой Авдотьей Петровной и ризы на них вышиты бисером и шелками Марией Васильевной Киреевской, Елизаветой Алексеевной Елагиной (дочерьми Авдотьи Петровны) и моей матерью Екатериной Ивановной Елагиной, урожден(ной) Мойер».
И ещё: «Похоронили бабушку в Петрищеве, возле церкви, рядом с ее сыном Николаем Алексеевичем и дочерью Елизаветой, умершей в (18)48 году, 24-х лет. Позднее, в 1879 году там же похоронили ее последнего сына Василия Алексеевича Елагина».
Теперь о церкви. По словам местных жителей, она была разрушена ещё до войны, разобрана на кирпичи, из которых потом построили магазин, развалины которого до сих пор можно наблюдать у плотины, но с противоположной от памятника Батенькову стороны пруда. В воспоминаниях Елагиных и Беэр упоминается недовольство, которое испытывали семейства от «близкого соседства барского дома с деревней на противоположной стороне пруда». Вряд ли П.Н. Юшков, как устроитель церкви, разместил бы её среди домов крестьян или переносить от места, где прежде стояла деревянная Никольская церковь и находились могилы предков.
Пока я склонен считать, что могила Г.С. Батенькова скорее символическая, а семейное кладбище, как и церковь и барский дом, находились немного выше развалин магазина. Историю России и прах её великих сыновей сейчас покрывают непроходимые заросли борщевика, символа утраченной памяти. И не только в Петрищево.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?