Саратовский символист. Давно у нас не было художников, сегодня очередь Петра Саввича Уткина, саратовского художника, который на долгие годы потерялся, от которого осталось не так много работ, но они прекрасны.
А ведь это был очень плодовитый художник, воспитанный лучшими педагогами своего времени. Сын железнодорожника, который так любил созерцать природу, смотреть, как вскрывается лёд на Волге, местом для своего обучения сперва выбрал рисовальную школу при Саратовском обществе любителей изящных искусств. Там его учил один из отцов саратовской художественной школы итальянец Гектор Баракки (о том, как итальянец влюбился в Саратов — отдельная история). Там же он познакомился с художником Борисовым-Мусатовым, оказавшим на творчество Уткина огромное влияние. После Саратова Пётр переехал в Москву, где уже Левитан, Серов, Пастернак и Коровин числились среди его учителей (вот это квартет!)
В 1902 году Уткин вместе с Петровым-Водкиным сделал заказ от саратовской епархии на роспись церкви Казанской Божьей матери. Но новаторское творчество сановники не оценили, и работы были уничтожены.
Вскоре Уткин начинает организовывать выставки, сперва в 1904 году в Саратове проходит «Алая роза» с хэдлайнерами вроде Врубеля, а потом в Москве уже пройдёт знаменитая «Голубая роза».
В 1914 году половина работ Уткина сгорит в пожаре на квартире его друга, а через 28 лет основные из его оставшихся работ погибнут во время бомбежки «дороги жизни» через Ладогу. И именно так, от наследия художника, который так активно творил, не останется почти ничего.
Уже с приходом советской власти Пётр Саввич почти перестал писать и посвятил себя педагогической работе. В 1931 году после конфликта с руководством Саратовского техникума Уткин переехал жить в Ленинград, став профессором Академии художеств. Спустя три года художник скончался.