В рубрике «Процесс и результат» в #МосковскихЗаписках сегодня Петр Ильич позирует скульптору Илье Гинцбургу.
Дело было в Санкт-Петербурге, зимой 1892 года, за год до смерти композитора. Тем удивительнее, что это было первое скульптурное изображение знаменитого Чайковского. В декабре 1892-го Петр Ильич прибыл в столицу на премьеру балета «Щелкунчик» в Мариинском театре. За день до этого он писал Гинцбургу по поводу сеансов позирования: «Дорогой, милый, добрый Илья Яковлевич! Ей-богу, невозможно быть у Вас, да и если бы и был, то Вам бы несносно было взирать на столь усталого, измученного в нервном отношении человека! Буду у Вас, когда закончатся мои терзания, и вместо одного, если хотите, 2 раза. Во всяком случае буду у Вас во вторник, 8 числа, в 10 часов».
Визит состоялся 8 декабря. Пётр Ильич позировал стоя за нотным столиком, за работой. «Чайковский приходил ко мне в мастерскую. Позировал он стоя, занимаясь писанием нот, и просил, чтобы во время сеанса не приходили посторонние. “Я всегда стесняюсь незнакомых мне людей, даже когда я дирижирую, то чувствую такую робость, такую неловкость, что для того, чтобы набраться храбрости, должен перед выступлением выпить коньяку», — вспоминал Илья Гинцбург.
Чайковский изображен в рост за конторкой, служившей ему рабочим местом. Композитор облокотился на столешницу, в руке – карандаш. Правая рука лежит на нотах, а левая, держащая сигару, расположена на уровне груди. Скульптура была подарена Государственному мемориальному музыкальному музею-заповеднику П.И. Чайковского в 1925 году самим автором. В дневниках Николая Жегина, первого директора дома-музея, есть запись об этом:
«Поторопился в Академию художеств к Гинцбургу, который меня поджидал… Гинцбург очень маленького роста, в засаленной душегрейке с грязной феской на голове принял меня очень любезно. Показал фигурку Петра Ильича — единственную оставшуюся у него».