Основатель Петергофа Петр I питал неистовую страсть к воде. Он прорубил России выход к морю, построил флот и перенес столицу на топкие, рассеченные реками берега Невы. Конечно, все это объясняется прежде всего стратегическими и экономическими причинами. Но в жизнерадостном праздничном Петергофе как будто навсегда запечатлелась непосредственная детская радость, которую испытывал царь от водных утех. Появление царской резиденции на берегу Финского залива означало – Россия здесь навсегда.
Да и чем мы хуже французов – после визита во Францию царь решил «переплюнуть» Версаль. И ему удалось – многочисленные фонтаны Петергофа функционируют без насосов, лишь с использованием природного рельефа. В отличие от дорогостоящей водяной системы Версаля. Петергоф стали называть «Русским Версалем» или «Столицей фонтанов».
Фонтанам Петергофа уже три столетия. Тот, кто видел их хоть раз, не забудет радугу в искрящихся на солнце струях, четко прочерченные аллеи, изящные павильоны, поражающий воображение центральный каскад с раскинувшимся за ним Большим дворцом и изумительный вид на Финский залив с силуэтами Кронштадта на горизонте. В отличие от мрачноватой Северной столицы в Петергофе не бывает плохой погоды – даже в дождь весело и беззаботно. Поэтому тут так нравится детям. Единственное, что может испортить картину – обилие посетителей с фотоаппаратами и многочисленные экскурсии. Посмотреть на дворцово-парковый ансамбль Петергофа ежедневно приезжают тысячи туристов со всего мира. Это самый популярный петербургский загородный парк.
История
Впервые название Петергоф появляется в документах в 1705 году и связано со строительством крепости на острове Котлин – Кроншлота (позже Кронштадта). К этому времени Петр уже прочно закрепился на берегах Невы, и этой крепости предназначалась важная роль – защищать Санкт-Петербург от неприятеля с моря. По дороге на Котлин правитель часто останавливался на берегу Финского залива в старой шведской усадьбе, а потом построил свою собственную под названием Петергоф (в переводе с немецкого «Петров двор») в 29 километрах западнее Санкт-Петербурга.
Не факт! Существует предание, что Петергоф появился благодаря супруге Петра I Екатерине. Это она якобы уговорила мужа построить путевой дворец на месте, где можно переждать непогоду на пути к Котлину.
Царь лично (благодаря бешеной энергии и работоспособности он все делал сам) выбрал место уже для загородной резиденции, а не скромного дома. Первоначально парк с фонтанами предполагалось построить в районе Стрельны, но местность для устройства фонтанов там не подходила, а в Петергофе подошла идеально. Официальной датой его основания считается 1714 год, когда царь заложил Монплезир. Строительство здесь загородной резиденции демонстрировало северному соседу, что Россия прочно обосновалась на берегах Финского залива и никуда отсюда не уйдет. Отныне в Петергофе будут жить и предаваться светским утехам русские цари.
И опять неутомимый монарх сам все планировал и намечал места для будущих дворцов и фонтанов Петергофа. Местные жители неоднократно наблюдали сутулую долговязую фигуру императора с межевым шестом в руках, большими шагами пересекающую местность у залива, рискуя провалиться по пояс в болото. Строительство Петергофа он тоже полностью контролировал.
15 августа 1723 года иностранные гости на более чем ста судах прибыли на торжественное открытие новой загородной резиденции русского царя. Они подплывали по широкому каналу прямо к парадному входу в Большой петергофский дворец. Император с гордостью демонстрировал свое детище, а в заключении устроил грандиозный фейерверк. Слава о самой красивой резиденции Петра пошла по Европе.
Большой дворец
Место для Верхних палат (как тогда называли Большой дворец) он тоже выбрал сам и даже указал, где поставить статуи и расписал их постаменты. Немцу Иоганну Фридриху Браунштейну оставалось только точно воплотить в жизнь грандиозный царский замысел. Он продержался недолго, затем к работе над дворцом приступили Жан Батист Леблон, Николо Микетти и Михаил Земцов. Однако то огромное сооружение, которое мы видим сейчас, построил Бартоломео Франческо Растрелли уже при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века в роскошном стиле барокко. Он имел форму буквы П, развернутой к морю. Северный фасад Большого дворца Петергофа на 260 метров протянулся вдоль залива. Южный — «смотрел» на Старую Петергофскую дорогу.
На Гербовом павильоне с одной стороны дворца Растрелли установил двуглавого орла в виде флюгера, а чтобы с любой точки были видны обе его головы, архитектор добавил ему третью.
Богатые интерьеры дворца соответствовали статусу хозяев. Цари не скупились на его украшение. Существует предание, что императрица Елизавета I приказала использовать как можно больше золота при отделке Купеческой лестницы, по которой купцы попадали на царские приемы. Хотя дворец итак сиял золотым блеском.
Одним из первых появился Кабинет Петра I. Утверждается, что император частично сам вырезал из дуба его обивку.
Жан-Батист Деламот создал Картинный зал (или Кабинет мод и граций), уникальный по портретной росписи шпалер. Его стены украсили 368 картин итальянского графа Ротари – то ли русская императрица Екатерина II купила их у него, то ли получила в подарок от умирающего художника. Здесь можно увидеть любопытные картины – обманки и зрительные мистификации. Портрет молодой цыганки на восточной стене написан таким образом, что в любой части зала зрителю кажется, что девушка показывает на него пальчиком и улыбается именно ему. На одном из полотен изображена картина в картине – холст с загнутыми углами с портретом молодой красавицы.
Интересно! Однажды Екатерина написала барону Гримму за границу, что почти всю Диванную комнату в ее загородном дворце Петергоф занимает один единственный диван, на котором могут поместиться 12 человек. На самом деле экзотический предмет мебели привезли для ее фаворита Григория Потемкина из Турции как военный трофей. После этого огромные «Потемкинские диваны» стали пользоваться в России повышенным спросом.
Впоследствии в декорировании и перестройках Большого дворца Петергофа приняли участие практически все известные зодчие. Но несмотря на то, что каждый из них привнес что-то свое, им удалось сохранить архитектурное единство дворца, так что он воспринимается как гениальное создание одного творца.
Верхний сад
Верхний сад Петергофа находился выше дворца с противоположенной стороны от залива. Созданные архитекторами Браунштейн и Леблоном с садовником Л. Горинхфельтом водоемы и крытые аллеи соседствовали у практичного царя с теплицами и овощными грядками, а в прудах разводили рыбу. Он так и именовал его – «огород». В середине XVIII века следы хозяйственной деятельности убрали и установили декоративные деревья в кадках, позолоченные статуи и фонтаны. А Растрелли увеличил площадь Верхнего сада и огородил кованой решеткой. Сейчас он находится на реставрации.
Его пять фонтанов, конечно, не входят в сравнение с водными феериями Нижнего парка, но тоже хороши. В центре Межеумного фонтана (в переводе со старорусского «промежуточного») струями воды «плюется» рассерженный бронзовый дракон и четыре дельфина.
«Нептун», состоящий из более чем 30 статуй, извергает одновременно десятки водяных струй. Этот один из самых известных петергофских фонтанов первоначально Павел I приобрел в Германии для Гатчины.
Большой каскад Петергофа
Раскинувшийся вдоль залива Нижний парк – безусловно, самая главная достопримечательность Петергофа. Дворец соединяется с заливом Большим каскадом, который символизировал выход России к морю. Его начал строить по личным эскизам и указаниям Петра архитектор Браунштейн и продолжили Леблон и Микетти.
В Большом петергофском каскаде 17 ступеней, 41 бронзовая золоченая статуя, 29 барельефов, 4 бюста, 7 маскаронов (декоративных масок). И из всего этого бьет и вытекает вода – 142 струи.
В нем установили даже так называемые водяные органы – там, где он впадал в Морской (Самсоновский) канал.
В его центре, прямо под Большим дворцом, огромный мускулистый Самсон раздирает пасть льву.
По официальной версии скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва» установили уже после смерти Петра по велению Екатерины I к 25-летию Полтавской битвы. Но возможно и раньше в память о Гангутском морском сражении со шведами. В любом случае мифический герой Самсон – это символ России, а страшный, но побежденный лев – Швеции.
Интересно! Первоначально вместо Самсона должен был стоять «Геракл, сражающийся с гидрой», но вспомнили, что Полтавская битва пришлась на день поминовения преподобного Сампсония. К тому же на гербе побежденной Швеции изображен именно лев.
Самсона отлили по модели Растрелли из свинца, как и остальные фигуры петергофских фонтанов. Это недолговечный материал, поэтому вскоре изваяния начали заменять бронзовыми. Скульптура «Нева» Ф.Ф. Щедрина оказалась с одной стороны каскада, а «Волхвы» И.П. Прокофьева – с другой стороны. Говорили, что первоначально они составляли одну композицию, но Неву с волхвами разлучили. Самсон тоже стал бронзовым благодаря скульптору Козловскому.
Интересно! «Самсон» — самый любимый герой городского фольклора Петербурга. Кем он только не побывал в разные исторические эпохи – «Струйками Ильичи», «Памятником стоматологу» и даже «Самсунгом, разрывающий пасть Ким Ир Сену».
В царской России существовала оригинальная традиция. Летом, после окончания учений, петербургских кадетов вывозили в Петергоф, где они бились со струями воды, штурмуя ступени Большого каскада. Герою, первым добравшемуся до вершины, сама императрица вручала драгоценный подарок.
Нижний парк
Нижний парк Петергофа состоит из трех частей: центральной, восточной и западной. Он расположен на узкой полосе вдоль Финского залива, но даже «стесненный» этими обстоятельствами, Леблон, ученик создателя Версальских парков Анри Ленотра, старался соблюдать симметрию. Впоследствии она не нарушалась. Каждая аллея парка заканчивается дворцом, каскадом фонтанов или павильоном.
На востоке Нижнего парка на берегу моря находится павильон Монплезир. Маленький дворец царь очень любил – ведь из его окна, не вставая с постели, он мог любоваться на строящийся Кронштадт. Он специально ставил свою кровать таким образом.
На террасе павильона Монплезир красуется бронзовый Нептун, совсем не похожий на греческого бога. Его отлили по собственному рисунку Петра I. Местное предание гласит, что он срисовал его с местного купца. Царя забавляло, как тот смущался при виде обнаженной натуры, и он подшутил над бедолагой, превратив его самого в обнаженного античного персонажа, снисходительно подарив ему лишь набедренную повязку.
На западе Нижнего парка Петергофа возводится павильон «Эрмитаж» (в переводе с французского «хижина уединения») для времяпровождения царя с его ближайшим окружением. В нем установили первые в России лифты — подъемные механизмы. В окруженный со всех сторон водой дворец пройти можно было только по подъемному мосту – чтобы никто не нарушал уединения веселой компании.
Выше «Эрмитажа» в Нижнем парке возвели миниатюрный дворец Марли, скромный, но изящный. Рядом с ним извергается огромная «Золотая гора» — целая «река» воды из 22 ступеней. Вертикальная часть ступеней фонтана отделана позолоченной медью, которая ослепительно сверкает на солнце. Отсюда и название.
Перед «Золотой горой» на 15 метров поднимаются два водяных столба. Внутри они полые, поэтому фонтан экономит воду. Его и назвали экономным на французский манер — Менажерным. Причем хитроумную конструкцию фонтана придумал тоже Петр I. В узкие щели между фонтанными трубами и вставленными в них заглушками вода взлетает на невиданную высоту.
Симметрично «Золотой горе» на востоке парка изливается гигантский каскад «Шахматная гора», оформленный в виде шахматной доски. Три бронзовых дракона выбрасывают струи воды на черно-белые клетки в окружении десяти мифических героев из мрамора. А перед ним искрятся два Римских фонтана как на площади Святого Петра в Ватикане.
Вплоть до середины XIX века Нижний парк Петергофа постоянно перестраивали. Появлялись новые павильоны и фонтаны.
Шутихи
Небольшой петергофский фонтан «Фаворитка» оброс многочисленными мифами и легендами. Идею его создания также приписывают Петру I, которого каким-то фантастическим образом хватало на все, особенно – на забавы и веселье. По небольшому бассейну фонтана кружатся четыре утки, а за ними бежит собачка. И все они «выплевывают» небольшие фонтанчики воды. Шуточный фонтан был выполнен по мотивам басни Эзопа – рядом с бассейном даже укрепили табличку с ее содержанием. Деревянные фигуры зверюшек впоследствии заменили на прочные медные.
По местным преданиями прототипами собачки попеременно являлись то Фаворитка Елизаветы I, то любимица Екатерины II Земира. Считается, что, если бросишь монетку в бассейн фонтана «Фаворитка», обязательно вернешься в Петергоф.
Еще одна местная примета об исполнении желаний связана с необычным памятником Петергофа — огромной головой, наполовину погруженной в землю. Какие только версии не существуют о ее происхождении. То ли это памятник шведскому королю, который из-за тяжести не дотащили до судна. То ли его вытесал местный каменотес для Петра I. То ли голову создал во времена Павла I архитектор Броуэр.
Не факт! Жители Петергофа верят, что Голова может исполнять желания. Нужно только соблюсти ритуал: сесть на вершину памятника, загадать желание, в ручье неподалеку умыть лицо, поставить в храме свечку, и готово – остается ждать результат.
В регулярных парках XVIII века фонтаны-шутихи вошли в моду. И царь, любивший пошутить, особенно над придворными дамами в пышных кринолинах, с большим энтузиазмом отнесся к их устройству в своей резиденции. Они встречаются в самых неожиданных местах парка Петергофа. Присев на лавочку под «Зонтиком», ты вдруг оказываешься в окружении плотных струй воды. «Елочка» и «Дубок» внезапно обдают прохладными струями.
Вращающуюся колонну фонтана «Солнце» с разлетающейся во все стороны водой полтора столетия скрывали царские купальни. Только в 1920-е фонтан вновь «вернули» народу.
Парк «Александрия»
Кроме Нижнего парка, в Петергофе находятся еще несколько великолепных парков, которые менее известны, но каждый из них обладает какой-то своей изюминкой. Посетить сразу все петергофские парки невозможно – на каждый может уйти целый день. Пожалуй, самый интересный из них – романтичная и томная Александрия. По контрасту с Нижним парком, где клубится народ, здесь царит тишина и спокойствие.
Александрия – семейное гнездо Романовых, их фамильная резиденция. В первой половине XVIII века, в правление Анны Иоановны, здесь бегали олени, буйволы, кабаны и даже несколько тигров. Охотничий парк устроили по велению императрицы для царской охоты. А чтобы ей не приходилось напрягаться и ничто не угрожало, установили павильон «Темпель», из которого она и стреляла. Егери с собаками гнали зверей прямо на нее. В конце XVIII века парк опустел, а из живности в нем сохранились только олени – они стали ручными.
В 1825 году Николай I подарил этот парк своей жене Александре Федоровне. Отсюда произошло его название. На построенном здесь Летнем коттедже поместили герб парка – щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Его придумал поэт Жуковский. В парке царила деревенская идиллия – соорудили даже «Ферму» с коровником и комнаты для пастухов, которую потом перестроили в Фермерский дворец.
Пейзажный романтический парк в течение двух десятилетий создавал садовый мастер П.И. Эрлер.
Самая оригинальная постройка парка – Готическая капелла, построенная в честь Александра Невского.
Александрию очень любил последний российский император Николай II со своим семейством. В ней произошли важнейшие события из жизни его семьи и всей Российской империи. Николай II и Александра Федоровна провели первое лето своей семейной жизни, гуляя по тенистым аллеям парка Александрия. На Нижней даче, построенной по распоряжению Николая в северо-восточном углу парка, родился их единственный сын Алексей и император подписал манифест о вступлении России в Первую мировую войну.
Кроме Александрии, в Петергофе можно посетить Луговой, Колонистский, Английский парки и парк Заячий ремиз. Экскурсии по паркам и павильонам Петергофа можно заказать здесь же.
Война
При советской власти из национализированного Большого дворца и парков Петергофа сделали музей. А чтобы впервые попавшие в такое великолепие граждане вели себя прилично, его первый директор Беренштам даже составил «Правила осмотра дворцов музеев Петергофа».
Во время войны захваченный немцами дворцово-парковый ансамбль Петергофа понес почти непоправимые потери. Уничтожив после себя все, что возможно, немцы ограбили прекрасные дворцы – вывезли в Германию позолоченные скульптуры и драгоценные интерьеры. Пришлось разминировать Верхний сад и Нижний парк, взлетел на воздух дворец «Марли», сгорел Екатерининский корпус «Монплезира». Сильно пострадали фонтаны Петергофа. Фашисты взорвали Львиный каскад, построенный в середине XIX веека Штакеншнейдером, и похитили его скульптуры. Его пришлось восстанавливать с нуля. Позолоченный античный герой Самсон из Большого каскада отправился в Германию, где пропал без следа. Его заново после войны по фотографиям воссоздал скульптор В. Л. Симонов.
Не факт! Насчет Самсона есть легенда, что его в начале войны закопали, а потом не нашли – все свидетели погибли.
Фашисты похитили памятник Петру I работы Антокольского. Хорошо, что уцелела авторская модель – его вновь отлили в 1950-е.
Интересно! По традиции курсанты Петергофского военно-морского училища каждую весну лишают шпаги статую императора, изображенного в форме офицера Преображенского полка. И местные власти терпеливо ее восстанавливают.
Большой Петергофский дворец взорвали немцы перед уходом из Петергофа. Хотя есть и другие версии его гибели. Одна из них гласит, что немцы комфортно и безопасно ощущали себя в бывшей царской резиденции, уверенные, что русские не будут стрелять по уникальному историческому памятнику. На Новый год они устроили в Большом дворце настоящий пир — этого советское командование уже не могло перенести. Наши разведчики подобрались к дворцу и забросали фашистов противотанковыми гранатами. Погибли и наглые оккупанты, и смелые разведчики, и сам дворец – сгорел во время начавшегося пожара.
В любом случае, вина за уничтожение великолепного архитектурного сооружения, в которое вложило силы столько талантливых людей, лежит на гитлеровской Германии.
После освобождения от фашистов Петергоф в порыве патриотизма переименовали в Петродворец. 17 июня 1945 года торжественно открылся Нижний парк музея. Опять взметнулись в небо радужные струи его фонтанов. А вскоре перед дворцом опять водрузился на свое место Самсон. До 1970-х шло восстановление Большого дворца. В начале 1990-х Петродворец вновь стал Петергофом. Воссозданный заново Львиный каскад запустили только в 2000-м.
Фонтанный водовод
Первоначально царь собирался возвести грандиозную резиденцию с фонтанами наподобие Версаля в Стрельне. Но российский инженер Миних имел смелость доказать самодержцу, что Стрельна не подходит для реализации его задумки – она потребует здесь слишком больших затрат, и огромная территория окажется под водой. А ведь рядом есть место с более подходящим для его резиденции рельефом, где уже возводился к этому времени Большой дворец. На близлежащей к Петергофу возвышенности, Ропшинских высотах, обнаружили водяные источники, которые позволили создать грандиозные фонтаны без лишних затрат. Только с помощью инженерной смекалки.
В Петергофе построили уникальную водоводную систему без использования насосов. Пруды и каналы выкопали таким образом, что вода естественным путем поступала в фонтаны.
Большое водохранилище выкопали для снабжения водой Верхнего сада, откуда она поступала в фонтаны Нижнего парка. В середине XVIII века водоводную систему Петергофа дополнили новые пруды и каналы, деревянные трубы заменили чугунными. А впоследствии еще 9 водохранилищ стали снабжать водой петергофские фонтаны. С тех пор водоводная сеть дворцово-паркового ансамбля функционирует бесперебойно, и даже засуха ей не страшна.
Длина всех каналов Петергофа составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные).
Зимой фонтаны не работают, но заснеженный Петергоф — фантастическое зрелище. И любоваться на все это можно совершенно бесплатно.