Церковь постройки 1780 года. Архитектор — неизвестен. Была построена на месте сгоревшей деревянной XVII в. В 1850-х была расширена — устроена трапезная и еще один престол, колокольня (несохр.). При обследовании Пестяковской Историко-краеведческой экспедицией в 1998 г. были обнаружены предположительные фундаменты церкви XVII в. Тогда же в подполе церкви устроен храм во имя св. Пантелеимона. Кроме данной церкви в селе до 1930-х гг. имелись деревянная Троицкая (1790-х гг.) и старообрядческая церкви.
ПЕСТЯКИ. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ, сер. 18 в.; сер. 19 в. ул. Советская.
Расположена на высоком берегу р. Пурешка, главенствует в панораме поселка. Построена в 1752-60 гг. из кирпича на средства прихожан; в 1858-61 гг. одновременно с расширением трапезной почти полностью изменила фасадный декор. Характерная для архитектуры барокко церковь типа восьмерик на четверике с обстройкой и фасадным декором в духе классицизма. К северу от церкви находится кирпичная часовня — покойницкая, построенная во 2-й пол. 19 в. в формах, близких переделанным фасадам церкви.
От первоначального облика церкви сохранились ярусная объемная композиция его основного ядра (над четвериком -крупный восьмерик с люкарнами в гранях крутой купольной кровли, завершенной меньшим световым восьмеричком) и огибающие лопатки на ребрах восьмигранных объемов. Первоначальный четверик выше современного нижнего яруса здания с позднейшими внешними стенами. К нынешнему прямоугольному в плане четверику (растянутому по оси север-юг) с востока примыкает большая полукруглая апсида, с севера — далеко вынесенный портик с четырьмя каннелированными квадратными столбами, а с запада — огромная квадратная трапезная, соединенная коротким переходом с основанием колокольни.
В суховатом, измельченно профилированном декоре выделяются широкие угловые лопатки с фигурными вставками на филенках, каннелированные пилястры на постаментах, не достающие до антаблемента, подкарнизный фриз с меандром и наличники высоких арочных окон (частью ложные) с рустованными архивольтами на каннелированных стойках-пилястрах. В интерьере восьмерик, опирающийся на стены первоначального четверика, перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом; стены прежнего четверика отделены галереями от позднейших внешних стен. Трапезная — четырехстолпная. Прямоугольный одноэтажный объем часовни-покойницкой вытянут с запада на восток и покрыт чешуйчатой железной кровлей гуськового профиля. Филенчатые лопатки на флангах фасадов завершены полукружием на заплечиках. Срезанный стык фасадов занимает узкая пилястра с капителью-импостом, не достающей до антаблемента. В профилированный карниз включены дентикулы. Поперечная стена с проходом делит интерьер на почти равные части со сводчатыми перекрытиями. В восточное помещение ведет вход с северного фасада.
Березин, Добронравов, 1898, с. 491-492. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». — М., Наука, 2000, с. 715-716
Церковь Успенья Богородицы
Приблизительно в конце 40-х годов XVIII века в Пестяках сгорела деревянная церковь Николы. На ее месте прихожане (а приход был немалый кроме Пестяков еще 78 деревень), собрав средства с мира по нитке, решили построить церковь Успенья Богородицы. Уже «камену». Но не забыли они и про сгоревшую церковь, установив дополнительный «престол» святого Николая да, кстати, добавив и третий — святого Петра. Строился собор на протяжении восьми лет, с 1752 по 1760 год, в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Строился, как обычно тогда, на ленточном бутовом фундаменте. Был построен одноапсидный, столпный, одноглавый храм с колокольней. Собор имел габариты 40.85 х 26,35 метра, непосредственно храм 13 х 15 метров, а основная часть кирпича — 27 х 14 х 7,5 сантиметра. Для храмов делали и фигурный кирпич, но размеры его были самыми разными.
Сам храм перекрыт высоким сомкнутым оводом на объемистом барабане, основание которого поддерживается несущими колоннами. Трапезная перекрыта цилиндрическими сводами, которые дают наибольший распор на несущие конструкции, поэтому стены сделаны толстыми, устроены и внутренние столбы (отсюда и церковь «столпная»). Объемно-пространственная композиция храма, конечно же, сильно изменилась с утратой колокольни, но и сейчас производит большое впечатление высокий четырехъярусный объем храма, купол которого увенчан небольшим барабаном.
Убранство фасадов подражает стилю «ампир» (стилю, пришедшему на смену классицизму). Над арочными окнами трапезной устроены полукруглые наличники, расчлененные на пластины. Между окнами — каннепюрованные пилястры (пилястра — плоская колонна, в наших церквах почти всегда примыкающая к стене; каннелюры — продольные желобки на них). Плоскость стены обработана рустом. На уголках пилястры шире, украшены фигурными медальонами; по основанию кровли идет орнаментированный карниз, трапезная расчленена несущими столбами на три помещения (нефа). Непосредственно в храм вели три арочных проема.
Из книги Тарасов Н. А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 97-98 с.