Дибуны (фин. Tipuna) – часть посёлка Песочный Курортного района, расположенная на правом берегу реки Черная. В начале ХХ века в посёлке Дибуны, как и в других пригородах Петербурга, начинается активная дачная застройка «дачный бум». Постоянное население посёлка составляет в то время около 500 человек, а в летние месяцы увеличивается до 4 тысяч человек.
В 1914 году губернским секретарём П.И.Никольским, на выделенном им участке в 1084 кв. сажени была построена церковь и в том же году освящена в честь святых Петра и Павла. План церкви был разработан архитектором Андреем Петровичем Аплаксиным в 1912 году. Белокаменный храм в древнерусском стиле в плане представлял собой куб. Первым священником стал Павел Харизаменов, имевший впоследствии трагическую судьбу – в 1930-х годах был репрессирован, а в 1942 году умер в блокаду.
В 1932 году церковь закрыли, а через год в ней разместился склад «Ленфильма», на котором хранились узкие кинопленки, затем производство красок «Пигмент», а в 1980-е годы – здание стало использоваться для резки газопроводных труб. За прошедшее время облик церкви изменился — были утрачены колокольня и купол, белоснежные стены превратились в красно-кирпичные.
В 1996 году здание церкви было возвращено Православной Церкви. Почти сразу силами Прихода начата её реставрация. Первый молебен совершён 13 июля 1994 года. А с 1996 года каждый год 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла в церкви проводится божественная литургия, а также крестный ход от храма Серафима Саровского в Песочном. Постоянные богослужения пока не возобновлены. Церковь Петра и Павла приписана к церкви Преподобного Серафима Саровского в Песочном.
По материалам: Статья «Дело было в Дибунах» http://www.pravpiter.ru/pspb/n238/ta004.htm; http://petraipavla-dibuny.ru/; Статья «Церковь Петра и Павла в Песочном будет восстановлена» 12.07.2011 www.gov.spb.ru
Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в посёлке Дибуны Санкт-Петербургского уезда (ныне Курортного района Санкт-Петербурга) — это небольшой одноглавый храм с шатровой звонницей. Он расположен в непосредственной близости от полотна Финляндской железной дороги среди деревянной дачной застройки.
Возведённый на искусственном возвышении, в градостроительном отношении храм является несомненной доминантой посёлка. Инициатива его создания принадлежала местному змлевладельцу П.И. Никольскому, своё намерение он пояснил в прошении, поданном на имя петербургского губернатора 2 марта 1913 года, следующим образом: «Движимый религиозным чувством живейшей благодарности Господу Богу за милости, мне оказанные, почёл я за благо ознаменовать земное пребывание свое построением храма Божьего. Для сей цели выделил из имения своего участок земли мерою в 1084 сажени для построения на сем участке храма, полагая, что лучше всего построить православный храм там, где в нём более всего нуждается люд православный, а именно в селентии Дибуны, где круглый год проживает более 500 человек, а летом население увеличивается до 4000 тысяч человек, и вся эта масса людей, из коих почти все православные, лишены духовной радости посещать храм Божий». На постройку было получено благословение еперхиального начальства. Проект храма Никольский заказал еперхиальному архитектору А.П. Аплаксину.
Храм имеет одну апсиду, использован в композиции мотив из трёх окон. Поставленная над западным крылом звонница завершена четырёхскатным шатром на восьми «псковских» столбах, в свою очередь стены разделены на три прясла. Принцип стилизации позволил архитектору удивительно органично соединить в одной постройке «родовые признаки» новгородской и псковской школ: от первой храм унаследовал систему вертикальных членений четверика, архитектурный пояс в завершении барабана и апсиды, и выполненные в кладке изображения крестов; от второй — форму крылец и столбов звонницы, а также арочные окна в прямоугольных филёнках.
По общему настроению постройка необычайно эпична. Для усиления художественной выразительности архитектор намеренно архаизирует её облик, воспроизводя характерные черты искажённых временем новгородских и псковских храмов — надстроенные закомары, как будто наполовину скрытую поздней четырёхскатной кровлей главу. Чётко артикулированный притвор, звонница и крыльца получают вид поздних пристроек. Развитая в пространстве композиция, тяжёлые лаконичные формы самих объёмов, облицовка цоколя плитами «рваного камня» крепко связывает церковь с поверхностью земли — создаётся ощущение, что она буквально вросла в землю от времени. Возникающие образные ассоциации наводят на мысль, что у дибуновской церкви всё же существует конкретный прототип: им стала знаменитая новгородская церковь Спаса на Нередице (1198 г.), в том виде, в котором она сохранилась до реставрации 1903-1904 годов. Таким образом, новгородская тема стала определяющей.
Главную роль в формировании интерьера играют основные элементы конструкции, такие как стена, опора, перекрытие, проём. В интерьере зодчий достаточно последовательно моделирует пространство новгородско-псковского храма XIII — начала XV веков. Так подкупольный квадрат формирует четыре прямоугольных в сечении и округлённых в нижней части столба; поверхность стен оставлена гладкой… барабан завершается купольным сводом.
Постройка А.П. Аплаксина творчески индивидуальна. Эта самостоятельность оказывается не только в композиции, но прежде всего она проявляется в отношении архитектора к наследию древнерусского зодчества.
Отрывок из книги А.Е. Белоножкина «Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А.П. Аплаксин». Информационный щит храма.