Песочное. Богородицкий Песоченский Игрицкий мужской монастырь.

Богородицкий Игрицко-Песоченский мужской монастырь расположен в окрестностях Костромы, при речке Песочне. Построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. В Богородицком монастыре были четыре храма: в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святителя Николая Чудотворца, во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова.
Игрицко-Песоченская икона Божией Матери находилась в Игрицком мужском монастыре, в пустыни, называемой Игрицкой при р.Песочне. Икона обретена 12 июля 1624 г. в с. Савицком, недалеко от Костромы, где жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и в течении 5 лет искал помощи у врачей, но все было напрасно. И вот, однажды, крестьяне его, пася овец в пустыни Игрица, пришли к церкви очень ветхой, готовой обрушиться. Пастухи вошли в церковь и увидели на престоле икону Божией Матери, держащей на руках Иисуса Христа, как будто только что написанную. Они помолились с благоговением и поспешили рассказать своему боярину. Емилиан обрадовался и послал в Кострому за своим духовным отцом Феодором, чтобы он пришел отслужить молебен. Молебен был совершен с водоосвящением. Когда святой водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в нее, как в губку, только на очах долго держалась и потом стекала, как струя. Священник покропил святой водою слепого Емилиана и он прозрел. На месте явления иконы был устроен Песоченский монастырь на правом берегу Волги, в 16 км от Костромы.
В XVI в. на месте монастыря существовала пустынь св. Николы Великорецкого. В рукописном сказании о явлении Смоленской — Игрицкой иконы говорится, что во время царствования царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного в 1530 г. постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и пустынь опустела на 54 года. После обретения иконы Смоленской Божией Матери 12 июля 1624 г., видя многочисленные исцеления от иконы, горя усердием послужить Богородице, нашлись иноки, которые основали монастырь. Это были благочестивые мужи, жители города Костромы: Потапий, Григорий и Карп. С этого началось созидание обители.
В 1624 г. строителем монастыря старцем Гурием был выстроен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая В XVII веке существовало, что видно из монастырских описей, деревянная церковь, 12 келий, амбар, поварня, вокруг монастыря ограда, за которой размещался конюшенный двор и земельные угодья. В последней четверти ХVII в. Появляются первые каменные постройки. В 1686 г. был выстроен каменный храм Пресвятой Богородицы, Смоленской (по внутреннему устройству он напоминал Костромской Успенский собор) — одноэтажный, пятиглавый. Престол был устроен из кипарисового дерева. Иконостас столярной работы, резной, по левую сторону от царских врат находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери с рукоятью внизу, риза на ней была устроена в 1808 г. серебряная, вызолоченная, с венцом и короною. Рукоять также была обложена серебром, у иконы на полях было 12 изображений круглых, на которых изображены явления и чудеса Пресвятой Богородицы Игрицкой. Внизу была надпись: «Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в 1624 г.». На обороте иконы был написан образ святителя Николая, с серебряной ризой, позолоченной, с гладким венцом и 4 рубинами, митра и евангелие были черневые.
В 30-40 гг. XIX в. начинаются большие строительные работы в монастыре, в 1839 г. по проекту известного архитектора П.И.Фурсова был построен Христорождественский собор — очень величественный, с шестиколонными портиками с каждой стороны. Он мог стать украшением не только монастыря, но и кафедральным любого губернского города. Не одна тысяча богомольцев могла вместиться в храме. По проекту П.И.Фурсова были также построены братский корпус, звонница, часовня в виде ротонды над святым источником. Это были последние проекты архитектора П.И.Фурсова, после чего он был смещен с должности губернского архитектора. В середине XIX в. в монастыре было братии до 100 человек, монастырь был причислен ко 2 классу и 1849 г. настоятелями были ректора Костромской Духовной Семинарии, а с 1866 г. — викарные епископы Костромской епархии.
Среди святынь монастыря, кроме чудотворного образа Игрицкой Божией Матери, широкое почитание имел восьмиконечный крест, обложенный серебром и украшенный финифтяными изображениями. Крест заключал в себе более 150 частиц мощей различных святых. Чтимой была и икона святителя Николая, найденная невредимой под пеплом после пожара, случившегося в монастыре в 1634 г.
Всего в монастыре было 4 храма: Смоленский храм (1686 г.), Христорождественский собор (1839 г.), Никольский храм (1694 г.) и Петро — Онуфриевский в колокольне (1826 г.).
Чудотворную Смоленскую Игрицко-Песоченскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Кострому. Во вторник на 9 неделе после Пасхи отправлялось духовенство из Костромы в сопровождении множества народа в Песоченский монастырь, где служили молебен.На другой день после ранней обедни все шли в Кострому с иконою. Икону несли священники. В 2-х деревнях по дороге останавливались, пели молебен и когда подходили к Костроме, в соборе начинался звон. Почти весь город выходил на встречу иконы.  Богослужения в монастыре продолжались до 1931 г., разрушать обитель начали с конца 20 г. После закрытия монастыря икону перенесли в Воскресенский храм села Любовниково.
В настоящее время чудотворные списки с иконы находятся в Воскресенском храме села Любовниково и в Александро-Антониновском храме в Селище города Костромы. В настоящее время обитель имеет статус подворья, с 2003 г. там ведутся восстановительные работы. Информация с сайта: www.Kostroma-eparhia.ru

В. Богородицкий Песоченский Игрицкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от Костромы, при реке Песочне. Построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. Эта святая икона явилась пастухам боярского сына Емельяна, по прозванию Севрюка, из рода Исаевых, которые однажды, загнав скот в глухое местечко, называемое Игрица, откуда берет начало маленькая река Песочня (Костромской губернии) и где находилась полуразвалившаяся церковь во имя святого Николая чудотворца, увидели в этой церкви на святом престоле образ Богоматери. Хотя эта церковь, пребывавшая со времени свирепствовавшей в той местности (в 1571 году) чумы в запустении, была очень ветха и близка к разрушению, но увиденный в ней пастухами, к их чрезвычайному удивлению, образ Божией Матери был как будто только что написанный. Возвратившись домой, пастухи передали своему господину о виденном. Емельян немедленно послал в Кострому за своим духовным отцом, священником Троицкой церкви Федором, чтобы он посетил место обретения святой иконы, взяв с собою все, что нужно для совершения молебна. Составилось торжественное шествие к месту явления новой иконы, где все и было найдено в том самом виде, как рассказывали первые очевидцы. Священник отслужил перед образом Пресвятой Богородицы водосвятный молебен; при окроплении святою водою новоявленной иконы, совершилось от нее первое чудо: святая вода входила в икону, «как в губку», и оставалась только на очах Пресвятой Богородицы, потом потекла из очей, как струя. Тогда священник окропил этою водой Емельяна, уже пять лет бывшего слепым, и он тотчас прозрел. Вскоре при Песоченской церкви поселились привлеченные славою чудес новоявленной святой иконы любители иноческой жизни, которыми и было положено начало святой обители, где и доныне пребывает чудотворная святая икона, празднуемая в монастыре по дню ее явления 12 июня. По своему нынешнему виду эта святая икона представляет собою копию с Смоленской иконы Богоматери. Ежегодно в среду 9-й недели по Пасхе совершается со святою иконой торжественный крестный ход из монастыря в Кострому. Кроме чудотворной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотворный образ святителя Николая. При монастыре школа для мальчиков и девочек.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Богородицко-Игрицкий монастырь был основан в 15 км к югу от Костромы, на р. Песочне (Песошне), на месте явления чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Икона была обретена 12 июня 1624 г. крестьянами местного помещика Емелиана Исаева в полуразрушенной церкви погоста Никольского «на Игрищах», запустевшего свыше 50 лет назад в результате морового поветрия (эпидемии чумы). От обретенной иконы стали происходить чудотворения, и к иконе, которую стали именовать также Игрицкой, началось паломничество окрестных жителей.
В 1624 г. по благословению Патриарха Филарета посадским человеком из г. Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывшего погоста был основан монастырь. Согласно данным писцовых книг в 1628 г. число братии достигло 30 человек, кроме того, в монастыре жили 5 дьячков и 20 «служебников». В центре обители был сооружен деревянный «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом, близ храма стояли 12 келий, ограда рубленая «на городовое дело». 10 ноября 1634 г. в монастыре случился пожар, уничтоживший церковное строение. Тогда по благословению Патриарха Иоасафа из посада Большие Соли был перевезен храм «строенья окольничего Михайла Михайловича Салтыкова» в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами прп. Михаила Малеина и св. благоверного царевича Дмитрия. По-видимому, в тот же период были выстроены святые врата с увенчанной 2 шатрами надвратной церковью во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, в день памяти которых произошло обретение Игрицкой иконы, с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К середине XVII в. в Богородицко-Игрицком монастыре возвели деревянную шатровую колокольню, на которой в 1688 г. размещалось 11 колоколов и большие часы с боем. В мае 1625 г. Самсон Иванович Салманов пожаловал вновь основанной пустыни территорию бывшего Никольского погоста с прилегающими к ней угодьями — 10 четей земли.
В 1639 г., когда численность братии достигла почти 50 человек, строитель Гурий обратился к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной о пожаловании обители угодий, принадлежавших опустевшим Никольскому монастырю на Строевой Горе и Козьмодемьянскому погосту в Сорохтском стане Костромского уезда. В 1645 г. царь пожаловал эти земли монастырю в оброчное содержание, а несколько позднее – в вотчинное владение, и Богородицко-Игрицкий монастырь получил 294 четв. земли, 5 дес. леса и 6 крестьянских дворов. В 1677 г. царь Феодор Алексеевич пожаловал обители пожни Ефаниха, Зубиха, пожню «подле Коровьего озерка» в Костромском уезде. Жаловали в пользу монастыря свои земли и местные помещики. Так, в конце XVII в. пользу монастыря была отписана пустошь Рыльцево поместья Тихона Григорьевича Кафтырева, пустошь Рыжиково (Рылово) поместья Исайя и Семена Шуваловых. Приобретение вотчин позволило монастырю начать каменное строительство. В 1686-1689 гг. вместо деревянного был сооружен каменный пятиглавый двухстолпный (холодный) собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1692-1698 гг. – каменный одноглавый двухстолпный (теплый) Никольский храм, в 1698-1700 гг. место деревянного занял каменный надвратный храм преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Во время реформы 1764 г. монастырь из уважения к находившейся в нем чудотворной Игрицкой иконе Божией Матери избежал закрытия, но был выведен за штат и оставлен «на своем содержании». В монастыре был введен общежительный устав. С 1792 г. Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Кострому в среду 9-й недели по Пасхе, и зимой — в начале декабря. Пребывая в Костроме с начала крестных ходов, совершаемых на 9-11 недели по Пасхе, и до 27 июля чудотворный образ размещался в Богоотцовской церкви, зимой с первых чисел декабря до недели Православия – в Предтеченской. По-видимому, тогда же был изготовлен список Игрицкой Смоленской иконы, помещавшийся в киот на место чудотворного образа, на время его пребывания в Костроме.
В 30-х гг. XIX в. в монастыре началось большое каменное строительство. По проектам костромского архитектора П.И. Фурсова были построены трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом (1832-1835), пятиглавый четырехстолпный собор Рождества Христова (1835-1839), часовня-ротонда над святым источником близ монастыря. В 1847 г. Богородицко-Игрицкому монастырю были переданы штат и угодья упраздненного вследствие пожара Костромского Богоявленского монастыря, с возведением во 2-й класс. Настоятелями монастыря стали назначаться ректоры Костромской духовной семинарии архимандрит Порфирий (Соколовский; до 1858), Викторин (Любимов; 1858-1860), Митрофан (Флоринский; январь-июль 1861), Вениамин (Благонравов; август 1861-1862), Иосиф (Баженов; 1862-1866). Особый период в истории обители начался в 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено викариатство и Богородицко-Игрицкий монастырь был передан под управление викарных епископов. Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. настоятелями монастыря были видные деятели РПЦ Кинешемские епископы Ионафан (Руднев; 1866-1869), Никандр (Феноменов; 1905-1908), Иннокентий (Кременский; 1908-1911), Арсений (Тимофеев; 1911-1914), Севастиан (Вести; 1914-1919). На содержание монастыря из казны ежегодно выделялось 1249 руб. 7 коп., обители принадлежали 1716 дес. пахотной земли, сенокосных лугов и леса, мельница на р. Чёрной, кирпичный завод, открытый в 1865 г., два каменных двухэтажных дома на улицах Русина (ныне ул. Советская) и Мшанской (ныне ул. Островского) в г. Костроме.
По инициативе епископа Вениамина (Платонова) в 1888 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа, разместившаяся в монастырской гостинице. Однако уже в следующем году школа была закрыта в связи с отказом крестьян от участия в ее содержании. В 1890 г. крестьянами сл. Песочная в Костромское уездное земское собрание было подано прошение об открытии начального народного училища, которое финансировалось бы за счет земских ассигнований. Но их надежды не оправдались – на прошение был получен отказ. И в 1892 г. деятельность церковно-приходской школы была возобновлена. Заботу о финансовом обеспечении школы принял на себя монастырь, ежегодно выделявший на этот счет более 600 руб. С введение единой школьной сети в уезде на содержание педагогического персонала стали поступать дополнительные средства по смете Святейшего Синода.
В 1919 г. Богородицко-Игрицкий монастырь был закрыт. В том же году крестьяне деревень Песочной, Зарубина, Василева, Косина, Бакшейки, Палкина, Андрюнина, Скородумок, Злобина, Терентьева и Лысой (Федоровской) образовали религиозную общину, приняв в свое ведение монастырские храмы и церковное имущество. Хозяйственное имущество монастыря было временно оставлено в пользовании братии, состоящей из 12 манатейных монахов. По данным Н.А. Зонтикова, обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Богородицко-Игрицкий монастырь был окончательно упразднен. Последний из монастырских храмов – Никольский был закрыт в 1932 г. Чтимые монастырские святыни – чудотворная Смоленскую икону Божией Матери (и список с чудотворного образа) и Животворящий Крест со множеством частиц святых мощей были перенесены верующими в Воскресенскую церковь села Любовниково, где богослужения в XX веке не прекращались. Чудотворный образ был похищен из храма по одной из версий в конце 1950-гг., по другой (представлена на официальном сайте Костромской епархии) в 1982 г.
С 2008 г. по благословению архиепископа Александра список Игрицкой Смоленской иконы пребывает в церкви святых мучеников Александра и Антонины в Селище, почитается верующими как чудотворный. Крест с мощами святых в 1991 г. был перенесен в восстановленный Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор г. Костромы. В 1930 – 40-е гг. все монастырские храмы и часовня над Святым источником были разобраны, в братском корпусе до начала 1970-х гг. размещалась школа. В настоящее время из строений Богородицко-Игрицкого монастыря сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни.
25 июня 2003 г., в день обретения Игрицкой иконы, под открытым небом у руин братского корпуса архиепископом Костромским и Галичским Александром была совершена первая за последние восемь десятилетий Божественная литургия. 2 октября 2008 г. на месте бывшего Песоченского Богородице-Игрицкого монастыря, а ныне Игрицкого подворья Ипатьевского монастыря был заложен первый камень в основание Детской деревни для многодетных семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
https://www.kosarchive.ru/expo/2011/

Богородицкий Игрицкий Песошенский мужской монастырь. Основан в 1624 г. по благословению патриарха Филарета, посадским человеком города Костромы Архипом Васильевым с товарищами на месте запустелой сельской церкви, в которой в 1620 г. явилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери ставшая главной святыней обители. Храмов четыре: 1) в честь Смоленской иконы Божией Матери, построен в 1689 г.; 2) во имя святит. Николая Чудотворца, построен в 1698 г.; 3) надвратный во имя прпп. Онуфрия Великого и Петра Афонского, построен в 1700 г.; 4) в честь Рождества Христова, построен в 1839 г. В 1835 г. была построена трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом, а также часовня-ротонда над Святым источником вблизи монастыря. Расстояние от Костромы 15 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская Назаретской пустыни в 3,5 в., Воскресенская с. Любовниковав 5 в. и Воскресенская с. Левашова в 11 в.
Монастырь закрыли в 1919 г. Однако братии удалось зарегистрироваться как приходской общине и фактически обитель просуществовала еще несколько лет. В 1932 г. был закрыт последний храм. Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери была перенесена в Воскресенскую церковь с. Любовникова. (В 1958 г. икона была похищена из церкви и дальнейшая ее судьба неизвестна). В 1933 г. была разобрана часовня над Святым источником. В 1934 г. военные взорвали собор Смоленской иконы Божией Матери, а в 1936 г. — собор Рождества Христова. В начале 1940-х была разобрана Никольская церковь. В начале 1960-х гг. разрушена колокольня. С 2003 г. началось возрождение монастыря.
В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд, в Вятский стан. «Выпись с Костромских писцовых книг Нагорныя половины письма и меры Павла Ивановича Волынскаго да подъячих Юрья Шевелева да Перваго Теплякова 1627 и 1628 г., в Вяцком стану в монастырских вотчинах написано: монастырь Пречистые Богородицы Одигитрия да предел Николы чуд., что были преж того погост Николы чуд. в Игрищах, а церковь древяная клецки с трапезою на подцерковье с папертьми, а в церкви образов: чудотв. Пречистые Богородицы Одегитрея, а назади того образа написан образ Николы чуд., стоит в киоте обложен серебром, басмою, венец резной, да в прикладе 25 гривен басмянных, да 12 крестов серебряных, да у образа ж Пресвятые Богородицы пелена камчатая, а на ней шито золотом, образ Пречистые Богородицы Воплощение да пелена тафтяная, образа местныя: Пречистыя Богородицы Одегитрея на празелени, Николы чуд. с деянием, венцы серебряные басмою, Николы чуд. Великорецкаго на празелени, венцы серебряные, Пресвятые Богородицы Казанския на налое, обложен серебром басмою, да в олтаре за престолом образ Пр. Богородицы, да в олтаре ж у Николы чуд. за престолом образ Пр. Богородицы на краске, Деисус писан на празелени, двери царские писаны на празелени, крест воздвизальной обложен серебром, да в церкви 3 свечи местных писаны красками, паникадило медяное не великое, да в церкви книг печати московской: евангелье напрестольное, апостол, потребник, служебник, минея общая и др… из них письменные треодь постная, охтай, псалтырь, трефолой, устав и стихарарь, знаменной соборник, да в церкви двои сосуды оловяные, 2 кадила медяные, ризы дорогильные, оплечье отласное, ризы полотняные, 2 стихаря поповские полотняные, стихарь дьяконской полотняной, патрохель и поручи тафтяные, на колокольнице 4 колокола, а всякое церковное строение мирское, да на монастыре 12 келей, а около монастыря ограда рублена клетки на городовое дело, да в стене ж 4 анбара, поварня, а в монастыре старцов: строитель старец Гурей, черные попы: Арсений, Васьян и Михайло, да 26 старцев (перечисленные поимянно), церковных дьячков 5, служебников 20».
В ноябре 1633 г. церковь в монастыре сгорела. Вероятно, в 1634 г. из села Нового Богородского, что у Соли Великой, в Игрицкий монастырь была перенесена пустующая Богородицкая церковь. В обители хранилась грамота Святейшего Патриарха Московского Иоасафа с разрешением о переносе церкви: «се аз смиренный Великий Господин Иоасаф Патриарх Московский и всея Русии, бил нам челом Костромскаго уезда Новые пустоши Пречистыя Богородицы Одигитрии и великаго чудотворца Николы Игрицкаго монастыря строитель — старец Гурий с братиею. А сказал, в нынешнем де в 1633 году Ноября у нас на монастыре церковь погорела. В костромском уезде у Соли Большой строения окольничаго Михаила Михайлова Салтыкова, храм во имя Богородицы Одигитрии, да придел Михаила Малеина, да Царевича Димитрия, и та де у него вотчина взята и отдана в раздачу разным … а тот де храм стоит пуст ныне 15 лет и более…»
http://old-churches.ru/ko_150.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?