В XIX веке на острове располагался старообрядческий скит. До сих пор остров является местом паломничества представителей старообрядческой общины. По легенде, передаваемой местными жителями, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданию, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила ее почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже здесь возникла мужская обитель: были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов. С середины XIX века и вплоть до начала XX столетия самыми известными «австрийскими», или иначе белокриницкими, обителями на Урале были мужской скит на оз. Тургояк и женский Никольский близ Миасса. По всей видимости, они были основаны старообрядцами еще в XVIII веке как беглопоповские монастыри. В скиту на острове Пинаевом на оз. Тургояк проживало до 20 иноков.
В 1830-1850 годах, в период правления Николая I, государственная политика в отношении старообрядцев ужесточилась, многие церкви, молельни, скиты и монастыри были закрыты либо подверглись разрушению. Поселение на острове Веры из-за труднодоступности просуществовало дольше других, еще около полутора десятилетий, и было обнаружено только в 1859 году. Местные власти несколько раз проводили «выгонки», однако скит неизменно возрождался. Окончательно он перестал функционировать только в конце XIX века, когда каменный храм был не только сожжен, но и частично разрушен, уничтожены кельи старцев и т.п. В начале 1900-х годов на острове проживал лишь один из бывших насельников общежительства — старец Пантелеймонов.
Первые описания острова Веры появились в начале XX века, когда Тургояк стал популярным местом отдыха представителей местной и столичной интеллигенции. В настоящее время известны три работы этого времени. Две из них — мемуары К.Н. Теплоухова и очерк профессора В.Н. Сементовского, наряду с описанием природы содержат упоминание о развалинах скита и т.н. «пещерах», в которых жили староверы.
Первое известное подробное описание острова и его построек сделал в 1909 году архитектор Н. Филянский. Строительство всех каменных сооружений острова он связывает с жизнью на острове общины старообрядцев во второй половине XIX века. Согласно данным, собранным Н. Филянским путем опроса староверов с. Тургояк, «лет пятьдесят тому назад», т.е. еще в середине XIX века, на острове имелась целая община численностью около 20 человек, ведущих жизнь по монастырскому уставу. На острове у них была построена каменная церковь, в начале XX века она уже находилась в руинах.
Также Н. Филянский описывает 8 разрушенных келий в разных частях острова. Помимо них, им была обнаружена небольшая квадратная площадка, обнесенная рядом камней, уложенных один подле другого. «Площадка с грудой камней, служивших престолом, являлась кладбищем для поселенцев острова, и на их могилах было устроено место для молитвы старообрядцев, стекающихся сюда в мае каждого года». Наибольший интерес представляет описание мегалита № 1, которое Н. Филянский интерпретирует как трапезную для отшельников: «другого такого помещения на острове нет, и из всех пещер, осмотренных мной, оно одно могло служить для этой цели». Характерно, что отношение к этим комплексам как к пещерам, сохранилось у местного населения по сегодняшний день.
В настоящее время история старообрядчества Южного Зауралья изучена недостаточно. До недавнего времени существовало небольшое количество дореволюционных публикаций, в которых содержится информация о расколе на данной территории. В последнее время лакуна была заполнена тремя монографиями; Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы — часовенные на востоке России в XVII-XX веков — М., 2002;
Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. — Екатеринбург, 2000;
Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. — Уфа, 2002.
Однако основное внимание в данных трудах уделено распространению различных согласий на территории Южного Урала, отношениям их с официальной властью и церковью, быт и обрядовость. В основном рассматриваются общины, живущие в городах и сельской местности, информация же по скитам отсутствует. Это объяснимо, поскольку большая часть скитов были тайными, и особенности скитской жизни не были широко известны даже в период их существования. В этой связи археологические исследования приобретают особую актуальность.
Скит на острове Веры интересен по целому ряду моментов: во-первых, основательницей скита считается почитаемая как святая отшельница Вера. Сохранились упоминания о весенних молениях на острове в начале ХХ века на которые собирались старообрядцы не только ближней округи, но и отдаленных мест. А на деревьях, вплоть до 50-х годов ХХ века, сохранялись иконы.
Некоторые обнаруженные руины скитских построек можно реконструировать после проведения соответствующих научно-исследовательских работ. В начале XX века московским архитектором Н. Филянским были сделаны зарисовки к тому времени уже частично разрушенных построек — часовни, молельного места, землянки. Скит на острове демонстрирует достаточно серьезные архитектурные отличия от других уральских скитов, где, как правило, под жилые помещения и молельни выстраивались деревянные избы.
На острове Веры, несмотря на обилие строевого соснового леса, для строительства использовался природный камень, положенный без раствора. По-видимому, это связано с наличием на острове мегалитических сооружений, напоминающих пещеры. Они привлекли старообрядцев, придавая последним чувство сродства с первохристианами и подвижниками, Филянский даже интерпретирует самый большой мегалит как «трапезную». Возможно, именно поэтому собственным постройкам старообрядцы придали подчеркнуто «пещерный» облик.
Проводимые на острове Веры научные археологические работы, особенно по созданию здесь историко-культурного музея-заповедника, создают благоприятные условия для исследования и сохранения старообрядческого наследия как части истории нашего края. Впоследствии предполагается музеификация объектов скита. В настоящее время выявлено 14 сооружений: руины часовни, молельни, десяти сооружений полуземляночного типа различной степени сохранности и кладбища.