Рязанские великокняжеские «бармы»

Первый старорязанский клад (самый богатый) был обнаружен в 1822 году случайно: крестьяне помещика Шестакова из села Старая Рязань Устин Ефимов с сыном и Яков Петров при ремонте дороги близ городских валов обнаружили кожаную суму с драгоценностями весом 6 фунтов (2,5 кг): кресты яшмовые в золотой оправе, золотые пуговицы для кафтана, золотые кольца, серьги и перстни, зарукавья, подвески и цепочки. Но особую ценность представляли тринадцать круглых золотых блях — медальонов разной величины, усыпанных драгоценными каменьями, украшенных образами святых в технике финифти (живопись по эмали). Пять блях были парными, а три непарными. Помещик передал найденные сокровища рязанскому губернатору князю А.А. Лобанову-Ростовскому, а тот — генерал-адъютанту императорского двора А.Д. Балашову, который был также генерал-губернатором Рязанской, Воронежской, Орловской, Тамбовской и Тульской губерний.
Балашов доложил о рязанском кладе сокровищ императору Александру I, который приказал передать их на хранение в коллекцию Эрмитажа. По указанию императора за находку клада У.Ефимов и его сын Моисей получили 9 тысяч рублей, а Я.Петров — одну тысячу.
В том же 1822 году городище посетил знаток «древностей российских», известный в то время археолог и историк К.Ф. Калайдович, который осмотрел местонахождение клада, дал его описание. Он заложил три шурфа, которые показали наличие значительного культурного слоя на городище Старая Рязань.
В 1824 году Александр I поручил научное изучение старорязанского клада историку, археологу, академику А.Н. Оленину (1763-1843) — президенту Императорской Академии художеств и директору Петербургской публичной библиотеки (ныне им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), чтобы он приложил все свои знания и старания для «разрешения буде возможно» следующих вопросов: «К чему сии убранства могли служить?» и «Кому оные принадлежали?»
В силу занятости А.Н. Оленина государственной службой изучение клада затянулось на долгие годы и закончилось после смерти императора. Итоги своих исследований Оленин изложил в самой крупной своей историко-археологической работе «Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань» (Спб, 1831 год). Труд посвящался «памяти вечно-достойной славы Императора Александра I».
Академик А.Н. Оленин сделал вывод, что старорязанский клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Кому из великих рязанских князей они могли принадлежать, осталось неизвестным. Надписи были на древнерусском языке, что позволило примерно определить их изготовление XII — началом XIII веков.
Золотые бляхи из клада Оленин назвал «бармами». Бармы относились к числу церемониальных великокняжеских и царских парадных регалий: дорогой становой кафтан, венец («шапка Мономаха»), скипетр — как символ власти, нагрудная икона-крест на золотой цепи и бармы — круглый воротник-оплечье, отделанный золотыми бляхами, жемчугом, драгоценными каменьями, эмалью. Бармы (в переводе с греческого языка означает тяжесть, бремя) возлагались в торжественных случаях при обряде венчания на великое княжение или царствование. Бармы были символом тяжести, бремени власти и ответственности помазанника за судьбы государства и народа. Бармы впервые были упомянуты лишь в первой половине XIV века в русских духовных грамотах. Рязанские же «бармы» относились к более раннему времени.
Вот что писал в книге «Путешествие в древнюю Рязань» исследователь Старорязанского городища профессор В.П. Даркевич по этому поводу: «В Рязани найдены собственно не бармы, а наборы от двух эффектных ожерелий, состоящих из золотых ажурных бусин и крупных золотых медальонов диаметром от 7,5 до 10,5 см, декорированных самоцветами, жемчугом, филигранью, эмалевыми фигурами святых».
Впоследствии рязанские великокняжеские «бармы» были переданы из Эрмитажа в Оружейную палату Московского Кремля, которая с 1806 года является главной хранительницей регалий российской государственности и национальных святынь..
Этот музейный раритет ценен нам не только драгоценным благородным металлом, камнями, жемчугом, расписной эмалью, но и высоким художественным мастерством рязанских умельцев — ювелиров XII века, создавших эти подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства Древней Руси.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?