Первоуральск. Церковь Петра и Павла.

Духовное правление послало в Шайтанский завод екатеринбургского протопопа Василия Калиновского, который 28 августа 1748 заложил первую деревянную церковь. Строение производилось по подобию прочих святых церквей и было окончено единолетним временем. Бревенчатая церковь об одном приделе встала на удобном и безопасном месте на левобережье заводского пруда, близ Московской дороги, недалеко от господского дома.

Шайтанская церковь была снабжена всем необходимым. Трехъярусный резной золоченый иконостас украшали образ Спасителя и образ Богоматери. Пять церковных колоколов оглашали округу. С завершением строительства церкви Евдоким Демидов прислал в духовное правление сообщение о содержании церковнослужителей. От дома Демидовых священнику положили денежное жалование по тридцать рублей в год, кроме парохиальных доходов…

Одноэтажную, трехпрестольную каменную церковь воздвигли в короткое время. Фундамент выложили из дикого камня, снаружи облицевали чугунными плитами с изображением растительного орнамента. Храм имел три престола: главный, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, второй, в приделе по правую сторону — во имя святого апостола и евангелиста Матфея, и третий, по левую сторону — в честь преподобного Иоанна Спасителя Лествицы.

Церковь имела длины 19,5 сажени, ширины 8,5 сажени. Толщина стен её в 1,5 аршина, а высота — 23 сажени. Главный храм в плане представлял квадрат с выступом прямоугольной апсиды. Композиционно-зрительной доминантой являлся высокий световой барабан с окнами, пропускающими свет во внутренне пространство здания. Барабан накрывался широким куполом, который раскрывался в малый круглый барабан, несущий главу с крестом. Тонкое чутье и фантазию мастера вложили в декоративную обработку. На фасад с севера и юга главного храма установили по четыре колонны с портиками. Углы храма перекрывались четырьмя малыми глухими барабанами с главками. К главному храму примыкала трапезная, соединенная с ним широким арочным проёмом.

Динамическое ощущение композиции создавалось круглой колокольней, пристроенной с запада. Высокая, в двадцать семь саженей (57,5 м.), колокольня отстроена на одном фундаменте с церковью. Она имела несколько необычное конструктивное решение. Её поставили на толстые стены кирпичной кладки, на которые опирался столп звонницы, имеющий высокий ярус звона. Круглый столп завершался ярусом кокошников, на которых стоял круглый барабан с прорезными окнами и небольшим куполом, над ним возносился строгий шпиль из белой жести с крестом. Шпиль с крестом придавали колокольне мощную устремлённость ввысь. Кресты сделаны из меди и вызолочены червонным золотом, шаровидные основания их также золочёны.

На колокольне повесили девять колоколов. Два из них — по величине — четвёртый и седьмой — с надписями: «приложен сей колокол к церкви святой великомученицы Ирины боярыней Анной Леонтьевной с детьми своими боярами со Львом Кирилловичем, с Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиными в том же дворе 1800 году». Когда и кем пожертвованы эти колокола в шайтанскую Петропавловскую церковь — неизвестно. Колокольня отличалась хорошими акустическими свойствами. Далеко был слышен голос большого колокола. Он плыл над заводом, достигал неподвластных высот. От этого звона всё в душе ликовало и пело.

Кресты пылали, стоило лишь солнышку пробиться сквозь уральскую хмарь, переливались в соседстве с дымными хвостами из труб заводских фабрик. Петропавловская церковь являлась крупным монументальным сооружением девятнадцатого века. Храм величаво вознесся на зелёном холме, как дворец, белоснежный и залитый солнцем. Церковь органично вписалась
в местный пейзаж. Она как бы парила над поверхностью заводского пруда, отражаясь в спокойной воде.

Строительство Петропавловской церкви, высокой и нарядной, было произведено в лучших традициях русского классицизма. Зданию характерна строгость композиций, лаконизм объёмов. Торжественная мощь отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества.

Характерным в застройке являлась особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации здания. Фасад церкви оштукатурили и окрасили устойчивым земляным красителем с тёплым оттенком. На фоне стен четко выделялись декоративные элементы — колонны и другие архитектурные детали. Металлическая кровля была окрашена в зелёный — «малахитовый» цвет, что подчеркивало уральский колорит.

Храм обладал большой силой эмоционального воздействия. Он был торжествен. В нем много простора и света. Стрельчатые окна и двери усиливали ощущение красоты, легкости и изящества. В церкви не было ничего второстепенного и лишнего, как и положено в подлинном произведении искусства. Ансамбль храма просматривался с любой точки заводского посёлка. По существу строение такого масштаба было одним из первых каменных сооружений в округе. Постройка церкви внесла заметно оживление в однообразную деревянную застройку поселка Шайтанского завода.

Главный Петропавловский храм был освящен 22 октября 1822 года по благословению преосвященного Иустина, протоиреем градо-екатеринбургской Богоявленской церкви Николаем Вологодским при участии благочинного священника Березовской Пророко-Ильинской церкви Иоанна Боголепова и местного священника Михаила Ионовича Алексеева, при попечителе храма московской 1-й гильдии купца и дворянина Ивана Матвеевича Ярцева.

Придельные алтари освящены в июле 1828 года: южный — 25, а северный 26 числа по благословению преосвященного Дионисия, епископа Пермского и Екатеринбургского, градо-екатерибургского Екатериниского собора священником Иоанном Сильвестровым при участии благочинного Вологодского и местного священника Михаила Алексеева. Атласный, небесного цвета антиминс в приделе Иоанна Спасителя Лествицы, освященный преосвященным Дионисием 27 ноября 1827 года, существовал до закрытия церкви, как новый.

Интерьер храма украшал трехъярусный иконостас. Историческую значимость церкви представляли росписи свода и стен. Изустное предание гласит, что заводовладелец И.М. Ярцев пригласил для росписи храма иконописца Кормильцева из Казани. Настенная роспись выполнена на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов. В 1847 году храм обнесли декоративной металлической решетчатой оградой. На каменном фундаменте установили чугунные столбы, между ними — решётки — произведение местных умельцев. Напротив входа в храм поставили парадные ворота в виде каменной арки. С северной стороны церкви были старинные надгробия.

Наступление на церковь развернулось в 1922 году, когда власти, воспользовавшись жесточайшим голодом в стране, повели широкомасштабную кампанию по изъятию церковных ценностей, сопровождавшуюся безудержным насилием в отношении многих священнослужителей и части верующих, разрушением храмов и монастырей. Политика партии о конфискации церковного имущества в период массового голода была с «двойным дном»: одна политика, официальная, предназначалась для формирования общественного мнения, в том числе и среди верующих; другая, неофициальная, негласная, ставила главной целью раскол церкви, отчуждение прихожан от священнослужителей, максимальный подрыв материальной и культурной базы православной церкви.

Разорение не обошло стороной Петропавловскую церковь. Из утвари было изъято 23 килограмма серебра. Казалось, гроза миновала. Петропавловская церковь пожертвовала кое-какие ценности. Но в конце 20-х годов вновь партия повела решительное наступление. В апреле 1929 года вышло поистине драконовское законодательство о религиозных объединениях. Именно этот год явился первым годом массового закрытия церквей в основном жесткими административными мерами. На этот раз центральная власть действовал через местные, разрешив им по своему усмотрению закрывать церкви.

Всё же в 1930 году Петропавловскую церковь закрыли. Затем местная власть привлекла молодежь и комсомольцев к разрушению храма, объяснив им о необходимости сбора металлического лома. «Война с колоколами» — драматическая кампания проходила в период индустриализации. На этом играли власти.
Свято место пусто не бывает. В культовом здании, где более полувека прививали нравственность и духовность народу, открыли столовую №14, которая вечером работала как ресторан. А где питейное заведение, там и растление души человеческой! Ясно, что интерьер и внешний вид храма при этом сильно пострадали. Новые хозяева сломали деревянные перегородки в трапезной, разобрали и уничтожили иконостас, творения иконописцев бросили в костёр…

В 1935 году бывший храм переоборудовали под кинотеатр «Горн».
О кинотеатре тоже остались только воспоминания. В помещении церкви открыли историко-краеведческий музей и мини-зоопарк, в котором была представлена часть фауны окрестностей Первоуральска.

Грянула Великая Отечественная война, музей закрыли, документацию и ценные экспонаты передали в областной центр, а помещение использовали под прачечную. Здесь женщины стирали солдатское обмундирование раненых, постельное бельё для госпиталей, располагавшихся в Первоуральске.

В послевоенное время несколько лет в здании бывшей церкви размещалась весоремонтная мастерская, затем колбасный цех. В 1972 году был построен и пущен в эксплуатацию мясоперерабатывающий завод. Надобность в колбасном цехе отпала. Здание пустовало. И стоял бывший храм на горе неприкаянной птицей без небес, с выщербленными стенами и колоннами, потрескавшейся штукатуркой. По существу бесхозное здание постепенно приходило в запустение, разрушались и отваливались лепестки украшения колонн. Своим видом бывший храм уже не радовал глаз горожанина.

Чтобы спасти от окончательного разрушения архитектурную постройку XIX века, группа верующих во главе с бухгалтером жилищно-коммунального отдела Новотрубного завода Красновым обратилась с ходатайством передать им пустующее здание. Несколько десятков тысяч подписей собрали под прошением и направили в Москву. Столица, вернее, Центральный Комитет, не стала утруждать себя делом о бывшей Петропавловской церкви, спустила прошение по известной схеме вниз, до обкома, который также открестился от верующих, как от назойливой мухи и заставил город «решить вопрос». В составе городского Совета было немало воинствующих атеистов, они быстро создали комиссию, которая составила акт об аварийном состоянии здания, и делу дали дальнейший ход. 11 июня 1974 года появился документ, решивший судьбу здания.

После регистрации общины, а этот долгожданный момент всё-таки наступил, решили православные купить обыкновенный частный дом. Собрали деньги — кто сколько может — и купили дом в запрудной части города, у конечной автобусной остановки. 10 сентября 1988 года, вечером, в канун праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя, состоялось открытие молебного помещения. Службу вел священник отец Виктор (в миру Виктор Абрамович Махонин), посланный епархией с напутствием строить новую церковь в Первоуральске.

В октябре 1989 года исполком городского Совета положительно ответил на просьбу прихожан Петропавловского прихода о строительстве новой церкви в городе. На том же месте.

И к бывшему храму пришли люди, разобрали руины, увезли битый кирпич. В результате взрывов старый фундамент оказался отрезанным с двух сторон. Пришлось и его разобрать.

Если избрать место строительства церкви не составляло труда, то возникла проблема с проектом. Специалистов такого профиля — архитекторов храмов вузы не выпускали. Кроме того, построить церковь в том виде, в каком она была, уже невозможно — нет тех материалов и средств. За разработку проекта Петропавловской церкви взялся екатеринбургский архитектор Леонид Викторович Соловьев.

4 июня 1990 года архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение места и заложил камень на строительство новой церкви
в Первоуральске. Освященный крестом белый квадратный шлифованный камень лег в фундамент церковного алтаря. По соображениям преемственности храм возвращался на своё законное место.

Для непосвященного в строительстве человека эта стройка может показаться делом не столь тяжёлым. На самом деле строительство храма шло быстрыми темпами. Добровольных помощников оказалось достаточно. Словно колокола памяти позвали первоуральцев на гору Церковную, где в прошлом стоял храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

В мае 1991 года начали кладку стен. На месте развалин стала «вырастать» новая церковь. К зиме уже успели выложить стены, закрыть сверху от непогоды.

Строили на энтузиазме, на добровольной помощи верующих. Поднимали новый храм терпеливо и упорно. На кладку стен использовали стандартный кирпич ревдинского завода. Кладку вели опытные специалисты. Опытнейший из них — Яков Яковлевич Фот. Стройкой руководил энергичный и толковый прораб Александр Иванович Сыропятов. А как не вспомнить участника Великой Отечественной войны, кровельщика Ивана Семеновича Мухлынина! Разносторонюю работу с душой выполнял Михаил Косолапов…

Строительство могло бы затянуться на десятилетия, если бы поддержку не оказали руководители предприятий и организаций: А.В. Анисимов, Б.Е. Белых, Е.М. Гришпун, В.Н. Дуев, Г.С. Ездаков, Г.Н. Ливанов, М.С. Романов, Н.Ф. Фуртаев, В.Г. Шестаков и глава администрации города С.Ф. Портнов.

Церковь построена по проекту екатеринбургского архитектора Л.В. Соловьева. Она значительно отличается от прежней. Это и понятно. Шедевры зодчества неповторимы. В архитектуре двойников не бывает. Всякое культовое сооружение имеет свою особенность. Современный храм одноэтажный, однопрестольный (прежний имел три престола). Размеры церкви и колокольни несколько уменьшены по высоте. Но это не отразилось на композиционно-зрительском эффекте.

В объемно-пространственном решении храма появились типичные черты уральского зодчества. Петропавловская церковь в плане представляет трехчастную схему с характерно вытянутой большой осью. К двусветному массивному кубу примыкает пятигранная алтарная апсида, покрытая куполом с глухим барабаном, который венчается главкой и крестом. Верхняя часть стен куба в середине завершается крупными закомарами. Они придают стене возвышение. В центре закомар рельефно выделяется изображение креста. Прямоугольные высокие с полуциркульным верхом окна оживляют гладкие стены, придают кубу устремленность к верху. Окна обрамлены наличниками. Они выполнены кирпичом, их боковые стенки подобны колонкам, а верхняя часть обрамлена аркатурным обрамлением…

На фоне стен выделяются элементы декора. На северной и южной сторонах в прямоугольных ширинках помещены картины на библейские темы, представлены первоверховные апостолы Петр и Павел. Купол храма раскрывается в восьмериковый барабан с ложными окнами. Последний венчается главой, несущей красивый крест. К храмовой части примыкает трапезная. Компактно кубический объем собственно храма соединен с трапезной широким арочным проемом. Арка опирается на две квадратные колонны большого объема. Колонны соединены металлической связью. Свод в трапезной выполнен в виде арки. Свод храмовой части — восьмигранная пирамида.

К западной стороне церкви пристроен притвор, на стены которого опирается основание колокольни. Квадратная в плане звонница завершена кирпичной «крестообразной бочкой на четыре лица», покрыта куполом, который завершен шпилем с крестом. Пропорции всех объемов гармонично взаимосвязаны. Звонница имеет высокий ярус звона.

На ней девять колоколов. Они изготовлены товариществом «Пятков и К°» (г. Каменск-Уральский) — это одна из лучших колокололитейных фирм России.
Купола храма окрашены в традиционный зелёный цвет — символ жизни. Кресты изготовлены коллективом Новотрубного завода. Фигурные концы украшены орнаментом. Шаровидные основания и сами кресты окрашены «под золото». Внутренние стены и свод не расписаны. Они оштукатурены и окрашены в светлый тон. В храме светло и тепло. Тепло излучает всё внутреннее содержание храма, иконы. Украшением интерьера является четырехъярусный иконостас. Он установлен в 2000 году. К его созданию причастна и администрация города, оказавшая небольшую финансовую помощь. Иконостас красив. На нём более пятидесяти икон., большинство из них написаны старым иконописным стилем.
Роспись больших икон выполнена отцом Игорем Михайловым, преподавателем Московской художественной академии живописи. Центральное место занимают иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, во имя которых построен храм. Над царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря».

15 января 1993 года в Первоуральске произошло незаурядное событие — при большом скоплении верующих архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение нового храма во имя апостолов Петра и Павла и открыл церковь. На месте руин бывшего храма, словно птица Феникс, возродилась из пыли и пепла, поднялась над гладью городского пруда Петропавловская церковь. Издали её можно сравнить с плывущим кораблём, форштевнем, разрезающим волны неспокойного времени, устремленного в будущее, навстречу восходящему солнцу.

Рядом с Петропавловском храмом по проекту того
же архитектора Л.В. Соловьева построен Дом обрядов, где совершаются таинства крещения и венчания. Проект разработан в том же стиле, что и церковь.
Дом обрядов довольно гармонично «увязан» с храмом. Строительство подсобных помещений велось за счёт средств христианской общины. Освящение Дома обрядов произведено в 1995 году составом местного духовенства.

Территория храмового комплекса обнесена кирпичной оградой с металлическими решётками и арочными воротами. Основную помощь в сооружении ограды оказало ОАО «Первоуральский новотрубный завод». Архитектура Петропавловского храма органически связана с рельефом. С какой бы стороны, южной или северной, мы не смотрели, он не теряется среди многоэтажия городских кварталов. Церковь стоит на взгорке особняком, обогащает панораму города и поражает свободной, живописной композицией, богатством пластического решения.

По материалам сайта http://hram-prv.ru

История храма, освященного во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, началось 28 августа 1748 года, когда была заложена (27 апреля 1752 г. освящена) первая в Васильевско-Шайтанском заводе деревянная церковь. С 1748 по 1829 гг. в храме несли свое служение семь священников, последний из которых иерей Михаил Алексеев. 22 апреля 1820 года в заводском поселке вспыхнул пожар, и деревянная церковь сгорела. В 1821 году вмсето сгоревшей церкви иждивением владельцев завода Ярцевых была построена новая одноэтажная, трехпридельная каменная церковь: центральный придел – в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, южный – в честь святого апостола и евангелиста Матфея, северный – в честь преподобного Иоанна Лествичника. Центральный придел был освящен 22 октября 1822 года, южный и северный 25 и 26 июля 1828 года.
В конце XIX века Петропавловский храм считался одним из лучших в Екатеринбургской епархии. В 1893 году открылась церковно-приходская школа, в которой учеников было больше, чем во всех школах заводского поселка, а священник храма Александр Топорков, автор книги «О Васильевско-Шайтанском заводе», получил орден Святой Анны IIIстепени за труды в народном образовании.
В 1922 году развернулось наступление на церковь. 16 мая была проведена компания по изъятию церковных ценностей, в 1930 году храм закрыли, колокола сняли. В 1935 году храм переоборудовали под кинотеатр, затем открыли историко-краеведческий музей и мини-зоопарк.
В годы Великой Отечественной войны помещение использовалось под прачечную, где женщины стирали солдатские обмундирования раненых, постельное белье для госпиталей, располагавшихся в Первоуральске. В послевоенные годы в здании бывшей церкви размещалась весоремонтная мастерская, затем колбасный цех. После пуска в эксплуатацию в 1972 году мясоперерабатывающего завода здание пришло в запустение. В 1974 году останки поруганного храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла были взорваны.
10 сентября 1988 года вечером, в канун праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя, состоялось открытие молебного помещения – дома, купленного общиной верующих г. Первоуральска в пос. Шайтанка, в запрудной части города. Службу совершал священник Виктор Махонин, посланный архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком с напутствием строить новую церковь в Первоуральске.
В октябре 1989 года исполком разрешил строительство храма на его историческом месте. 4 июня 1990 года архиепископ Мелхиседек совершил освящение места и заложил камень на строительство новой церкви в Первоуральске, а уже 15 января 1993 года был освящен новый храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла – первый храм на Урале, выстроенный после многих десятилетий богоборческой власти. Храм построен по проекту екатеринбургского архитектора Л.В. Соловьева, дореволюционный восстановить не удалось. Строителем храма является митрофорный протоиерей Виктор Махонин.
http://petraipavla.com/hram/o-nashem-khrame/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?