Чуршино, Подчуршино, Спасо-Подчуршино, село Спасское, поселок Первомайский, Первомайский микрорайон города Слободского — вот такая история, связанная с названием поселения, на территории которого находится церковь Спаса Преображения. Преображенская (Спасская, Спасо-Преображенская) церковь. По писцовой книге Доможирова 1629 года значится: «…В Чистянском стане погост, а на погосте церковь Преображения Господня с трапезою деревянная, да на погосте же место церковное во имя преподобного Онуфрия» (ТВУАК. 1907). Первая церковь перенесена с «Городища» около 1720 года — видимо, это одна из существовавших здесь ранее деревянных церквей. Во второй половине XVIII века церковь эта (Преображенская) была ветхая, деревянная, построенная «в древних годах». В 1755 году разрешено «построить каменную церковь во имя Преображения Господня с приделом в честь Святого Онуфрия Великого» (указ Вятской консистории от 7 июня 1755 года № 559). Придельная каменная церковь освящена 8 ноября 1764 года — по указу Вятской Духовной консистории от 15 октября 1764 года № 1491. В каменном храме два престола: Преображенский и Онуфриевский. К 1765 году холодный храм был докладен и покрыт топорным тесом.
Храм построен в виде корабля, одноглавый о три яруса. Длина его с алтарем на 7/5, а шириной на 5 саженей с аршином и 8-ью вершками. Высота с куполом, главою до креста 12 саженей. Алтарем храм обращен на летний восток или северо-восток. Крест на нем прорезной, четвероконечный из железа, позлащенный. В церкви свод в виде круговой дуги разделен аркой на равные части. В храме один четырехгранный столб. Наличники у окон зубчатые. Алтарь отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами; своды в нем в виде круговой дуги, так же как и в алтаре теплой церкви. Притвор в виде квадратной палаты отделяется от храма каменной стеной. Стены первоначально выложены из обожженного кирпича, весом 14 фунтов, середина засыпана бутом. Снаружи стены испещрены украшениями из зубчиков; посередине церкви обведен пояс, на углах поставлены полуколонки; карнизы в некоторых местах в виде поясков, в других — в виде зубчиков. Архитектура храма — образец вятского барокко великорецкого типа, круглый двусветный четверик, завершенный декоративными закомарами, перекрытый высокой купольной кровлей с главкой к которому примыкает пятигранная апсида и трапезная с северным приделом Онуфрия Великого. Теплая церковь однопредельная, одноэтажная, алтарь оной пристроен к западному углу холодного храма. По Указу Слободского Духовного правления от 28 февраля 1765 года за №139 в холодном храме был устроен иконостас столярной работы, вызолочен на гульфарбу с покраскою лазоревого цвета. Поясные разделения между ярусами унизаны позлащенною резьбою; в четырех ярусах иконостаса изображены двунадесятые праздники, Апостолы, пророки. Сверх яруса три киота с изображением распятия, страстей и положения во гробе жизнодавца. Царские двери резные позлащенные на гульфарбуже с изображением Благовещения пресвятой Богородицы и евангелистов. В иконостасе и храме есть старинные иконы: местночтимая архистратига Михаила и храмовая икона преподобного Онуфрия Великого. Внутри стены расписаны живописью. Есть изображения русских великих князей и некоторых святых. Колокольня каменная, в числе колоколов три старинные. В церкви хранятся серебряные литые кресты и ковчег». К 1773 году храм был устроен во всех частях. С благословения Преосвященного Варфоломея 12 июня храм освящен протоиереем Слободского Екатерининского собора Тимофеем Быдановым и протопопом сей церкви Федором Огородниковым. Как холодный, так и теплый храм отапливаются 5-ью голландскими печками. В теплом храме устроен иконостас стоимостью 1254 рубля. В 1776 году в приход входили 44 селения — 157 дворов с населением 1279 человек. До 1800 года колокольня была деревянной.
Сооружение каменной колокольни начато в 1795 году и окончено в 1801 году. В окна вставлены стекольчатые оконницы, крест и шпиль покрыты листовым железом, золочены. Нижний этаж колокольни — квадратный, а верх и три яруса — круглые. В высоту оная с куполом осмериком, шпилем и крестом в 15 сажень. Крест на ней из железа прорезной, четвероконечный, на верхнем конце небольшая корона, а на стволе полулуние или первая буква греческого слова — ставрось. Главы и крест — золочены. В 1802 году вокруг храма построена каменная ограда вместо деревянной, существовавшей до 1750 года. Она простирается на 125 сажень. В ней устроены двои ворота с деревянными полотнами, на восточной и западной стороне. В 1803 году ограда и столбы покрыты топорным — строганным — тесом. В 1841 году построен каменный коридор, от паперти церковной в длину 8, в ширину 3 сажени, пожертвованием крестьянина Василия Оглоблина. В 1847 году теплый храм, коридор, колокольница — покрыты листовым железом и покрашены краской. К колокольнице пристроена каменная, в два этажа палатка, для трапезы прихожан во время поминовения усопших. Нижний этаж служит покойницкой для усопших, привозимых к церкви для чина отпевания. В 1856 году в приходе было 332 двора с населением 2755 человек. В 1866 году приобретен большой колокол в 152 пуда 2 фунта и 6 колоколов по одному пуду на пожертвованные деньги 2540 рублей. Колокол в 152 пуда описал Владимир Иванович Даль: «Спасский колокол заговорил к дождю», настолько он был мощным по объему и по звучанию, звук которого был слышен в округе на несколько верст. После закрытия церкви в 1939 году в здании располагался склад меховой фабрики «Белка», что и спасло ее от дальнейшего разрушения. Стены храма до сего дня уцелели, сохранились настенные росписи, и иконы старого письма. «Вятские губернские ведомости» №4 от 1873 года указывают на наличие на стенах росписей святых и князей, значит, росписям, уже более 150 лет.
Идея восстановить храм возникла у верующих поселения Первомайского в 1995 году, когда освободилось здание церкви. Представители прихожан обратились к главе поселковой администрации с ходатайством о восстановлении храма. Обращение поддержали. Благословил прихожан на святое дело архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф. Своим указом назначил наставником церкви протоиерея Игоря Аполлинарьевича Павлова. В 1998 году по указу Владыки Хрисанфа отец Игорь назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма. А 22 октября 1998 года храм освятили. В 2000 году открылась воскресная школа при Спасо-Преображенском храме. 18 июля 2003 года, в Духов день, митрополит Вятский и Слободской Хрисанф посетил церковь, ознакомился с делами, достижениями и проблемами прихода. Беседовал с прихожанами. Прослушал песнопение мужского хора «Преображение», посмотрел выступление воспитанников воскресной школы, высоко оценив дела и подвижничество в вере протоиерея Игоря. В конце января 2009 года по благословению Владыки Хрисанфа освящен придел во имя преподобного Онуфрия Великого. 16 января 2010 года вновь открыта приходская библиотека. В ее фондах более 3000 экземпляров свято-отеческой литературы, а так же книга «Житие святых», пожертвованная 30 июля 1873 года в библиотеку Спасо-Подчуршинской церкви прихожанами означенной церкви, братьями Парфеном, Федором, Иваном, Илиею Тимофеевичами Вахрушевыми, о чем они сделали запись на первом листе книги. В Спасо-Преображенском храме есть особо почитаемые иконы: Афонская икона Божией Матери, написанная на Афоне, образ Пантелеймона Целителя, переданный из разрушенного храма села Успенского. В храме хранятся иконы старого письма — «Святого мученика Филиппа», «Коронование Пресвятой Богородицы», икона «Зосима и Савватия», «Святая Троица», «Воздвижение Креста Господня». Иконы «Пантелеймона Целителя» и «Оптинских старцев» установлены в резных окладах, на верхней части, где закреплена икона, вьющаяся виноградная ветвь с гроздьями ягод, покрашенных «золотой» краской. На колокольне долгое время не было настоящих колоколов. Благодаря помощи прихожан на колокольне появились новые колокола.
«История Спасо-Преображенской церкви», Т.Бакулева, 2011 г. Энциклопедия «Храмы Вятской губернии и их история», 2009 г.