Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь, общежительный, в Архангельском уезде, на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 20 верстах к северу от Архангельска. Основан в 1599 году на месте погребения Соловецких иноков святых Вассиана и Ионы (см. 12 июня). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году монастырь был упразднен; в 1778 году восстановлен. Монастырь посетил император Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Деревянный собор в честь Преображения Господня построен в 1679-1680 гг., освящен в 1684 г., с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трехъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящен в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев построен и освящен в 1899 г. Каменный во имя преподобных Зосимы и Савватия построен в 1807-1814 гг. и освящен 1814 г. Деревянный в честь Воздвижения Креста Господня построен и освящен в 1894 г. Гостиница для богомольцев — с 1869 г. Спасательная станция на западном Яренгском роге — с 1897 г.
Пертоминский монастырь отстоит от г. Архангельска в 117 верстах к северу и расположен на берегу ровном и песчаном. С северо-восточной стороны он окружён мхами и болотами, опоясанными смешанным дровяным лесом, а с западной – Унской губой, на восточном береге которой и находится обитель, в двух верстах от известных «Унских Рогов». Унская губа для мореплавателей на малых судах представляет прекрасную пристань от морских непогод, но зато в летнее время значительно затрудняет доступ к обители для пешеходов-богомольцев, в следствии чего обитель мало посещается богомольцами.Основание пустыни положено было, по сказанию летописцев, со времени обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Вассиан и Иона были иноками Соловецкой обители. В памятной книге Пертоминского монастыря замечено, что происхождение и первоначальное местожительство их неизвестно. Сохранилось только предание, что они были учениками игумена Филиппа (впоследствии известного митрополита Московского), которым и были посланы в Архангельск для приобретения нужных для монастыря запасов. На обратном пути из Архангельска их настигла страшная буря, в результате которой одна из лодок, в которой находились иноки Вассиан и Иона и пять человек мирян, была залита волнами, и все люди, находящиеся в ней, погибли. Это случилось в 1566 году. Тела их были принесены волнами в Унскую губу, на то место, которое носит в наше время «Унских Рогов», и выброшены на берег, где сейчас находится Пертоминский монастырь.Через некоторое время крестьяне из Луды выехали на рыбный промысел и заметили, что над тем местом, куда прибило тела преподобных, множество ворон, и поняли, что там находится что-то выброшенное морем. Подойдя поближе, они увидели у самой воды тела преподобных, лежащие вместе и нисколько не тронутые: птицы, несмотря на свою хищность, не смели к ним прикоснуться. Рыбаки решили, что перед ними не простые люди, а угодники Божие, и их нужно везти в своё село, в Луду, и там предать погребению, с честью, по христианскому обычаю, рядом с церковью.
Однако, на обратном пути на них напал такой мрак, что они не могли найти дорогу в Луду и несколько раз оказывались на том же месте, где нашли мощи преподобных. Во время ночи преподобные, явившиеся рыбакам во сне, заповедали никуда не возить их тела, а похоронить тут же, под большой сосной, добавляя, что «егда благоволит Бог, то неизреченной мудростью Своею устроит на сем месте пение и звон». Желание преподобных было в точности исполнено.
В 1617 году некий старец Мамант, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в Луде «на заводе для присмотра за солеварением», был застигнут в Унской губе противным ветром и четыре дня провёл радом с могилой преподобных, «сетуя и молясь». Во сне преподобные явились ему, объяснили, кто они, и повелели поставить над их могилой часовню, обещая «от Господа попутный ветер». Действительно, на следующий день «по глаголу преподобных подаде Господь спутний ветер, и пойде (он), славя и благословляя Бога». Мамант не забыл обещания, данного старцам, — построил часовню. Сначала он поселился там один, ибо возлюбил это место, но через некоторое время к нему присоединились другие старцы: Савватий, Дионисий, священноинок Ефрем и двое мирских – Козьма со своим сыном. Эти поселенцы и положили начало и основание Пертоминскому пустынножительству.
В непродолжительном времени поименованные пустынники восприняли благое желание воздвигнуть Господу храм и 29 мая 1618 года приступили по благословению сарского и подонского митрополита Ионы (так в это время было между-патриаршество) к рубке леса и на своих раменах носили его на выбранное место. Всякому начинанию вспомоществующий Промысел Божий, он являет свою помощь: приносятся с моря ветром лодьи с народом, плывущим на богомолье в Соловецкий монастырь. Все находящиеся в лодках, видя трудящихся иноков, оказали им свою помощь и были вознаграждены Господом попутным ветром.
Священноинок Ефрем с братией, приготовя всё нужное к овящению храма, разобрали часовню над могилой преподобных. Но за благословением на освящение храма по тогдашнему времени нужно было предпринять неблизкий и нелегкий путь в Москву. Этот труд приемлет на себя священноинок Ефрем. Испросив благословение митрополита, получив антиминс, богослужебные книги и прочее, он отправляется назад в пустыню. Но на обратном пути священноинок Ефрем был ограблен и убит литовцами. В это время собиравший в Каргопольском уезде пожертвования на монастырское строение упоминавшийся Козьма с сыном тоже был убит литовцами. Оставшиеся в пустыне иноки, отчасти по скудости пропитания, а более из-за страха перед нашествием тех же литовцев, разошлись. Остался в пустыне только инок Савватий. Из-за этих обстоятельств построенный храм оставался неосвященным в продолжении пяти лет. Через некоторое время к Савватию из Поноя священник Иаков. Он и решил идти в Вологду к архиепископу за благословением на освящение храма. Окончив, с помощью Божией, благополучно своё путешествие, Иаков возвратился со всем необходимым для новопостроенного храма.
В сентябре 1623 года храм был освящен в честь и славу Преображения Господня при державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича. Разошедшая было братия снова собралась в пустыни, радуясь и прославляя Бога. Тогда же была устроена рака над могилой Угодников. При сем же Великим Царём Михаилом Фёдоровичем по грамоте от 11 июня 1621 года была передана для Пертоминской пустыни пахотная и сенокосная земля с разными угодьями. Таким образом было положено прочное основание обители. И, действительно, мы видим, что обитель, благодаря этому, скоро начинает расширяться и возрастать.
В 1637 году иноки обители ходатайствуют через священноинока Корнилия перед Афонием, митрополитом Новгородским, о разрешении построить новую церковь в честь Успения Божьей Матери с приделом Св. Алексия Человека Божия, какое разрешение и было дано митрополитом в грамоте 5 марта 1737, с наставлением совершить молебен при закладке храма, а по построении освятить оба престола через шестинедельный промежуток времени, и по освящении каждого «с сего дня в храме вечерни, и заутрени, и обедни шесть недель служить безпереводно». Эта церковь существовала до 1692 года, когда игумен Лаврентий с братией обители обратился к Холмогорскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить им разобрать старую деревянную Успенскую церковь, так как она по своей ветхости давно стоит пустой и заслоняет свет вновь построенной каменной церкви Успения, лес же употребить на дрова и на обжиг кирпича. Просимое разрешение было дано по грамоте Архипископа Афанасия от 1 июля. 1092 г. с указанием, чтобы „над престольным местом была устроена каморочка на четыре угла рубленная величеством во все стороны полтора аршина и два вершка, и покрыть её на все стороны скатом и в верх поставить крест четвероконечный, величеством в аршин“.
Упоминается еще в истории монастыря деревянная церковь Всемилостивого Спаса, но о времени строения её документов не сохранилось. В 1691 году игумен Лаврений с братией обратился к Архиепископу Афанасию с просьбой разрешить разобрать церковь Всемилостливого Спаса, так как служить в ней из-за ветхости невозможно и на её месте построить часовню. Такое разрешение грамотой от 5 июня 1691 года было дано с тем «только, чтобы престол был разобран священником, а сама церковь плотниками — добрыми людьми единобрачными, не «двоеженцами», а сам лес сжечь на берегу и пепел бросить в Унскую губу». Далее автор подробно описывает строительство всех монастырских храмов. Читателю, кому это интересно, мы отсылаем в библиотеку, на пример, областную, к подшивке Архангельского епархиального вестника, где была опубликована работа протоиерея Ильи Легатова: 1894 г., № 17, стр.468-474; 1894 г., № 18, стр. 492-496.
В настоящее время (1894 г.) в монастыре находятся следующие строения:1. Каменный двухэтажный корпус, который составляет с Успенским храмом одно целое. Верхний этаж этого здания составлял обширный притвор храма, в последствии же южная его половина была превращены в жилое помещение, а северная – под кладовые. В нижнем этаже южной половины сначала была кухня с трапезной, потом это помещение долго пустовало и только в 1892 году здесь по-прежнему устроена трапезная и кухня: рядом же с кухней помещается рухлядная и одна келья, в северной же половине помещается квасная, погреб и подвал.2. Братский корпус, находящийся к югу от Успенского собора двухэтажный. Этот корпус (собственно нижний каменный этаж здания) построен по повелению Петра I-го на казённый счёт. Для присмотра за работами по сооружению этого здания, а явно и каменной ограды, предполагавшейся вокруг монастыря, Государь командировал майора, который за два года выстроил флигель в один этаж на 10 саженей и 20-ть саженей ограды с двумя каменными башнями с северной стороны.3. Братский корпус деревянный, двухэтажный расположен на восток от храмов и выстроен в 1865 году из леса, вырубленного в монастырском лесном участке. Корпус пересекается двумя перпендикулярными коридорами, на верхнем его этаже помещается 12 келий, а на нижнем 7 келий и кроме того рабочая кухня и мастерские: столярная, портняжная и сапожная.4. Корпус-гостинница – деревянный, с пятью комнатами, построен около 1869 года.5. Флигель, перевезённый в 1892 году с Ратминского озера, ещё не вполне отделанный.6. Деревянный двухэтажный амбар, устроенный в 30-тых годах настоящего столетияВсе здания монастыря обнесены палисадом, устроенном в 1965 году, с шестью воротами.
Вне монастыря находятся следующие здания:1. Конный двор, двухэтажный, деревянный, с 4-мя кельями и большой кладовой, вновь построен их хвойного леса в 1865 году.2. Скотный двор, перенесённый с Ратоминского озера. Оттуда же были перевезены в 1892 году и строения, принадлежащие монастырю, а именно: флигель, овин и гумно.3. Флигель близ конного двора, устроен в 1893 году для рабочих.4. Ветхая братская баня, построенная в 1871 году.5. Весьма ветхая прачечная, она же и баня для рабочих, построенная в 1865 году.6. Овин с гумном, отремонтированных в 1850 году, сейчас требует значительных поправок.7. Ветряная мельница.8. Кузница, возобновлённая в 1850 году, в настоящее время требует ремонта.
Кроме того, монастырю принадлежат пять ветхих изб, построенных на рыбных тонях и сенокосах. Около монастыря устроены печи для смолокурения, но в настоящее время этот заводец не приведен в порядок и потому недостаточно производителен. Все монастырские здания, начиная с храмов и до прачечной, требуют значительного ремонта, а скотный двор полной перестройки. В настоящее время, с разрешения Епархиального Начальства, начались постепенные исправления.
Пертоминская обитель имела счастье принимать милости от некоторых царственных особ:a) В 1646 году Царица Евдокия Лукьяновна пожертвовала в обитель царские двери сень, писанную на золоте.б) В 1678 15 июля «повелено выдать от царских щедрот 50 четвертей ржи» на пропитание братии.в) «Лета 7188 (1680 г.) Апреля в 20 день построен» напрестольный серебряный под золотом с частицами св. мощей крест с повелением, как значится в надписи на нём: «Великия Государини Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны в Преображенскую пустынь в вечное поминовение по душе сестры Великой Государыни, Благоверной Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны не отъемлимо».г) В 1683г. Февраля 27 дня Цари Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали на создание храма Успения Пресвятой Богородицы, на братские кельи и на ограду монастыря все материалы, как-то: кирпич, известь, железо, и все здания ими «повелено произвести на счёт казны царской».д) В 1684 г. теми же Государями с покупки монастырских припасов по всем городам «повелели десятой пошлины не брать».е) В 1690 г. теми же Государями пожаловано игумену с братией на разные расходы 198 рублей 15 алтын и1 деньга.ж) К щедротам Петра I должно отнести, вероятно, колокол в 26 пудов, отлитый в Любеке.
В списке жертвователей Пертоминского значатся: сокольничий Фёдор Бутурлин, генерал-майор Пётр Мартемьянов, купцы Иван Цыварев и Афанасий Плотников. 17 марта 1864 года из Петербурга в монастырь для мощей преподобных была привезена серебряная рака весом 3 пуда 20 фунтов и стоимостью 5888 рублей работы Верховцева, а так же золочённая на полимент сень, утверждённая на четырёх столбах и поставленная в холодной церкви. Всё это было устроено на щедрые пожервования благотворителей. Посещение Пертоминского монастыря Петром Великим и освидетельствания мощей преподобных.
В 1694 году Пертоминский монастырь неожиданно посетил Государь Пётр I-й. Посещение это состоялось по следующему случаю. Государь во время второго посещения г. Архангельска решил исполнить своё давнишнее желания посетить Соловецкую обитель, и с этой целью в сопровождении Холмогорского Архиепископа Афанасия и ближних бояр 30 мая в 3 часа по полуночи на яхте «св. Пётр» выбыл из Архангельска. В начале они плыли попутным ветром и вступили в Белое море, но здесь на них налетела страшная буря. Опасность была неминуемая.Архиепископ Афанасий отслужил молебен, после которого Государь исповедался и причастился, приготовившись, как подобает истинному христианину, встретить смерть, но не потерял присутствия духа. На судне находился стрелец Соловецкого монастыря по имени Антипа, родом из Сумы, который, приступив к Царю, объявил, что единственное спасение для них заключается в том, чтобы пробраться в так называемые «Унские рога». Между тем проход в упомянутый залив чрезвычайно узок и загромождён множеством подводных камней, вследствие чего попасть туда во время такой сильной крайне затруднительно. И только опытная рука Антипы, которого Царь приставил к рулю, вывела их из опасности. Войдя в губу, судно с высокими путешественниками пристало к берегу там, где находится Пертоминский монастырь, и здесь они пробыли со 2 по 6 июня.
За избавление из погибели Пётр принёс в Преображенском храм благодарственное Господу Богу моление и повелел в 5 число июня в обители совершать праздник, накануне которого, за всенощным бдением, в церкви сам пел и читал на клиросе. 5 июня, по совершении литургии и молебного пения произведено было освидетельствование места погребения преподобных. Вот как описывается в летописи это знаменательное событие: «снемше срубец ветхий и персть около оного раскопаше, обретоша одного только из преподобных, кого именно не известно до днесь, и Преосвященный Афанасий в присутствии Монарха и Сунклита, осязав главу мощей, кости и персть, и учинивши надлежащее изследование, признали оные за святые». «Другого же преподобного мощей», сказано, «не обретоша смотрением Божиим». Что же касается того, вместе ли были погребены преподобные или порознь, известий нигде не сохранилось. На иконах преподобные изображаются вместе, в иноческом чине, потому что: 1) Тела их были погребены вместе; 2) Явления преподобных как погребателям их, так и старцу Маманту во сне были вместе; 3) Чудодейственная сила, явленная приходящих к ним с верою, во множестве чудес приписывается обоим преподобным.
По освидетельствовании мощи были перенесены в Преображенскую церковь и поставлены на южной стороне, у стены. Составлена преподобным Вассиану и Ионе особенная служба, и 5 июня с этого времени ежегодно она совершается в память их. Перед литургией (в этот день) мощи преподобных ежегодно обносятся вокруг всей обители крестным ходом. Памятником этого царского посещения для обители пребывал деревянный крест, который сделал собственноручно Царь Пётр и на своих плечах отнёс к тому месту, где вышел на берег, и водрузил на память потомству. Крест этот по устройству остроконечный, имеет 1,5 сажени высоты, он находился в монастыре до 1805 года, когда по усиленной просьбе Архангельского городского общества Госудаоь Император Александр I дал соизволение на перенесение его в Архангельский Кафедральный собор, каковое перенесение с великой торжественностью и было совершено 29 июля 1805 года (старого стиля).
Из Пертоминского монастыря крест перенесён в Кегостровский приход, от куда собственно и началось торжественное перенесение креста. В день святых апостолов Петра и Павла, в ясное тихое утро при благовесте во всех городских церквях, послан был в Кегосторов, при почётном карауле, передовой катер, украшенный флагами. Учителя семинарии, одетые в однообразные парчёвые стихари, перенесли крест, весь украшенный натуральными цветами, из кегостровской церкви на катер. Медленно и величаво было шествие этого креста, окруженного множеством судов, наполненных окрестными жителями. Колокольный звон во всех церквях и выстрелы береговых орудий как бы нетерпеливо привлекали его к стенам города. Преосвященный Евлапий, олачённый в саккос, пожалованный в этот же самый день за сто лет с лишком Петром I-м Архиепископу Афанасию, встретил желаемое сокровище с духовенством, военными и гражданскими чинами на таможенной пристани. Здесь выдающиеся купцы приняли крест на свои рамена и процессия двинулась к Собору между двумя рядами войска, отдававшего честь с музыкой и барабанным боем.
По внесении в Собор, крест поставлен был на южной стороне храма. В скором времени городским обществом было устроено для него помещение под балахином, основанном на четырёх столбах. На верху утроен Российский герб и вензельное изображение имени Императора Александра. По сторонам креста, на тумбах, поставлены резные изображения ангелов, которые держат овальные щиты, украшенные при епископе Неофите в 1822 году. На правом щите сделана следующая надпись: «Петр Великий, Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским волнением, но улучив благоприятный вход в губу, унскими рогами называемую, сей святой крест при Пертоминском монастыре, где вышед на берег Июня 2-го дня и воспел в храме благодарственные Господу Богу, Царю Царей, Помазанников Своих спасающему, своими руками соорудив, нес оный из монастыря до того самого места, на котором после бури вступил на берег со своей знаменитой свитой, где и поставил оный во славу Христа Спасителя, и в память грядущим родам положив на подножие креста сего надпись собственную рукою вырезанную: DAT KRUIS VAKEN KAPTEN HITER VAV. A .CHT. 1694. СЕЙ КРЕСТ ПОСТАВИЛЪ КАПИТАНЪ ПЕТРЪ ВЪ ЛЪТО ХРИСТОВО.
На левом щите сделана надпись: «Александр Первый, Самодержец Всероссийский, прославляя дела Петра Великого – сей святой крест — сто одиннадцать лет на бреге Пертоминском монастыре стоявший, Всемилостивейше, снисходя прошению Архангельского общества, благоволил повелеть перенести в град Архангельск, который со священным благоговением с места своего поднятый и препровожденный, и с торжественной почестью из Кегострова прихода усретенный, в сем храме Пресвятой Троицы поставлен 1805 года Июня 29 дня во украшение и славу града и самим Государем Императором Александром Первым при Высочайшем посещении града Архангельска, и осматривании сего, достолепным поклонением почтен 1819 года Июня 30 дня». По окончании бури 6 июня Царь Пётр выбыл из Пертоминского монастыря и благополучно достиг Соловецкой обители, где провел трое суток в посте и молитве, после чего выбыл в Архангельск, куда и прибыл благополучно 13 числа того же месяца.
Итак, в нынешнем (1894) году исполнилось 200 лет, как со времени открытия мощей одного из пертоминских чудотворцев, так и со времени посещения Пертоминской обители Государём Петром I и устроения им собственноручно деревянного креста, ныне хранящегося в Архангельском Кафедральном соборе.Протоиерей Илья Легатов, http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=528
Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь — упразднённый православный мужской монастырь, находившийся в посёлке Пертоминск Архангельской области. Располагался в Архангельском уезде Архангельской губернии, на мысе Белого моря под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 118 верстах (около 125 км) к северу от Архангельска. На месте будущего монастыря были погребены утонувшие здесь в 1561 году во время ловли Соловецкие иноки святые Вассиан и Иона. В 1599 году над их могилами старец Троице-Сергиева монастыря поставил часовню, после чего к этому месту стали стекаться паломники и жертвовать на устройство святыни.
Датой основания монастыря считается 1617 год, когда около часовни инок Александро-Свирского монастыря Иоасаф поставил себе келью и привлёк своей подвижнической жизнью ещё большее количество паломников. Вскоре вокруг Иоасафа сложилась монашеская община.
В 1655 году новый монастырь был приписан к Онежскому Крестному монастырю, а уже в 1675 году стал самостоятельным.
Монастырь посетил император Пётр I, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принёс благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. Пертоминская обитель была тогда щедро награждена царём. В присутствии императора и архиепископа Холмогорского Афанасия тогда же состоялось обретение мощей святых соловецких иноков, которые были положены в Преображенском храме. На месте своего спасения, на берегу, Петр I поставил крест около трёх метров высотой, на котором собственноручно вырезал надпись: «DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN А СНТ. 1694. (этотъ крестъ сдѣлалъ капитанъ Петръ въ лѣто Христово 1694)».
Мощи святых Вассиана и Ионы покоились в Преображенском храме до 1814 года, после чего были перенесены Зосимо-Савватиевский храм. В 1899 году они были положены в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери.
В 1764 году в ходе Секуляризационной реформы монастырь был упразднён, но уже в 1778 году восстановлен. При монастыре на западном Яренгском Рогу находилась спасательная станция.
В 1920 году монастырь был закрыт. В нём предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения.
До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII — начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырёх угловых башен ограды. Также недалеко от монастыря на побережье сохранилась копия креста, установленного Петром I.
На начало XX века в монастыре существовали следующие здания и постройки:
Деревянный собор в честь Преображения Господня (построен в 1679-1680 гг., освящён в 1684 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата.
Каменный пятиглавый трёхъярусный храм в честь Успения Божией Матери (построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683-1692 гг., освящён в 1692 г.). Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен и освящён в 1899 г.).
Каменный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия (построен в 1807-1814 гг. и освящён 1814 г.).
Деревянный в честь Воздвижения Креста Господня (построен и освящён в 1894 г.).
Гостиница для богомольцев (с 1869 г.).
Спасательная станция на западном Яренгском роге (с 1897 г.)
Кроме этого, в монастыре были конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница.
https://howlingpixel.com/i-ru/Пертоминский_Спасо-Преображенский_монастырь
Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине история формирования обители исследована недостаточно. Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос. Пертоминский, в 118 верстах от г. Архангельска.
По преданию, монастырь известен с XIV века, однако, какие-либо надежные свидетельства о его постройках до XVII века отсутствуют. Согласно сведениям Соловецкого патерика, поводом к строительству пустыни было приобретение нетленных мощей преподобных Вассиана и Ионы, погребенных в 1561 году на берегу Унской губы. В 1599 г. на месте креста преподобным старцем Троице-Сергиева монастыря Мамонтом, оказавшимся здесь по пути на Соловки и попавшим в бурю, была поставлена часовня. Далее предание рассказывает, что в 1617 году в этих местах поселился пустынножитель, монах Александро-Свирского монастыря Иоасаф. Постепенно около отшельника стали собираться такие же как и он ищущие уединения от мирской суеты. В церковной литературе Иосифа считают основателем монастыря, а годом основания значится 1617 год.
В 1618 году (29 мая) по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, начали строить деревянный Спасо-Преображенский храм, который был освящен 24 сентября 1619 года (по другим данным 24 сентября 1623 года). В храме устроили раку над усыпальницами Вассиана и Ионы.
Пертоминская обитель долгое время была малолюдной и бедной: в 1621 году в ней было всего 12 монахов. В том году по указу царя Михаила Федоровича монастырь получил пахотную и сенокосную земли. Этим было положено прочное существование и началось возведение новых храмов – в 1637 году была выстроена Преображенская церковь с приделом Феодора Стратилата (очевидно, до этого она сгорела) и Успенского с приделом святого мученика Христофора, освященного 8 июня 1639 года.
Кстати отметим, Пертоминский монастырь был самостоятельным до Патриарха Никона. Никон, построив на Кий-острове Крестный монастырь, в 1655 году приписал к нему Пертоминскую обитель со всеми ее угодьями, а также изъял из ризницы некоторые жалованные грамоты и письменные крепости. Восстановить справедливость Пертоминскому монастырю удалось лишь в 1675 году при настоятеле Михаиле Харзееве (был игуменом в 1675-1690). С трудом удалось остаться независимыми и от Соловецкого монастыря, братия которого ходатайствовала с челобитной (1674 г.) к Патриарху Иоакиму, прося приписать Пертоминскую обитель к Соловецкому монастырю. Лишь вмешательство Двинского воеводы, напомнившего Патриарху о том, что по именному указу царя Федора Алексеевича и по грамоте из Новгородского приказа от 1675 года монастырю предоставлена самостоятельность, удалось отобрать его у Соловецкого монастыря.
С конца XVII века в монастыре развертывается каменное строительство.
В 1683–1692 годы рядом с деревянной церковью, разобранной лишь в 1691 году, возводится первое каменное сооружение ансамбля – Успенский собор с трапезной. Известно имя строителя – подмастерье Артемий Постовалов. К великому сожалению, не сохранился собор, но стоит немного напрячь воображение – и перед глазами возникает могучий четверик, увенчанный пятью луковичными главами. Он был трехэтажным: в верхнем этаже находилась ризница, в среднем – собственно церковь, а внизу кладовая, хлебная и братские кельи. Три апсиды были чуть понижены по отношению к собору. Большие размеры, кубическая форма основного объема, отсутствие декора на стенах придавали архитектуре собора монументальность и торжественность, необходимую главному культовому зданию монастыря. Декор же, как и при строительстве других северных сооружений, весьма скупой: венчающий карниз собора и апсиды – из полуваликов, зубчиков и поребриков. Главное внимание сосредоточено на украшении окон, порталов, барабанов и карнизов. Формы их типичны для русского зодчества той поры. Необычно украшены подножия барабанов – треугольниками. Фасады трапезной отличались суровой, почти аскетической простотой. Гладкие стены членились плоскими лопатками. Прямоугольные окна со ступенчатыми впадинами не имели какого-либо обрамления. Мощный карниз также был прост и выразителен, как и все здание, которое он венчал.
Летом 1694 года в Пертоминском монастыре, проездом на Соловки, побывал Петр I с архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием. Они здесь провели три дня. В память избавления от бури царь срубил крест с голландской надписью: «DAT KRUYS. MAKEN. KAPTEIN. PITER VAN. A. CHT. 1694.». (Сей Крест поставил, капитан Петр, в лето Христово 1694). Крест этот был четырехконечным 1 ½ сажени высоты; находился в монастыре до 1805 года, затем был перенесен в Архангельский кафедральный собор, а на его месте была установлена точная копия петровского креста. Тогда Петр I внес в монастырь значительный денежный вклад: на строительство ограды 2000 гривен, содержание братии 600 гривен, другие дары впоследствии подтвердил грамотами. Монастырь в свое ведение получил территорию Красный горы со всеми озерами, рыбной ловлей, пахотной землей, покосами, лесами и варницами, а также все тони от Красной горы до речки Чухчи и другие земли. В то лето царь оставил своего офицера для строительства монастырских зданий, при котором были построены каменные для братии кельи, «и от келей саженей на дватцать ограду и на углу башню» выстроил.
Параллельно велось строительство жилищных и хозяйственных сооружений, из которых до наших дней в перестроенном виде дошел каменный корпус келий 1700 года. За пределами монастыря располагались конный и коровий дворы, гумно с овином, мельница ветряная, кузница, кирпичный завод. На самом берегу стояла рыболовная изба. На пристани «Лодейной» стоял амбар «гостиной», около пристани – две лодьи с парусами, карбасы.
В 1764 году по установлению новых штатов Пертоминский монастырь оказался в числе упраздненных. Монахи были переведены в Ламбасскую пустынь Пинежского уезда, а сама обитель обращена в приходскую церковь. Однако в 1778 году, по ходатайству братии, монахи из Ламбасской пустыни возвращены обратно, и Пертоминский монастырь вновь возродился.
Следующий строительный этап приходится на XIX век. Монастырское хозяйство к этому времени было внушительным. Монастырь продолжал заниматься кирпичным производством и смолокурением: имел кирпичный и смольный заводы. Солидным подспорьем были конный и скотный дворы, кузница и другие хозяйственные постройки. В 1861 году над каменным братским корпусом 1700 года надстроили деревянный этаж, который оштукатурили. В здании располагалось по четыре кельи (4 внизу и 4 вверху). В 1865 году срубили второй двухэтажный братский корпус с двенадцатью кельями вверху, внизу было 6 келий, а также находились мастерские: столярная, портная, сапожная мастерские, в 1892 году пристроили кухню. В 1869 году построили гостиницу с четырьмя мезонинами и подвалами. Затем выстроили еще деревянный флигель и амбар.
Еще раньше, в 1807–1814 годы возвели каменную одноглавую, одноапсидную Зосимосавватиевскую церковь (освящена 26 июня 1814). Небольшие размеры, наличие вертикальных членений на фасадах, более высокого объема колокольня в единой связи, а также деревянный чешуйчатый лемех шатра и граненой главки придавали этому зданию динамичность и исключительную живописность, обогатившую облик ансамбля.
Ограда монастыря оставалась деревянной: решетчатой. Ее оживляли пять ворот.
В 1894 году на месте петровского креста построили деревянную церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего креста на каменном фундаменте. Освятили ее 12 июня 1894 года. К ней ежегодно 5 июня, 14 сентября и 17 октября совершались крестные ходы. Строил храм мещанин Ненокского посада Иван Николаевич Логинов. Иконостас резан в Архангельске Дмитрием Капитоновичем Катиновым. Затем он доставил иконостас в монастырь, установил его и оформил иконами. Он же для храма выполнил балдахин с хоругвями, небольшую раку «хорошей столярной работы».
В начале XX века монастырь обносится невысокой каменной оградой с декоративной решеткой по верху. 6 марта 1904 года в Архангельском строительном отделении рассматривался проект на постройку каменных колокольни и ограды с башнями. К 1906 году колокольня и четыре башни были построены, несмотря на то, что к этому времени обитель была небольшой. Вместе с архимандритом Аполоссом в ней числилось 6 иеромонахов, 6 монахов и 7 послушников.
Судя по сохранившимся каменным башням, можно заключить, что основу плана составляла система, подобная русским монастырям. Ограда представляла собой небольшое трапециевидное по форме укрепление с башнями на всех четырех углах. К северо-востоку от Успенского собора находились проездные ворота, оформленные в виде полуциркульной арки, в центре которой возвышалась луковичная главка с крестом. Отсутствовали лишь земляные валы и палисад, характерный для крепостей глубокий ров. В то время отпала надобность в фортификационных крепостях, старые торговые пути утратили былое значение.
В 1920 году монастырь был закрыт. В нем предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. Монастырскую гостиницу и двухэтажное здание братии, облицованное кирпичом, переоборудовали под жилые комнаты для детей, а здание с нижним каменным и верхним деревянным этажами – под квартиры служащих детского дома.
До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII – начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырех угловых башен ограды. Архитектурные формы всех зданий лаконичны. В отдельно стоящих двухэтажных корпусах прослеживаются традиции классицизма. В архитектуре башен использованы формы русского стиля. Композиционным центром является старый братский корпус, построенный в 1700 году. В этом доме в 1929 году находились квартиры служащих детского дома. Остальные сооружения расположены вокруг него по периметру территории бывшего монастыря. В линию с братским корпусом стоит здание второй половины XIX века, располагавшееся, очевидно, за оградой монастыря. В 1929 году в нем располагались мастерские и классы детского дома. Отдельно стоящие башни начала XX века фиксируют северный, западный и восточный углы территории бывшего монастыря. Башня, расположенная на южном углу, соединена с хозяйственным зданием. В 1929 году его использовали под изолятор, аптеку и квартиру фельдшера. Ныне все здание занимает почтовое отделение.
Западная башня, построенная в 1903 году, использовалась под помещения хлебных припасов. В советское время в ней были магазины: внизу продовольственный, а вверху – книжный. В северной башне (1903) в 1940-е внизу была пекарня, а верхнем этаже – жилье. В восточной башне в те же годы на втором этаже размещалась сберкасса, а внизу – райздравотдел. Последние три башни в настоящее время находятся в аварийном состоянии и требуют проведения срочных консервационно-реставрационных работ.
Несмотря на почти полное разрушение монастыря и переделки сохранившихся зданий и башен, Пертоминский монастырь представляет собой научный интерес для истории как русской, так и местной национальной архитектуры.
Попова Л.Д., кандидат исторических наук, доцент ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск. http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857