Все люди
поэт, переводчик, сценарист

Асеев Николай Николаевич

Николай Николаевич Асеев (1889—1963) — русский советский поэт, переводчик и сценарист, деятель русского футуризма. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян (или агронома). До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. Некоторые справочники, опирающиеся на 1-й том «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова, указывают, что настоящая фамилия Асеева — Штальбаум[6], хотя в 4-м томе словаря, вышедшем при жизни Асеева, появилось опровержение: «Указание на то, что Асеев, Н. — псевд. Н. Н. Штальбаума, — не соответствует действительности. Асеев, Н. Н. — настоящая фамилия». Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни. Асеев не раз отмечал их влияние на его развитие. Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1907 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1908—1910) и на историко-филологических факультетах Московского и Харьковского университетов (окончил в 1913). Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию, но освобождён по болезни (туберкулёз). В 1917 году был вновь призван, служил в запасном полку в Гайсине; был избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправился в Иркутск. Во время гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста. В 1922 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе с С. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. Один из лидеров групп ЛЕФ (1923—1928) и РЕФ (1929—1930). Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака. В. Катаев позднее вывел Н. Н. Асеева в романе «Алмазный мой венец» под прозвищем «соратник». С 1931 года и до своей кончины Асеев жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска. В годы войны, не будучи военнообязанным по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе. Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, находившаяся в то время в заключении, впоследствии обвиняла Асеева в самоубийстве матери (неоказании ей помощи в эвакуации) и писала Б. Л. Пастернаку в 1956 г.: «Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова». К Асееву и его жене обращено одно из предсмертных писем Цветаевой, которая просила позаботиться о сыне Георгии: «Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у Вас». Сам Георгий писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь…» Активно помогал молодым поэтам в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти, полные участия в творческой карьере молодого поэта. Н. Н. Асеев умер от воспаления лёгких (осложнение застарелого туберкулёза) 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6). Был женат на Ксении Михайловне Синяковой (1892—1985), одной из пяти харьковских сестёр Синяковых, бывших «музами русского футуризма». Это ей посвящено стихотворение Асеева «За косы её золотые, за плечи её молодые». Велимир Хлебников посвятил ей пятую часть поэмы «Синие оковы» («И жемчуг северной Печоры / Таили ясных глаз озёра…»). Сёстрами были увлечены Пастернак, Хлебников и Маяковский. Одна из её сестёр — Вера Михайловна Синякова (1899—1973) — была замужем за поэтом Г. Н. Петниковым (до 1924 года), затем прозаиком С. Г. Гехтом. После смерти мужа Ксения Михайловна Синякова семнадцать лет прожила гражданским браком с художником-авангардистом Анатолием Зверевым, который был её младше на 39 лет, до самой её смерти в 1985 году. Начал печататься в 1909 году. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика» (в частности, написал предисловие к дебютному сборнику Пастернака «Близнец в тучах»), затем эти же трое поэтов составили ядро группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Поэма «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы» (1920). Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Будённого» из поэмы «Будённый» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «ЛЕФ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу «уступок в идеологической сфере» и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа. Автор произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семён Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского). Особое место в творчестве Асеева занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи, о других деятелях футуризма. Опубликовал за свою жизнь около 80 стихотворных сборников. Переводил стихи Мао Цзэдуна.