Вельского уезда Ракульского Михаило-Архангельского прихода, в деревне Першимском Починке, отстоящей от города Вельска в 20 верст. на север, а от своего прихода в 15 верст. на восток, находится часовня во имя великомученика Георгия, в народе известная под названием: Спас в Раменье. Часовня эта очень скудна своей историей и обыкновенна по ее устройству, но зато очень замечательна по единовременному необыкновенно большому стечению богомольцев и в это время по сбору пожертвований. Вся история Георгиевской часовни состоит в том, что а) она, как можно заключать из устного предания, существует от глубокой древности, едва ли не с конца XVI или, по крайней мере, начала XVII ст., т. е. с того времени, когда Першимский Починок, можно сказать, только лишь образовался и, принадлежа приходом сперва к далекой от него Вельской Троицкой церкви, стал чувствовать нужду в ближайшем молитвенном доме. б) Она с незапамятного времени соединена с другой часовней из деревни Дворища, находящейся в 3 верст. от Першимского Починка, следы чего доселе видны в деревне очень ясно. Известно, наконец, что в) в 1722 году она была разобрана и иконы, какие были в часовне, отвезены в местную Вельского посада Троицкую церковь, а в 1734 г., по указу преосвященного Германа, архиепископа Архангелогородского и Холмогорского, вследствие прошения приходских священников и церковного прикащика, она опять возобновлена и иконы взяты обратно из Троицкой церкви. Это сведение взято из хранящегося в часовне документа, в котором слово в слово говорится так: «По указу преосвященнаго Германа, архиепископа архангелогородскаго и холмогорскаго Важескаго уезда, верховажской четверти Вельскаго посада священникам Петру да Стефану и церковному прикащику, сего 1734 года, и Дмитрию Медведеву. В нынешнем 1734 году февраля 15 дня преосвященному архиепископу били челом вы священники и церковный прикащик и подали прошение, в котором написано: в оной же вашей волости в деревнях Дюковской и Першимском Починке построены были часовни, а именно: в деревне Дюковской во имя преподобнаго Симеона Столпника, в деревне Першимском Починке во имя Георгия великомученика; и оныя часовни по указу в прошлом 1722 г. разобраны. И просили вы священники и церковный прикащик преосвященнаго архиепископа, дабы повелено было оныя часовни возобновить по прежнему, и о том бы его преосвященнаго архиепископа указ учинить. И преосвященный архиепископ, слушав того вашего челобитья и прошения, указал: по силе состоявшагося в прошлом 1727 г. блаженныя и вечно достойныя памяти Петра втораго Императора и Самодержца всероссийскаго указа, вышеозначенныя часовни во имя преподобнаго Симеона Столпника и великомученика Георгия паки возобновить и святыя иконы из того вельскаго вашего посада из церкви взять и поставить в те часовни по чину и все учинить по угожеству, и на тех часовнях кресты поставить по правилам святых Апостолов и святых отец четвероконечные, и священником Петру да Стефану и церковному прикащику учинить по сему его преосвященнаго архиепископа указу».
На подлинном преосвященного архиепископа указе подпись: Казначей Иеромонах Елисей. Подканцелярист Иван Попов. Февраля 15 дня 1734 года.
Устройство часовни таково: Часовня — деревянная, стоит среди деревни, на левом берегу ручья Коробова, месте ровном и просторном; она широтой до 2 1/2 саж., длиной в 3, а вышиной в 2, с тремя боковыми косящетыми окнами, двускатной крышей и четвероконечным деревянным на князьке крестом. Лицем обращена она на восток; вход имеет с запада, внутри состоит из двух частей, разделенных между собой капитальной стеной, или, как бы из притвора и самой часовни. Притвор величиной около 2 1/2 кв. саж. об одном окне справа, с голыми, ничем неубранными стенами, кроме внутренней поперечной, на которой находится несколько шести или семи вершковых старого письма икон, поставленных полукружием над самым часовенным входом, а по правую сторону входа — большая, также старого письма, икона святителя и чудотворца Николая; пред ней висит лампада. Часовня, где собственно совершаются молитвословия, с первого раза представляет взору посетителя вид молитвенницы. Вся передняя стена ее убрана иконостасом в два яруса. В первом, или нижнем ярусе, серединное место занимает явленная икона Вседержителя, для поклонения которой собираются богомольцы, водящиеся, как бы наперекор препретельной человеческой мудрости (1 Кор. 2, 4) простотой веры, во славу Божию. Святыня эта, как видно по самому пошибу письма и краскам, — святыня древняя. Длиной она 10, а шириной 8 вершк., и совмещает на себе шесть поясных ликов в два ряда: в верхнем, на средине — лик Вседержителя, а по сторонам — Илии пророка и Николая чудотворца; в нижнем, на средине лик великомученика Георгия, а по сторонам лики бессребренников Косьмы и Дамиана. Вся эта икона покрыта медной подбеленной ризой и украшена разными привесками благочестивых чтителей святыни, в выемном кивоте за стеклом. Пред иконой висит лампада и подальше шести-перое паникадило, на котором молящиеся ставят свечи — светильники своей веры и молитвы. За иконой Вседержителя следует по правую сторону: икона Георгия великомученика, а за ней на боковой стене — Илии пророка; по левую — икона Николая чудотворца, а за ней также на боковой стене — Вседержителя, копия с явленной. Все четыре иконы много больше явленной, кроме копии, которая точь в точь — в меру подлинника и за стеклом, в выемных кивотах и покрыты медными подбеленными ризами. Второй ярус составляют иконы нынешнего, почти местного письма, сравнительно меньшей меры и не покрыты ризами. Из них серединная: тайная вечеря, а за ней, по правую сторону — сошествие Св. Духа на апостолов и Архангел Михаил — престольная приходской церкви, а по левую — Успение Божией Матери и угодников архидиакона Стефана и мученицы Ирины — ангелов устроившего на свой счет иконостас удельного крестьянина дер. Слободы Шенкурского уезда С. Н. и жены его И. Н. Есть и на боковых стенах вне иконостаса иконы с ликами разных угодников Божиих, большей частью, судя по письму, времен XVIII столетия. У клиросов, которых два, стоят две довольно хорошие хоругви. Все же внутреннее пространство часовни, освещаемое двумя боковыми окнами, с небольшим 4 кв. саж., след. взятое и вместе с притвором очень мало даже для небольшого числа богомольцев, не говорю уже о собирающемся в праздник количестве их. Это неудобство видят и чувствуют все, как местные жители, так и приходящие богомольцы; а потому первые, слышно, ходатайствовали о построении каменной более пространной часовни, ныне же просят начальство о дозволении построить им на месте часовни церковь.
При часовне находятся: на столбах колокольня с 3 колоколами, из коих большой весит 4 п. 35 1/4 ф., средний 3 п. 36 1/4 ф. и меньшой 30 ф., и одноэтажный деревянный амбар, для временного хранения некоторых пожертвований. Служения в часовне совершаются главным образом в праздники, отправляемые в году два раза: в Духов день и 1-го августа. Служение в день Сошествия Святого Духа установилось с недавнего времени, лет 10 тому назад, по случаю возобновления часовни; а служение 1 августа совершается едва ли не со времени учреждения молитвенницы, вследствие неизвестного события; и оба служения состоят из всенощной, частных молебнов и крестного хода. Всенощная обыкновенно бывает накануне праздников и оправляется по чину, какой в те дни показан в церковном уставе; молебны поются накануне и в самые праздники, и притом в августовское празднество, по случаю большого стечения народа — тремя клирами: местным и двумя соседних церквей. Крестный ход, в котором носят явленную икону Вседержителя, с копией, Николая чудотворца, две хоругви и два ручные фонаря, нарочно для сей церковной церемонии построенные, всегда делается на р. Чургу, находящуюся в полуверсте от часовни, — на место ровное, луговое, но пустынное, окруженное со всех сторон большим и малым лесом. Там отправляется обыкновенно водосвятный молебен.Вот история Георгиевской часовни и устройство ее и очерк совершающегося в ней церковного служения.
Очевидно, тут — все обыкновенное, без всяких особенностей. Но огромное стечение молящегося народа на августовское празднество, его молитвы во время церковных служб и его пожертвования в пользу часовни представляют поистине необыкновенную, по крайней мере, в нашей местности, особенность, вполне заслуживающую благоговейного внимания всякого православно верующего. Поэтому мы решаемся сказать два-три слова о всем этом. Так Вологодская епархия издревле славится многочисленностью не только церквей, но и часовен; да и ныне она имеет на всем своем протяжении до 750 церквей и около 600 часовен, где возносятся, как благовонный фимиам, молитвы верующих к милостивому Богу, Царю и Господу всяческих, и святым Его. Но, из всех молитвенных домов в епархии, кажется, не было и нет такого, куда бы одновременно стекалось столь великое множество богомольцев, какое одновременно собирается на 1 августа, когда церковь наша совершает празднество «происхождению честных древ честного и животворящего креста Господня», и когда начинается Успенский пост, к Георгиевской часовне или, как говорят, к Спасу в Раменье, в место пустынное, глухое, окруженное почти со всех сторон дремучим лесом. Много, наприм., сходится народа на праздники в Спасо-Прилуцкий монастырь, в Глушицкий, в Спасо-Суморин, в Семигородную пустыню и к Прокопию праведному, Устюгскому чудотворцу, — места для богомольцев, можно сказать, главные в епархии, но мало по сравнению с многолюдством раменским, на 1 августа.
Чудное, удивительное стечение! Сюда к Георгиевской часовне в Раменье съезжаются и сходятся богомольцы всех возрастов, всех званий и сословий, молодые и старые, богатые и бедные, здоровые и немощные, и в продолжение двух суток, с утра 30 июля по утро 1 августа, беспрерывно, денно и нощно, по четырем дорогам — Вельской, Судоромской, Ракульской и Пуйской, не десятками, не сотнями, а почти непрерывной вереницей. тянутся жители не одного Вельского уезда, нет, — почти всей Вологодской губернии и уездов Кириловского, Каргопольского и Шенкурского. Казалось бы, не мала площадь Першимского Починка, со включением усадебной и пахотной земли, простирающаяся, приблизительно, до 125000 кв. саж. или квадратной полуверсты: но и этого пространства бывает недостаточно, хотя оно почти сплошь занимается народом. Сверх того заняты бывают богомольцами все нежилые строения, как то: мякинницы, овины, бани и др., а домы, так сказать, битком набиты, несмотря на то, что многие из богомольцев, особенно дальних, приезжают на самое короткое время, только для поклонения святыне и отправления молебнов. Немало их, кроме Першимских мест, останавливается по дорогам Вельской и Ракульской и в другой деревне, смежной с Починком. Короче сказать: на 1 августа к Георгиевской часовне, в Першимский Починок собирается всего народа более 10 тысяч. Цифра эта, по местности, огромная, замечательна еще тем, что она как прежде постепенно возрастала, так и ныне с году на год увеличивается. Было время, лет, наприм., 50 тому назад, что богомольцев собиралось сюда всего сто-двести человек, да и то из ближайших окрестностей. Ощутительнее стало возрастать число их с 30-х годов; а теперь удивительно как прибывает! Но продолжим рассказ.
Весь народ в Першимском Починке, на 1 августа, движимый чувством богомоления, представляет наблюдению дивные явления. Во время пения молебнов для отдельных семейств, он то совершает частные молитвы, либо в часовне и близ нее, либо где-нибудь недалеко от часовни; то суетится и хлопочет об исполнении других религиозных дел, уделяя тут несколько минут и на хозяйство свое, применительно к кочующему своему состоянию. — В это время смотришь на него, как на огромное собрание, еще не объединенное ни мыслями, ни чувствами, ни действиями, на собрание, разнообразно колеблющееся. Но не то видишь в часы всенощной и крестного хода. В это время народ представляет нечто величественное, глубоко трогательное. По колокольному призыву ко всенощной, весь народ немедленно сдвигается к часовне и, вошедши в нее или, по возможности приближившись к ней, останавливается, и за тем во все служение, обратив взоры свои и мысли к чествуемой святыне, горячо, горячо возносит молитвы, прошения и моления, и вместе с тем испускает воздыхания и вопли, исходящие прямо из глубины сердца. Но не нам описывать молитвенное состояние святого собрания, не нам изображать чувствования молящихся душ. Скажем только, что все собрание живо изображает тогда единое стадо, которое знает своего доброго Пастыря (Иоан. 10, 14) и вопиет к Нему с крепкой надеждой, как к могущему спасти его от всякого бедствия (Евр. 7, 25). Зрелище истинно умилительное и назидательное! Видя это, невольно устремляешься духом горе. Но сила народной веры еще живее, еще поразительнее открывается в крестном ходу. Лишь только крестный ход начинается, или точнее сказать, лишь только раздастся колокольный звон, возвещающий о начале крестного хода, вся масса народа приходит в движение и, бросая все житейское, горит одним желанием излить пред милосердным Отцом небесным свои молитвы, и вместе с ходом приближается к месту водоосвящения.
Тревожно движутся народные волны, но без всяких дурных приключений. Тут главным образом только и видишь, что веяние священных хоругвей и восторженность поклонников; только и слышишь что пение священнослужителей да глухой отголосок шествующей массы. голос народа на время смолкает. Но вот священная процессия достигла своего места, народ останавливается. Одни поместились на берегу речки, другие сгруппировались по поляне, а иные вошли даже в воду. Начинается молебное служение Господу всяческих. Тысячи человек возводят очи к Всемилостивому Спасу и, присоединяя свой голос к пению клира, со слезами вопиют: Господи помилуй…, не прогневайся на ны зело, но призри и избави нас: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои… Умилительное, трогательное зрелище! И Господь ли не услышит взывающих к Нему, не ниспошлет им благодать Свою! но для веры настает минута еще более торжественная, явление еще более потрясающее душу. Служитель алтаря, погружая в воды животворящий крест Господень, возглашает с клиром: Спаси, Господи, люди Твоя… Окрестность оглашается гимном… А народ? народ, повторяя ту же песнь, или падает на колена, или бросается в речку, или повергает в нее свою одежду, так что воды Чуржские на время останавливают свое течение… Пусть, кому угодно, называют эти и подобные выражения молящегося народа отжившей стариной; мы, видя все сказанное нами и не желая противоречить собственному своему убеждению, назовем это чувством благочестивым, силой народной веры, святым наследием предков, которого стыдиться не должно. Правда проходя чрез разные лица и обстоятельства, это наследие то от предрассудков и суеверий, то от приражения чуждых мыслей, довольно огрубело: но что нужды? В существе своем оно не изменилось и грубость нынешних форм молитвенного духа при благоразумных и благонамеренных руководителях, мало по малу сгладится. С окончанием молебствия, крестный ход возвращается в часовню. а народ расходится по разным надобностям в разные места.
Что касается до пожертвований, делаемых богомольцами, в пользу часовни, то, судя уже по одному количеству собирающегося народа и по силе его веры, всякий может безошибочно предполагать их в большом числе и на значительную сумму. И действительно, в документах Вельской удельной конторы и Устьвельского удельного приказа (ныне волостного правления) значится, что в Раменскую или, что то же, в Георгиевскую часовню ежегодно 1 августа жертвуется разных вещей на сумму от 1 до 2 тысяч рублей. Все эти пожертвования: 1) делаются разными лицами, преимущественно же лицами сельского сословия. Кто чем богат, тот тем и усердствует: скудный состоянием от скудости своей жертвует говядину, кучку льна, куриное яйцо или что-нибудь тому подобное; а довольный состоянием от своего довольства — лошадь, корову или другое что-нибудь более ценное. 2) Делаются, большей частью, по обетам вследствие какого-либо несчастья, случившегося с самим жертвователем или родными его, а всего более с его скотом. 3) С году на год увеличиваются по мере увеличивающегося сбора богомольцев, без всякого сомнения вследствие более и более распространяющейся известности часовни. 4) Принимаются во всякое время, оцениваются и почти тотчас по окончании церковных служений, продаются местным сельским удельным начальством при чиновнике Вельской удельной конторы всякому желающему. 5) Деньги, вырученные от продажи пожертвований, все поступают в приходскую Ракульскую Михаило-Архангельскую церковь. Самый клир, не касаясь часовенных пожертвований, доходу за пение одних молебнов получает 1 августа от 200 до 300 р. сер. и притом, надобно заметить, получает копейками; потому что молебны отправляются артелями, с произвольной платой, примерно от 1 до 3 к. с крестьянина, и от 5 до 25 к. с чиновника или купца.
Теперь, при виде столь замечательного явления в нашей местности, следовало бы раскрыть причину, его производящую; показать, что заставляет народ собираться в Раменье в таком огромном количестве, и там изливать свои молитвы. Но мы по неимению данных, обходим это, не решаемся вдаваться ни в какие догадки, которые, по нашему мнению, вовсе неуместны относительно к этому, столь священному предмету, хотя очень хорошо знаем вообще и от всей души верим, что все, сказанное нами, производит единственно святыня Георгиевской часовни — икона Вседержителя, почитаемая явленной и чудотворной.
Итак, взамен этих рассуждений, представим в заключение еще особенность, собственно относящуюся к раменским жителям, впрочем довольно характеризующую и весь простой наш народ. Особенность эта бывает только в Духов день и состоит в следующем. В августовское празднество, по глубокому уважению к нему, все жители Першимского Починка и с соседней деревни, так сказать, настежь растворяют домы свои всем богомольцам без разбора. А в Духов день делается еще больше. Тогда весь раменский улусец. которому принадлежит часовня, состоящий из 30 дворов, дает народу публичное угощение. Конечно, есть и в других местностях обычаи делать общественные угощенья, по случаю часовенных или каких-либо обетных праздников: но нигде не бывает такого, какой видим в Раменье. В других местах угощают одним складочным общим столом, или чередным частным, отвечающим за общий; а здесь каждый дом угощает особо. Здесь еще накануне праздника и в самый праздник хозяйка каждого дома, кроме только крайне бедных, заботливо хлопочет около своего очага, стараясь как бы приготовить кушанья и как можно больше и как можно лучше. И действительно, наготовляется столько яств, что и не перечтешь. Тут бывает и пирожное из мук ячной, овсяной, гороховой, пшеничной и крупичатой с разными снадобьями, тут подается и холодное и жаркое, и что-то в роде пряничного, и яйца, и притом почти каждая вещь во многих видах. Словом, тут все бывает, что только может изготовить наша сельская кухня. Тотчас после крестного хода, все яства свозятся, а не сносятся, в коробьях и корзинах на смовенную площадь на столы, и поставляются в одну линию отдельно пред каждым домом. Кроме яств, каждый домохозяин привозит еще к столу бочку или ушат пива и немного водки и даже меду. Когда столы окончательно накрыты, кушанье поставлено и священническое благословение получено, начинается самое угощение. Угощают хозяин дома с хозяйкой. Тут выказывается все их усердие: поклоны следуют за поклонами, а речи просительные и извинительные. растворенные хоть иногда и наивной. зато радушной крестьянской приветливостью и ласковостью, льются рекой. Мало этого, жители на другой день угощают родных, а на третий взаимно сосед соседа. Видя все это, не знаешь, чему более удивляться: гостеприимству ли, так глубоко укоренившемуся в нашем крестьянине и, при случае, так выразительно обнаруживающемуся, или чувству благочестия, возбужденному праздником, как видимым благоволением Божиим. Как после этого не скажешь, что хотя народ наш действительно не образован, груб и суеверен, но и при этих недостатках он много очень имеет истинно доброго и прекрасного, не скоро преходящего, но вошедшего в его плоть и кровь, потому что с этим наследством он родился и воспитался. Что если бы еще снять с него кору невежества и дать всему прекрасному, в нем находящемуся, правильное направление и развитие? О, тогда какой вышел бы из него дивный народ!..
Протоиерей П. Воронов
Статья была напечатана в Октябрьской книжке Странника 1862 года. Источник: Вологодские епархиальные ведомости. — 1865. — №8. — Прибавления. — С. с. 274-286.
В советское время использовалась под магазин, отремонтирована летом 2013 г. с восстановлением форм на начало XX в. (по старым фотографиям). Первоначальная постройка 1734 г. была клетской с двускатной кровлей. Действует с осени 2013 г.