Перов Василий Григорьевич
«Спящие дети», 1870
Холст, масло 53 x 61 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На картине «Спящие дети» передан сюжет, как бы растянутый во времени, в нем нет действия, он предлагает зрителю просто почувствовать атмосферу детского «сонного царства». Крепко уснувшие в сарае мальчик и девочка, возможно, брат и сестра, скорее всего, из бедной крестьянской семьи. Они спят на жестком полу, покрытом только грубой циновкой и старой помятой тряпицей, у них одна подушка на двоих. Перов выбирает сложный ракурс сверху, позволяющий рассмотреть и детские босые ноги на первом плане, и бусы на шее девочки, и нездоровый румянец мальчика, согревающегося под тулупчиком. При всей внешней безмятежности детского сна возникает тревожное чувство жалости к ребятишкам, видимо, уставшим и упавшим без сил для короткого отдыха после тяжелого пути или работы. Освещенные теплыми солнечными лучами, льющимися на них сверху, герои картины чисты и невинны. Образно-пластические характеристики детей вызывают в памяти реминисценции из европейского классического искусства, например из испанской живописи XVII века, столь почитаемой Перовым.