Перов Василий Григорьевич «Птицелов», 1870

Перов Василий Григорьевич
«Птицелов», 1870
Холст, масло 83,5 х 127 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Птицелов» – знаковое произведение в художественном наследии Василия Перова. С этой картины начинается новый период его творческой деятельности, связанный с созданием жанровых работ на «охотничьи» сюжеты – «Охотники на привале», «Рыболов», – и первым участием в качестве экспонента на передвижных выставках.

На картине изображены старик и мальчик, занятые в лесу ловлей пернатых. На Руси птиц часто ловили поздней осенью, чтобы зимой они услаждали слух своим пением, а на Благовещение обратно выпускали на свободу. Пожилой птицелов, вероятно, отставной солдат, лежит на земле с манком во рту – так называли особый свисток, издающий «птичьи» звуки и заманивающий птиц. Старик держит в руках веревку от силка, за которую в нужный момент требуется дернуть, чтобы птичка запуталась в сетях. Опрятно одетый мальчик – сын богатого помещика, помогающий старику, – внимательно наблюдает за происходящим. На картине также видны мотки бечевки и клетки, в которых помещают пойманных птиц.

Лица у персонажей настолько живые, а их мимика так искренна, что зритель невольно становится участником действия. Мастерски исполненный осенний пейзаж тонко соответствует загадочному настроению произведения. Сквозь темный, мрачный лес и многолетние стволы деревьев пробивается солнце, озаряя золотистыми лучами маленькую полянку и двух птицеловов. Сильный ветер, налетая порывами, срывает листья растений. Современники вспоминали, что фон этой картины помогал создавать известный пейзажист Алексей Саврасов.

К «Птицелову» Перова легко можно подобрать аналогии в русской литературе. «Ведь это – точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева», – писал об этом произведении художественный критик Владимир Стасов. Вариант этой темы можно найти и в рассказе самого Перова «Милентьич-птицелов», написанном в 1880–1882 годы.

Работа «Птицелов» была показана на Академической выставке в 1870 году и на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году. За нее художник получил первую премию от Общества поощрения художеств. Современники высоко оценили произведение. Владимир Стасов писал с упреком в адрес Академии художеств: Перов, «…который пользуется и в Европе порядочной репутацией как один из лучших представителей новой русской школы <…> все еще числится у нас только в академиках. Пора ему быть и профессором». Показательно, что в этом же году за «Птицелова» Перов был удостоен звания профессора.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?