Перов Василий Григорьевич «Парижская шарманщица», 1864

Перов Василий Григорьевич
«Парижская шарманщица», 1864
Холст, масло. 76,2 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Парижская шарманщица» была исполнена Василием Перовым в период пенсионерской поездки, которой награждались лучшие выпускники Академии художеств. В начале 1863 года художник переехал в Париж, где «осмотревши всё замечательное, а также международную выставку <…> нанял мастерскую с желанием немедленно приняться за работу». В это время он тщательно изучал творчество французских живописцев: Густава Курбе, Эдуарда Мане, Жан-Луи-Эрнеста Мейссонье и Филиппа Огюста Жанрона, под чьим влиянием и стал писать сцены с изображением бродячих музыкантов, уличных певцов, акробатов. Интерес к жизни простых парижан соединился с занятиями жанровой живописью еще в России. Во Франции исполнены картины «Шарманщик» (1863, Третьяковская галерея), «Уличная сцена в Париже» (1863, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Савояр» (1864, Третьяковская галерея), «Шарманщица» (1864, Третьяковская галерея) и другие, представляющие бытовую хронику парижской жизни.

На картине изображена бедная, усталая женщина, зарабатывающая гроши игрой на шарманке. О тяжелой, безрадостной жизни свидетельствуют ее облик и одежда: серая юбка из грубой ткани, огромная, не по размеру старая обувь, кофта. Большая черная накидка прикрывает женщину и ее дочку.

Маленькая девочка спит, доверчиво прислонившись к матери. Железная кружка для подаяний и табличка говорят о том, что игра на шарманке – единственный заработок бедной парижанки. У ног хозяйки терпеливо лежит собака с перевязанной ногой, грустно наблюдая за прохожими. Контрастом выглядит второй план композиции, где Перов изобразил богатую публику, равнодушную к несчастьям других людей. В этой работе остро звучит социальная нота: два мира – бедности, обездоленности и безразличного благополучия, разделенные стеной. В одном – нарядная толпа, развлечения, театральные афиши, в другом – изможденная шарманщица в лохмотьях с уснувшим ребенком, изображенная на фоне глухой стены. Профиль усталой женщины и щеголя в цилиндре, располагающиеся на одной линии, откровенно сопоставлены художником.

Несмотря на высокую оценку современниками парижских работ Перова, самому художнику создаваемые им полотна не приносили удовлетворения. Ему казалось, что хроника французской жизни, переданная в живописи, выходила не такой верной, как изображение дорогого сердцу русского быта.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?