Перов Василий Григорьевич «Дворник-самоучка», 1868

Перов Василий Григорьевич
«Дворник-самоучка», 1868
Холст, масло 30,4 х 25,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С именем Василия Перова связан расцвет бытового жанра, который с 1860-х годов стал одним из ведущих направлений в русской живописи. Отчасти художник продолжал традиции, заложенные его предшественником Павлом Федотовым, автором картин «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848) и «Завтрак аристократа» (1849–1850). Неслучайно критик Владимир Стасов отмечал, что Перов поднял «выпавшую из рук Федотова кисть на том самом месте, где он ее уронил, и продолжал начатое им дело».

Наряду с произведениями обличительного характера, Перов создавал и менее критические жанровые картины на тему судьбы «маленького человека». К числу таких полотен относится картина «Дворник-самоучка». Название работы поясняет содержание сюжета, взятого из жизни городских обитателей. Художник с симпатией и сопереживанием изобразил своих героев — молодую пару, дворника и служанку. Как тонкий психолог, Перов передал внутреннее состояние персонажей: сосредоточенность юноши, погруженного в чтение букваря, и мечтательную задумчивость девушки, для которой мир грамоты остается совершенно непостижимым.

Появление картины «Дворник-самоучка» связано с важными переменами в системе образования, которые происходили после отмены крепостного права (1861). Согласно принятым в 1864 году программам обучения, «Уставу гимназий и прогимназий» и «Положению о начальных народных училищах», образование стало доступно представителям всех сословий. В частности, получили распространение воскресные школы для обучения ремесленников и рабочих.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?