Собор кирпичный оштукатуренный девятикамерный. Венчает здание купол на очень высоком граненом барабане. Ветви креста завершены высокими волнистой формы фронтонами. Стены расчленены плоскими раскрепованными пилястрами. Порталы и лепные обрамления окон и граней барабана купола были выполнены в первой трети XVIII в. во время очередного ремонта. В объёмно-пространственной композиции и декоре собора ярко выражены черты архитектуры барокко.
Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 139
Вознесенский собор в Переяслав-Хмельницком построен в 1700 году по инициативе и на средства гетмана Ивана Мазепы как главное сооружение Вознесенского монастыря. Типичный образец украинского барокко. Первый камень в строительство собора был заложен в 1695 году. Строили собор 5 лет. 1 июня 1700 года собор был освящен при участие самого гетмана, который подарил в храм Пересопницкое Евангелие, на котором в настоящее время принимают присягу Президенты Украины. На строительство собора Мазепой было выделено 300 тысяч золотых монет. Мать гетмана Мазепы — Мария Магдалина подарила вышитую золотом и серебром епитрахиль.
Возведением этого храма было положено начало возрождения древней Переяславской епископии. Универсалом Мазепы от 4 января 1701 года монастырю, на территории которого находился собор, было передано село Мацковка, а так же лесные и сенокосные угодья. Рядом с собором в 1770-1776 годах была выстроена кирпичная, трехъярусная колокольня, завершенная грушевидным куполом. Собор и колокольня являются основными вертикальными доминантами, замыкающими перспективы ряда улиц этого небольшого городка.
Реставрационные работы по восстановлению уцелевших после войны зданий бывшего Вознесенского монастыря длились долгих десять лет, с 1954 по 1964 гг. Вознесенскому собору в 1975 году в рамках празднования 30-летия Победы суждено было стать храмом, воспевающим подвиг солдат при форсировании Днепра осенью 1943 года. В подвале собора был размещен Мавзолей вечной славы, где на стенах были увековечены имена переяславцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Из материала книги-путеводителя: Ивченко А.С. Вся Украина. Изд-во ГНПП «Картография», г. Киев, 2005 г.
Оригинальным зданием, в котором получили дальнейшее развитие приемы объемно-пространственного построения, является Вознесенский собор в Переяславе (1700 г.).
По плану он несколько отличается от рассматриваемых памятников. Здесь соблюдены крестообразные очертания плана, но этот план образует девятикамерную композицию: пять – в ветвях креста и центральном подкупольном пространстве, а четыре – в наружных углах. Казалось бы, что при таком плане здание должно иметь пять куполов. Но здание увенчано одним куполом, да к тому же совсем необычных пропорций; барабан этого купола непомерно вытянут вверх. Так как возвышающиеся боковые объемы остались без куполов, их пришлось завершить фронтонами, в силу чего здание приобрело некоторые черты гражданской архитектуры.
Прекрасно выглядит интерьер этого здания. Четыре добавочные камеры представляют собой трехъярусные лоджии, что является развитием того же приема, что в Густынском Троицком соборе.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского.
До настоящего времени из ансамбля Вознесенского монастыря (XVII-XVIII в.в.) сохранились: Вознесенский собор (1695-1700), семинария (1753-1757) и колокольня (1753-1757).
Самое видное место в этом комплексе занимает Вознесенский собор. В плане он крестовый, однокупольный, с двухэтажными угловыми помещениями. Над средокрестием при помощи подпружных арок и парусов расположен купол на высоком восьмигранном барабане. Объемы ветвей креста завершены фигурными барочными фронтонами, а двухэтажные угловые камеры — шатровыми кровлями. Фасады собора оформлены широкими пилястрами и завершены антаблементом. Три портала, северный, южный и западный, с большими окнами над ними украшены лепными орнаментами, все остальные окна, размещенные в два яруса, – только наличниками, с лучковыми и треугольными сандриками.
Подобно внешнему виду, интерьер храма также величествен. Его выразительность построена на контрасте глубинного раскрытия пространства западной ветви креста и высотного подкупольного.
Благодаря особому ладу пропорций, оригинальной композиции масс, тонко исполненным архитектурным деталям и декору собор является выдающимся произведением архитектуры украинского барокко XVII в.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского
Вознесенский собор крещатый, девятидольный, однобаневый. Западное плечо удлиненное, прямоугольное в плане, остальные – граненые. Помещения между ними квадратные в плане, двухэтажные. Композицию усложняют два цилиндрических объема вдоль западного плеча, все компартименты равновысокие, подведенные под единый карниз. Рамена (плечи) увенчаны трехдольными фронтонами изысканных барочных очертаний, помещения между раменами – палаточными крышами. Над крестовокупольным пересечением возвышается двухъярусная барочная баня на высоком восьмигранном подбанниках. Декор экстерьера сдержанный; формы собора акцентированы краеугольными лопатками. Окна, расположенные в два яруса, имеют полуциркульные и лучковые перемычки, обрамлены наличниками и увенчаны прямыми, треугольными и лучковыми сандриками. Мужские грани рамен декорированы горельефной лепниной с преобладанием растительных мотивов. Остальные граней декорированы нишами, в том числе в форме квадрифолия, и солярными знаками.
Для интерьера памятника характерна контаминация глубинно-осевого и центрического принципов организации пространства. Рамена объемного креста образуют единое пространство, открытое к зениту бани. Западное плечо перекрыто цилиндрическим сводом, другие – цилиндрическими сводами, переходящими в сомкнутые. Помещения, находящиеся между раменами, открываются в центральное пространство трехъярусными аркадами.
Вознесенский собор является неповторимым памятником переходного этапа от украинского Возрождения к барокко.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.