Ансамбль Вознесенского монастыря расположен в центре города. Архитектурный облик монастыря начал формироваться с момента строительства Вознесенского собора (1695-1700 г.г.). В 1738 г. на территории монастыря был открыт коллегиум – высшая школа, разместившийся в деревянном здании. Пожар 1748 г. уничтожил в монастыре все деревянные постройки. Новое кирпичное здание коллегиума построено в 1753-1757 г.г. Ансамбль окончательно оформился после строительства колокольни в 1770-1776 г.г. В 1782 г. к восточной части колокольни пристраивают Варваринскую церковь (разрушена в 1941-1945 г.г.). В конце XVIII-начале XIX в.в. с восточной стороны монастырской территории был построен двухэтажный корпус. В его нижнем этаже располагались торговые ряды с подвалами-складами, в верхнем вначале – общежитие для бурсаков, а в конце XIX в. – монастырская школа. С юга, запада и севера монастырь был обнесен высокой кирпичной стеной. В 1916 г. торговые ряды со школой сгорели и остатки их были разобраны. Теперь ансамбль монастыря состоит из Вознесенского собора, колокольни и коллегиума. В зданиях монастыря разместился филиал Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея.
Ансамбль Вознесенского монастыря является одним из лучших в истории украинской архитектуры и каждое его здание представляет большую историческую и художественную ценность. Вместе с другими памятниками Переяслава-Хмельницкого ансамбль играет большую роль в силуэте города. Здания ансамбля пострадали в годы Великой Отечественной войны. Восстановлены в 1954-1964 г.г.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г.
Монастырь расположен в центре древнего посада Переяслава, севернее территории цитадели. В 1695-1700 г.г. здесь был воздвигнут каменный собор Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Вместе с деревянными строениями, поставленными в те же годы вокруг собора, храм образовал архитектурный ансамбль нового мужского монастыря. Когда в 1700 г. в городе возродили существовавшую в эпоху Киевской Руси епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея (первую кафедру занял тогда епископ Захария Корнилович). Создание монастыря положило начало образованию нового центра города. До 1733 и с 1785 г.г. епископ Переяславский служил викарием при Митрополите Киевском, а в период между этими датами – архиереем самостоятельной епархии; его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но – до 1790-х г.г. – и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой, до конца XVIII в. оставалась под властью католической Польши.
В 1785-1793 г.г. центром епархии временно был правобережный г. Слуцк, в 1799 г. ее переименовали в Малороссийско-Переяславскую, в 1803 г. – в Полтавско-Переяславскую, в 1847 г. кафедру перенесли в Полтаву (до начала ХХ в. Переяслав оставался в составе Полтавщины). В 1816 г. штат братии монастыря перевели в г. Саратов, после чего Вознесенская обитель считалась внештатной, «с неопределенным количеством монашествующих», а в 1847 г. была приписана к Полтавскому Архиерейскому дому.
В 1701 г. Мазепа подарил обители Пересопницкое Евангелие, перед которым приносят присягу Президенты Украины. Известная своим высоким художественным оформлением, эта рукописная книга содержит первый известный историкам перевод канонического Евангелия на украинский язык; книга создавалась на Волыни: одна часть рукописи выполнена в 1556 г. в женском Дворецком монастыре близ г. Изяслава на Хмельниччине, другая – в 1561 г. в мужском Пересопницком монастыре на Ровенщине; работа над книгой велась на средства княгини Анастасии Заславской-Ольшанской, которая, приняв монашество с именем Параскевы, была игуменией Дворецкой обители; в 1830-х г.г. книгу нашел в библиотеке Переяславской семинарии филолог Иосиф Бодянский, с публикаций которого начинается научная литература о Пересопницком Евангелии как выдающемся памятнике духовной книжности Украины; с переводом семинарии в Полтаву, книга покинула Переяслав; впоследствии она хранилась в Полтавском историко-краеведческом музее, после Великой Отечественной войны – в музее-заповеднике на территории Киево-Печерской Лавры, откуда передана в Национальную библиотеку Украины им. Владимира Вернадского.
С 1738 г. при монастыре действовал Коллегиум – одна из высших школ Украины XVIII в. Его открыл Переяславский епископ Арсений Берло, отчего преподаватели называли Коллегиум Берлианским. Обучение в нем было доступно для выходцев из всех сословий, начиналось в 11 и продолжалось на протяжении 11-12 лет. Около половины учеников были из малоимущих семей: они находились на содержании епархии и жили в бурсе – общежитии при Коллегиуме; в низших классах – фаре, инфиме, грамматике, синтаксиме – поэтапно овладевали церковно-славянским, латинским и греческим языками, изучали катехизис (основы христианской веры), священную историю, арифметику и географию; затем следовали средние классы – поэтика и риторика; в 1773 и 1781 г.г. были открыты высшие классы – философия и богословие (а до той поры лучших учеников направляли в высшие классы Киевской Академии и Черниговского Коллегиума), которые существовали до 1785 г.; кроме основного предмета, в средних и высших классах учили общую и отечественную историю; с 1802 г. в Коллегиуме преподавали также основы медицины; факультативно изучались немецкий и французский языки. В 1753-1754 г.г. в Коллегиуме преподавал поэтику украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). В 1776 г. Коллегиум был обращен в духовную семинарию. В начала XIX в. в ней учился выдающийся филолог Иосиф Бодянский (1808-1877). В 1862 г. семинарию перевели в Полтаву. Изначально Коллегиум размещался в специально выстроенном для него деревянном доме; во время городского пожара 1748 г. постройка сгорела, занятия перенесли в пустующий частный дом близ монастыря; в 1753-1757 гг. в обители построили каменный корпус Коллегиума, существующий доныне. С 1862 г. здесь находилось духовное училище, в 1972 г. – открыт Мемориальный музей Григория Сковороды.
4 октября 1766 г. в Вознесенском соборе с почестями погребена глава св. мч. Даниила Кушнира – старосты Успенской церкви местечка Млиев на Черкащине, оклеветанного и казненного в том же году за активное участие в возвращении своего храма из унии в Православие (отсеченная во время казни глава мученика была насажена на кол, но затем тайно перенесена православными на Левобережье, а остальные мощи после сожжения тела палачами были погребены вблизи места казни; почитание памяти св. мч. Даниила началось сразу после его кончины, в 1994 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации подвижника и установил празднование его памяти 11 авг. н. ст.). С 1786 г. в соборе почивали мощи прмч. Макария Овручского и Каневского – уроженца г. Овруча, постриженника и настоятеля Овручского мужского монастыря (не сохранился), затем настоятеля Каневского мужского монастыря (уцелел храм), убитого турками в 1678 г. при разорении г. Канева (погребенные в Каневской обители мощи были в 1688 г. обретены и перенесены в Воскресенский храм Переяслава, в 1713 г. – в Свято-Михайловский Переяславский монастырь, с 1942 г. они пребывают в Черкассах, память прмч. Макария – 7 сентября и 13 мая ст. ст.: в день кончины и в день перенесения мощей в 1750 г. из трапезной церкви Свято-Михайловского монастыря в новый главный храм той же обители).
С начала 1920-х г.г. Вознесенский собор принадлежал УАПЦ, в 1925 г. территорию монастыря заняла воинская часть, в начале 1930-х г.г. храм превратили в зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны собор лишился купола, в стенах здания появились вертикальные трещины, в 1946 г. монастырские здания были взяты на учет как памятники архитектуры национального значения.
В 1954-1964 г.г. собор отреставрировали, но старинные росписи в нем забелили и использовали его как склад, а в колокольне устроили водонапорную башню. Хотя в 1955 г. была установлена охранная зона памятника, куда вошли собор, колокольня и здание Коллегиума, часть территории монастыря осталась у военных. В 1972 г. в здании Коллегиума открыли Мемориальный музей Григория Сковороды, в 1975 г. в соборе был открыт Музей-диорама, посвященный форсированию советскими войсками Днепра около Переяслава-Хмельницкого в 1943 г. С 1978 г. в городе велось строительство нового Исторического музея, где предусматривали выделение зала для переноса диорамы, но из-за недостаточного финансирования проект до сих пор не осуществлен.
В 2002 г. начат процесс передачи территории воинской части Национальному историко-этнографическому заповеднику «Переяслав». В конце 1990-х г.г. при соборе была зарегистрирована община УПЦ КП, члены которой собирались в специально оборудованном помещении (в праздники – у стен собора), позже было приспособлено помещение в колокольне.
Дабы возрождение святыни происходило в лоне канонической Церкви, 10 февраля 2011 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил открытие Вознесенского мужского монастыря.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-voznesenskiy-muzhskoy-monastyr-borispolskoy-eparkhii/
Вначале каменный Вознесенский собор (1695-1700) окружали деревянные монастырские постройки, сгоревшие при городском пожаре 1748 г. Впоследствии в монастыре было выстроено несколько новых каменных сооружений: колокольня (1770-1776) – южнее собора, Коллегиум (1753-1757) – к северо-востоку, часовня – северо-западнее собора, ограда (1782) – с юга, запада и севера, торговые лавки (1828-1830) – восточнее собора (разобраны после пожара 1916 г.), по бокам от главных ворот обители (не сохранились), Консистория (епархиальное управление), занимавшая здание до 1821 г., – восточнее собора (не сохранилась). В 1845 г. центральную часть обители запечатлел на своем рисунке поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко (на 1-м плане – каменная часовня северо-западнее собора, на 2-м – собор, на 3-м слева – восточные ворота и часть корпуса, справа – виднеющийся из-за деревьев верх колокольни).
После занятия территории обители воинской частью (1925), здесь строились казармы, гаражи и склады. Выделение охранной зоны памятников (1955) способствовало благоустройству территории вокруг включенных в нее зданий – собора, колокольни и Коллегиума. Еще один памятник старой застройки – каменная часовня – до недавних пор (2002) оставался в пределах воинской части. Историческая территория обители занимает площадь 4,5 га. Из старинных сооружений здесь сохранились собор, колокольня, Коллегиум, часовня и подземные ходы. Ядром архитектурного ансамбля является участок площадью 1 га с собором, колокольней и Коллегиумом, где разбит живописный сквер.
Скит св. вмч. Георгия Победоносца (с. Лазаревка Брусиловского р-на Житомирской обл.) учрежден 26 августа 2011 г. решением Священного Синода УПЦ. 2 сентября 2011 г. в скиту освящен Свято-Георгиевский храм.
http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_мужской_монастырь_(Переяслав-Хмельницкий)
Формирование комплекса начато в 1695 г., когда за счет гетмана И. Мазепы начато строительство каменного Вознесенского собора (освящен в 1700 г.). В 1738 г. на территории монастыря основан Переяславский коллегиум – среднее учебное заведение, которое разместилось в деревянном корпусе. В 1748 г. пожар уничтожил все деревянные постройки монастыря, после чего фасады собора были украшены лепниной, а другие сооружения возведены каменными: в 1753–1757 г.г. – коллегиум, в 1770–1776 г.г. – колокольню. В 1782 г. с востока к колокольне пристроена Варваринская церковь (уничтожена в 1941–1943 г.г.).
В конце XVIII – начале XIX в.в. к югу от собора возведен удлиненный двухэтажный каменный корпус, 1-й этаж которого был торговыми рядами, 2-й – Бурсой для семинаристов. Территория монастыря была окружена стеной. В 1916 г. двухэтажный корпус сгорел и был разобран. Здания комплекса, которые очень пострадали во время Второй мировой войны, реставрированы в 1954–1964 г.г. Сейчас они входят в состав Государственного историко-культурного заповедника.
Комплекс расположен в историческом центре Переяслава с выходом на центральный майдан. Собор и колокольня являются главными градостроительными доминантами в застройке и ландшафте, которые визуально воспринимаются даже с противоположного берега Днепра.
Доныне сохранились собор, колокольня и коллегиум, каменные из кирпича на известковом растворе, оштукатуренные и побеленные. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам.
Вознесенский монастырь в Переяславе-Хмельницком — один из виднейших архитектурных ансамблей эпохи Гетманщины.
В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г.
Из построек Вознесенского монастыря уцелели собор (1695–1700), коллегиум (1753–1757) и колокольня (60–70-е гг. XVIII ст.). Как и Покровская церковь, Вознесенский собор отличается большой оригинальностью. Ряд архитектурных деталей, которые мы видим здесь, есть только в переяславских зданиях. В плане собор представляет собой девятидольное однобанное сооружение. Стены его декорированы только пилястрами, нишами и звездами, выложенными из кирпича. Боковые граненые помещения высекают высокие фигурные фронтоны, а помещения между рукавами – палаточные кровли. Архитектурный декор храма выполнен из кирпича в стиле позднего XVII и раннего XVIII века. Во время одного из ремонтов первой трети XVIII в. собор украсили лепеными орнаментами вокруг портала и на лобных гранях рамэн и по фризу подбанника. Силуэт собора своеобразен; основной массив сооружения очень высок и завершается изысканными фронтонами и четырьмя шатровыми верхами, над которыми возвышается стройная баня, увенчанная высоким двухъярусным барочным верхом. Храм воспринимается как белый кристалл капризных форм, царящий над городом; он виден очень издалека. Он представляет собой композиционную доминанту всего города.
Подобно экстерьеру, не менее оригинальный вид имеет интерьер храма. Стоит только переступить порог, бросается в глаза невиданная высота крестного пространства, открытого вплоть до зенита подпружиненных арок, легко несущих граненую высоченную баню. Крещатое пространство ограничивают глухие стены, прорезанные большими окнами только в лобных гранях и большими трехярусными арками, ведущими из западных межрукавных камер в храм. Зрителю, когда он сопоставлял человека с большими трехъярусными арками, а последние – с высоченными столбами основного объема, казалось, что размеры храма еще больше, чем есть на самом деле. Ритм тройных арок, грани крестного пространства, линии оконных проемов вместе создают впечатление напряженного следования вверх, завершающееся стремительным движением сближенных линий граней бани и узких окон подбанника. Этой же цели ощущение высотно раскрытого пространства подчинен контраст светлого центрального подбанного пространства и темных пятен боковых арочных отверстий.
В 1738 г. в Переяславе был открыт коллегиум – средняя и высшая школа вместе. Для обучения построили новый корпус, поделенный тремя сенями на четыре класса. Входы обрамляют разные по форме порталы, поскольку учащиеся отдельных классов (грамматики, риторики, философии и богословия) имели разные привилегии. Поэтому центральный вход, который вел в младшие классы, украшен скромнее, а боковые – богаче. Особое великолепие им придают лепные орнаментальные украшения с картушами, монограммами (в левом – епископа Кореевича, основателя семинарии) и растительным орнаментом и тематическими символами – риторики, философии и богословия. Архитектуру фасадов, украшения трех порталов объединяет в одну композицию карниз сооружения, фриз которого украшен клееным орнаментом – украинским барвинком.
Со сооружением колокольни завершилось формирование ансамбля, обогатился силуэт не только монастыря, но и целого города. Она была словно подголоском в народной мелодии, потому что дополняла игру вертикальных масс в силуэте городской застройки.
О единстве стиля и эстетических вкусов свидетельствуют и предметы живописи, например, известная икона Покрова из Покровской церкви в Переяславе, где изображены царь Петр I и его супруга, гетман Мазепа, переяславский полковник Мирович и другое «вельможное господство». Так тема превознесения пронизывает все виды искусства. Декоративному искусству присуща любовь к буйному растительному орнаменту, богатой светотеневой игре, экспрессии и движению. Настоящим шедевром переяславского ювелирного искусства является оклад Евангелия из Вознесенского собора.
Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.
Коллегиум, 1753–1757 г.г.
Здание кирпичное оштукатуренное вытянутое в плане с тремя отдельными входами, обрамленными порталами (средний, самый простой, у входа в младшие классы, боковые, более пышные, украшены лепкой с растительным орнаментом и символами наук). Четыре большие аудитории перекрыты полуциркульными сводами с распалубками над большими окнами. В 1753 г. здесь преподавал известный украинский поэт и философ Г.С. Сковорода. На территории монастыря ему поставлен памятник (скульптор И.П. Кавалеридзе).
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г., т. 1.