Переяслав. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела.

МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Переяслав-Хмельницком, 1646 — 1666 гг., И КОЛОКОЛЬНЯ, 1745 г.
В XI в. в северной части детинца города существовал пятинефный Михайловский собор, неоднократно упоминаемый в летописях и разрушенный в 1239 г. при нашествии хана Батыя. Михайловская церковь построена на месте старой (фундаменты древнего собора с остатками стен раскопаны в 1949—1953 гг. М. К. Каргером и в 1967 г. М. И. Сикорским и В. А. Харламовым). В 1734 г. церковь горела, но видимо, повреждения были незначительны и вскоре она восстановлена. В 1823 г. первоначальный каменный купол заменен деревянным. Его можно увидеть на рисунке, выполненном Т. Г. Шевченко в 1845 г.
Церковь каменная оштукатуренная в плане близка к трехмастному типу. Вытянутое прямоугольное основное пространство перекрыто полуциркульным сводом с распалубками, к нему примыкают граненые апсида и притвор, перекрытые сомкнутыми сводами. Все здание накрыто двускатной крышей. Стены расчленены пилястрами, прорезаны окнами, которые увенчаны фронтончиками с орнаментальной и сюжетной лепкой. По периметру церковь опоясана фризом, украшенным поливными керамическими розетками. В интерьере сохранились росписи XVIII — XIX вв., принадлежащие художникам киевской школы живописи. К востоку от церкви расположены колокольня и келии с трапезной, соединенные в одно здание.
Здание кирпичное оштукатуренное вытянутое прямоугольное в плане с полукруглой проездной аркой и квадратным ярусом колокольни над ней, завершенным шатровым куполом, увенчанным главкой. Накрыто двускатной крышей, помещения перекрыты цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Стены расчленены пилястрами, опоясаны лепным орнаментальным фризом. Здание значительно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Реставрировано в 1951 — 1953 гг. При реставрации использован рисунок Т. Г. Шевченко.
В церкви и колокольне размещается экспозиция отдела этнографии Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея. Здание является редким примером украинской архитектуры первой половины XVIII в.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 140-142

Михайловский собор был выдающимся каменным зданием древнего Переяслава. Он составлял центральное звено грандиозного архитектурного ансамбля «каменного града», построенного в конце XI века епископом Ефремом. Собор Архистратига Михаила был кафедральным, при нем находилась епископская кафедра одной из крупнейших и самых значительных на Руси епархий — Переяславской. В 1239 г. собор был разрушен во время нашествия хана Батыя.
Нынешний храм возводился в течение 1646-1666 г.г. на месте разрушенного собора. Сооружение является редчайшим образцом украинской архитектуры второй половины XVII века. В интерьере сохранилась роспись XVIII-XIX в.в., выполненная художниками киевской школы живописи. В 1934 г. храм был закрыт, а впоследствии на его территории был размещен музей.
В 2007 г. была организована церковная община, которая все это время совершала богослужения в палатке, находившийся рядом с Свято-Михайловским храмом. В 2010 г. указом Президента Украины комплекс сооружений был передан Православной Церкви. За это время были проведены ремонтно-реставрационные работы интерьера храма. Сейчас продолжаются работы по установке центрального купола храма и обустройству прилегающей территории. Свято-Михайловский храм единственный в Переяслав-Хмельницком, где ежедневно отправляется Божественная литургия.
20 января 2011 г. храм освятил архиепископ Переяслав-Хмельницкий Александр.
http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1561:2011-01-20-17-51-17&catid=5:2010-11-18-09-22-15&Itemid=9

В послемонгольские времена каменное строительство начинается здесь только в XVII в., когда на средства Переяславского полка в 1646–1666 г.г. строится на месте древнего собора церковь Михаила, которая существует и теперь.
В плане она имеет своеобразные черты. К большому удлиненному прямоугольному среднему помещению, перекрытому полуциркульным сводом, с запада примыкает граненый бабинец, а с востока – граненая апсида с двумя помещениями по сторонам. Сначала восточная и западная стены центрального помещения завершались фигурными фронтонами, что фланкировали двускатную высокую крышу. Низ массива храма в объемах не членован, потому что апсида с помещениями одинаковой ширины со средним. Поэтому он имеет вид не культового, а светского сооружения. Фасады расчленены сочными пилястрами, в простенках между которыми высоко расположены большие окна с наличниками и завершенные разнообразного рисунка фронтончиками, что заполнены сюжетными и орнаментальными рельефами. Венчают основной объем широкий карниз и фриз с распрекрасными поливяными керамическими розетками, а напротив пилястр – с головками путти.
Позже возле церкви была построена трапезная, кельи и ворота с колокольней, что своей непритязательной архитектурой дополнили ансамбль.
В архитектуре этого храма нашли проявление вкусы Переяславского казачества, которое в борьбе против иностранной польско-шляхетской оккупации всегда выступало в первых рядах. В 1630 г. оно вдребезги разбило войска польской шляхты, а чуть позже здесь вспыхнуло большое восстание под предводительством Остряницы. В Переяславе в январе 1654 г. состоялся знаменитый совет, принявший решение о воссоединении с Россией.
Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.

Михайловский собор XI в. во время татаро-монгольского нашествия был разрушен. На его месте был сооружен другой, в стиле барокко (1646–1666), сохранившийся до наших дней.
В плане храм XVII в. состоит из граненого пятистенного прямоугольного нефа (10,80х8,75 м) и удлиненной граненой апсиды (7х5 м), с маленькими ризницей и дьяконником (оба 3,10х2,2 м) по бокам. Неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками над окнами (высота 8 м), а притвор и алтарь – куполообразными сомкнутыми сводами. Фасады собора оформлены пилястрами и раскрепованным антаблементом, фриз которого украшен цветными поливными керамическими розетками и головками ангелочков. Окна имеют лучковые сандрики с орнаментальными вставками.
Первоначально над западной и восточной стенами нефа были высокие фронтоны, а кровля была двускатная. Притвор и апсида имели шатровые грушевидной восьмигранной формы кровли с перепоясаньем. Расчлененный массив, энергичное пластическое оформление фасадов пилястрами, антаблементом, а также яркой цветной керамикой придавали сооружению живописный, праздничный вид, в котором нашли яркое воплощение нормы архитектурной эстетики украинского барокко.
Как во внешнем облике собора ярко выражены черты светской архитектуры (нет купольного венчания), так и в его интерьере они активно присутствуют – впечатляет зальное пространство нефа. Сохранились фрагменты настенной живописи конца XVII в.; во многих сюжетах действие изображено на фоне реалистически написанных пейзажей.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.

Каменная церковь возведена на средства Переяславского казацкого полка в 1648–1654 г.г. (по другим данным – в 1646–1666 г.г.) на фундаментах Михайловского собора XI в., разрушенного в 1239 г. татаро-монголами. В 1734 г. церковь пострадала от пожара. В течение XIX в. утеряны фронтоны, которые акцентировали западный и восточный фасады церкви, а крыша из шпилистой переделана в вальмовую.
В 1745 г. к востоку от церкви построено многофункциональное каменное сооружение, объединившее надвратную колокольню и трапезную с кельей. Церковь и колокольня подверглись значительным разрушениям во время Второй мировой войны. Реставрированы они в 1951-1953 г.г. с воссозданием венчания надвратной колокольни на основании рисунка Т.Г. Шевченко (1845 г.).
Комплекс расположен на южной окраине исторического центра города на мысе у слияния рек Альты и Трубежа. Играет роль архитектурного акцента в застройке.
Михайловская церковь относится к типу зальных, безбаневих. Трехдольная, с прямоугольным основным объёмом (навой) и граненым притвором и алтарем. Вдоль алтаря расположены прямоугольные диаконник и жертвенник. Нава перекрыта цилиндрическим сводом с распалубками над окнами, притвор и алтарь – сомкнутыми сводами. Фасад декорирован сдержанно, в переходных стилевых формах от Возрождения к барокко. Стены членятся пилястрами и увенчиваются полным антаблементом с профилированным раскрепованным карнизом большого выноса и фризом из полихромных керамических розеток. Прямоугольные окна окаймлены тянущимися наличниками и увенчаны треугольными и лучковыми сандриками, тимпаны которых заполнены горельефной лепниной с растительными мотивами, маскаронами и Путти.
Интерьер обустроен на основе глубинно-осевого раскрытия пространства. Фрагментарно сохранилась монументальная живопись 17–19 в.в.
Стены памятника оштукатуренные и побеленные; крыша – вальмовая, покрыта кровельной сталью по деревянным стропилам.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?