Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ;
Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.).
В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г.
Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г.
Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., — первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина «с артелью». Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века…
На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице.
Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.
Архитектурные особенности собора сближают его с постройками московских зодчих первой трети XVI века. Возможно, он был возведен столичными мастерами, присланными в Переславль Василием III.
Троицкий собор представляет собой традиционный для своего времени небольшой одноглавый крестовокупольный храм, отличающийся изяществом пропорций. Он возвышается на вершине полого холма, и в древности, когда рядом с ним не было других более крупных сооружений, служил одной из архитектурных доминант южной окраины Переславля.
Внешний облик собора прост и монументален. Основной объем храма имеет почти кубическую форму. Гладь каждого их фасадов членится на три прясла неширокими лопатками и оживлена профилированными порталами. Толщину кирпичной кладки прорезают узкие, похожие на бойницы, арочные оконные проемы. Легкий, тонко разработанный карниз отделяет килевидные закомары от основания плоскости стен. В востока, не закрывая своими объемами пояс закомар, выступают три невысокие апсиды редкой для древнерусской архитектуры граненой формы, получившее распространение в первой трети XVI века. Вертикальные грани, видимо, должны были придавать апсидным выступам некоторое изящество, чтобы они не выглядели чересчур грузными и приземистыми. Глава собора возвышается на вытянутом вверх световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым пояском. Подобный декор несколькими десятилетиями ранее был использован итальянскими зодчими в знаменитых кремлевских соборах и быстро получил распространение в древнерусской архитектуре далеко за пределами Москвы.
Сразу после завершения строительства Троицкий собор выглядел более стройным, нарядным и торжественным, чем сейчас. Его древнее позакомарное и восемь килевидных профилированных кокошников, находящихся в основании барабана, сейчас спрятаны под четырехскатной кровлей, появившейся в конце XVII – начале XVIII века. Тогда же шлемовидная глава собора была заменена луковичной, прорублены новые большие окна, а первоначальные заложены. Повторяющиеся килевидные формы порталов, закомар, кокошников создавали впечатление устремленности храма ввысь. Достижению этого художественного эффекта способствовали также высокие и узкие окна.
Несмотря на небольшие размеры, внутри храм кажется довольно просторным. Он имеет несколько вытянутый план за счет увеличения нартекса (притвора). Внутренне пространство собора легко охватывается взором от любого из входов. Оно расчленено стройными крестчатыми столбами, на которые опираются пологие крестовые своды и разделяющие их подпружные арки. Карнизы столбов и кронштейнов тонко профилированы. Рисунок их профиля почти полностью совпадает с аналогичным на наружных стенах храма. Столбы довольно широко расставлены и образуют большой подкупольный квадрат. Так как апсиды собора значительно ниже восточной стены четверика, то на ее внутренней стороне образуется значительная плоскость, позволяющая разместить на ней композиции, которым в росписях храма обычно отводится другое место. Северная, западная и южная стены собора расчленены на три части плоскими пилястрами, которые соответствуют наружным лопаткам.
Расцвет обители начался в 50-е годы XVII века и продолжался до начала следующего столетия. Троицкий Данилов монастырь в это время не только возвратил себе былую славу, но и стал одни из самых богатых в округе. Единственный из переславских монастырей, он был полностью отстроен в камне. Помимо храмов, были сооружены новые жилые и хозяйственные помещения, каменные стены и ворота. Крупнейшими вкладчиками Даниловой обители во второй половине XVII века становятся представители рода князей Барятинских, на средства которых и велось столь впечатляющее по масштабам строительство.
Начало расцвета монастыря в XVII веке было связано и с деятельностью знаменитого ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В 1653 г Ионой были освидетельствованы открытые на территории монастыря мощи его первого игумена Даниила. В том же году игумен Тихон при поддержке Ионы добился признания мощей «истинными», после чего Даниил был канонизирован. Грамотой патриарха Никона 1654 года были установлены праздновании преподобному Даниилу 30 декабря (обретение мощей) и 7 апреля (преставление) Годом раньше монастырю была дана грамота на строительство церкви во имя преподобного Даниила. В 1660 году новый храм был пристроен к Троицкому собору с северной стороны. Он сохранился до нашего времени и представляет собой небольшую одноглавую церковь.
Л.Б. Сукина «Троицкий собор Данилова Монастыря в Переславле-Залесском». — Москва, «Северный Паломник», 2002 г.
В 1923 г. монастырь был закрыт. Храмы разорены. Стены и башни обители были разобраны до фундамента. Колодец преподобного Даниила, находившийся в башне-часовне, засыпан. Уникальные фрески Троицкого собора оставлены на произвол судьбы. Во второй половине 1930-х гг. большинство построек Данилова монастыря занимала машинно-тракторная станция. В 1945-1949 гг. в стенах монастыря размещался лагерь немецких военно-пленных.
20 апреля 1994 г., в день памяти святого, мощи преп. Даниила были перенесены из музея во вновь открывшийся Свято-Никольский женский монастырь. А через два года, в этот же день, торжественно с крестным ходом изнесены в Свято-Троицкий Данилов монастырь. После этого исторического события обитель преп. Даниила начала заметно крепнуть и ее восстановление пошло значительно активнее. К святым мощам потянулись богомольцы. И тем не менее, потребовались еще годы и годы, чтобы восстановительные работы в монастыре обрели конкретные сроки и очертания.
В 2000 г. на старинной монастырской колокольне вновь зазвонили колокола. В 2002 г. были установлены купол, крест и начаты активные реставрационные работы в храме Похвалы Прествятой Богородицы. 18 сентября 2005 года Даниловский придел Троицкого собора был торжественно освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
По материалам книги протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри г.Переславля-Залесского и окресностей», Владимир. 2009.