Переславль-Залесский. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Дата создания: 1152-1157 гг. Материал, техника: белый камень. Построен из белого камня в 1152-1157 гг. Начат Юрием Долгоруким в качестве княжеского храма, закончен (верхняя часть) при Андрее Боголюбском.
Крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Называется собором по традиции. Вероятно, был связан с княжеским дворцом. Строгие лаконичные формы собора и мощная глава придают ему крепостной облик. Перспективные порталы связываются с романским влиянием, но не имеют колонок. Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях — прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Поверх арочного пояска и полосы прямоугольных впадинок виден венчающий карниз с волнообразным резным орнаментом — предвестник владимиро-суздальской фасадной резьбы. Интерьер собора, отличающийся такой же мощностью конструкции, был в 1157 г. расписан, но от всей росписи сохранился только фрагмент «Страшного суда» с изображением апостола Симона. Фрагмент находится в Государственном Историческом музее.
По материалам сайта www.russia.rin.ru

На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: «…Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно…»
Предполагают, что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли. Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Декоративная отделка его скупа – типичный для середины XII века выполненный в византийской традиции крестово-купольный четырехстолпный храм. Его изучением занимались многие специалисты по русской архитектуре – В.В. Суслов, Н.Н. Воронин, А.Г. Чиняков, И.Б. Пуришев и другие. Согласно исследованиям, стены собора выложены из приготовленных из белого известняка двух рядов каменных блоков. Пустота между ними заполнена щебнем и строительным мусором и залита специальным известковым раствором, придающим стенам храма особую прочность. Ширина стен – 1 м 30 см., высота сооружения – 34 м. Фасады собора расчленены ступенчатыми лопатками главными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы, (в древности глава была шлемовидная). Единственной украшение храма – орнаментальные пояски верхней части барабана и апсид. Ранее к собору примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры.
Снаружи Спасо-Преображенский собор кажется приземистым, а внутри – высоким. Это частично объясняется его пропорциями, гладью стен, прорезанных нешироки дверными проемами, и раструбами расширяющихся внутрь узких окон. Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. Обнаружили майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, украшали хоры. Примечательно, что хоры собора устроены таким образом, что находящимся наверху не видны вошедшие в храм, зато оттуда открывается вид на алтарь. Изначально собор был наполнен богослужебной утварью – ценнейшими образцами древнерусского искусства – произведениями ювелирного искусства и шиться, замечательными книгами и иконами. Но за длительную историю легендарного прошлого Переславля большинство ценностей уничтожили многочисленные разорения и пожары. До наших дней сохранился серебряный потир XII века, по преданию подаренный Спасо-Преображенскому собору Юием Долгоруким. Этот редкий памятник декоративно-прикладного искусства в 1920-е годы был увезен в Оружейную палату Кремля. В главном переславском соборе также находилась икона «Преображение» XV века, приписываемая кисти знаменитого византийского художника Феофана Грека. Сегодня она находится в Третьяковской галерее и является лучшим православным религиозными произведением на тему Преображения Иисуса.
Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Эти росписи на сюжет Страшного суда и Богоматерь на престоле обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н.А. Артлебен. Снятые со стен во время реставрации собора в 1890-х гг., древние фрески при неизвестных обстоятельствах навсегда исчезли. Единственный сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находиться в Историческом музее Москвы. По преданию на Красной площади Переславля стоял княжеский терем – деревянный дворец в 2-3 этажами, соединенный с хорами храма протяженной галереей. Считается, что именно здесь, у стен собора, рождались и получали крещение в Спасе многие переславские князья, в том числе и знаменитый русский полководец Александр Невский (год рождения – 1220).
В XIII-XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь захоронили Дмитрия Александровича и Ивана Дмитриевича (1294-1302). При раскопках в 1939 году под руководством Н.Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича. В XIХ веке вместо ветхого иконостаса в соборе установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле и винтовую металлическую лестницу, ведущую на хоры. Стены храма украсили модной по тем временам росписью. Сложившийся интерьер отвечал представлениям о церковном благолепии того времени, но не создавал стилистического единства. Набор икон (в основном XVIII века) был типичен: образы Спасителя, Скорбящей Божьей матери, Николая Чудотворца, 5 икон апостолов и евангелистов, 9 – праздничных и др.
Упраздненный после Октября 1917 года, уникальный памятник «государственного значения», Спасо-Преображенский собор долгое время находился в весьма плачевном состоянии, так как не было специальных средств для его поддержания. Каждую весну храм подвергался усиленной сырости – покрывался лужами пол, мокли и давали трещины древние стены, разрушались иконы. В связи с этим были вывезены в Переславский музей как памятники истории и искусства наиболее ценные иконы и другие предметы, в том числе деревянная дарохранительца, серебряная звездница и ковш XVII века. Во второй половине ХХ века в соборе во время реставрации укрепили расшатавшиеся каменные блоки и счистили росписи XIX века, оставив храм внутри таким же белым, каким он был при Юрии Долгоруком.
По книге Н. Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные». Изд. «Славпринт». 2004 г.

Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля г. Переславля, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества. Это один их немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII в. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: « лета 1152, говорится в летописи, Юрий Владимирович г. Переславль от Клещина (озера) перенес и создал больше старого и церковь в нем поставил камену св. Спаса». Таким образом, собор и город основаны одновременно одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, он окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Боголюбским.
История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь в 1201 г. принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь усыпальница Переславских князей… В 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдал и Спасский собор. Так, собор был разграблен в 1238 г. во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 г., в 1281, 1293 гг, в 1385 и 1409 гг. По присоединении Переславского княжества к Москве, московские государи во время своих посещений Переславля молились в этом храме. Петр Великий во время своего пребывания в городе, при устройстве Переславской флотилии, часто слушал литургию в Спасском соборе и, по местному преданию, нередко читал и пел на клиросе.
В 1744 г. с открытием Переславской епархии с назначением для жительства епископов Горицкого монастыря, собор теряет свое центральное значение. В 1789 г., по упразднении епархии, городским собором оставлен Успенский, а Преображенский собор обращен в приходскую церковь. Причта при ней положено: священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1828 – 1837 гг. священника при соборе совсем не было, служение и требы совершал причт Успенского собора. В 1838 г. по указу Владимирской духовной консистории, Успенский собор, вследствие дальности расстояния от города, причислен к Преображенскому собору, а в Горицком соборе предписано совершать богослужение только в храмовые и нарочито праздничные дни.
Характер архитектуры Преображенского собора совершенно одинаков с современными ему церквами XII в. Построен он из белого твердого камня в виде квадрата с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая из стен оканчивается вверху тремя полукружиями, из коих среднее несколько больше и выше боковых; в горизонтальном направлении каждая стена делится на три части. Цоколь в верхней части оканчивается откосом, также и средний ярус, а верхний оканчивается тремя значительно выдающимися вперед полукружиями; в вертикальном направлении стены плоскими колоннами, составляющими продолжение верхних дуг к низу, разделены тоже на три части. В средине каждой из этих частей устроены щелеобразные окна.
На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры. Вход в собор с трех сторон без тех узорчатых украшений, какие встречаются позднее: их окаймляют простые полукруглые наличники.
Восточная алтарная стена состоит из трех полукруглых выступов, из коих средний больше боковых. В среднем полукружии три окна: два боковых щелеобразных, среднее — широкое, сделанное таким после, в боковых полукружиях — по одному окну. Верхняя часть карниза была украшена подзором, вырезанным вглубь на камне; под ним зубчатый пояс из белых камней. Ниже пояса небольшие дугообразные перемычки. Алтарные полукружия несколько ниже арок храма. Верх собора от дугообразных сводов представляет вид креста, в центре коего возвышается круглый трибун с грушевидною главою, увенчанной железным прорезным крестом с полумесяцем внизу и короною вверху. Трибун имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс.
Прежняя кровля собора должна была быть дугообразною по сводам и форма главы иная, но впоследствии промежутки между сводами были заделаны, кровля устроена на четыре ската и главе придана луковичная форма. В настоящее время прежняя форма кровли восстановлена, все наружные повреждения исправлены, и собор вновь получил ту форму, какую он имел при своем устроителе.
Внутри храма своды его и трибун поддерживаются 4 каменными столпами, отчего храм представляется разделенным на несколько частей. Алтарь разделен на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконика в среднюю часть – собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище – в виде деревянного кресла с резьбой по местам. От него по обе стороны вдоль стен идут каменные лавки для сослужащих архиерею. В западной части храма устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части…
От живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью. И только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горящего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится к позднейшему времени относительно с основанием собора. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т. е. относить к началу XV в.
Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стороне храма. В южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 г.; в самом храме под такою же гробницею погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича.
Современный иконостас в соборе устроен в прошлом столетии; по местному преданию, он перешел сюда из Горицкого Успенского собора. Из св. икон в этом иконостасе обращают на себя внимание иконы: «Спас-Милостивый» и «Распятие Иисуса Христа». Особым уважением в городе пользуется икона «Спас Нерукотворенный»; ее носят во главе каждого крестного хода. По местному преданию, она была над въезжими воротами в город, которые назывались Спасскими… В настоящее время внутренность собора украшена вновь: вместо деревянного иконостаса устроен мраморный, пол сделан из подольского мрамора, стены расписаны в стиле тех украшений, какие по местам сохранились от прежнего времени.
Престол в нем — в честь Преображения Господня. Современная утварь и ризница в удовлетворительном состоянии. Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание его получается: жалование из государственного казначейства 539 руб. 73 коп.; процентов с причтового капитала в 4628 руб. — 185 руб.; с арендаторов церковной земли 400 руб.; арендной платы с двух водяных мельниц 280 руб.; на землю в Горицком монастыре, уступленную под духовное училище – 40 руб.; доход по братской кружке до 1500 руб., а всего до 1950 руб. в год. Домов церковных для причта нет.
Собору принадлежат земли: пахотной и частью покосной, под лесом и под болотами по писцовым книгам 1778 г. — 985 десятин 2243 кв. саж.; земля эта находится в 25 верстах от города, а потому причт сдает ее с 2 мельницами в аренду за вышепоказанную плату; кроме коей получает еще с арендаторов натурой 41 четв. ржи и 36 четв. овса. Приход при соборе, по клировым ведомостям состоит из 57 душ муж. пола и 67 жен.; все православные и живут в городе. Школы и благотворительных учреждений при соборе нет.
Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.

Спасо-Преображенский собор — ровесник Переславля-Залесского. Под 1152 годом летописи упоминают об основании Переславля, а в нём — Спасо-Преображенский собор. Как указывает исследователь Северо-Восточной Руси Н.Н. Воронин в Типографической летописи, где говорится не только о закладке собора, но и о его завершении, о том, что Юрий «церковь камену в нем (Переславле) доспе святаго Спаса и исполни ю книгами и мощьми святых дивно». А Степенная книга сообщает, что князь «украси ю (церковь) дивно чюдной подписью и святыми иконами, и книгами, и прочими священными драгими утварьми и всяким благолепием». Из Лаврентьевской летописи следует, что Юрий лишь начал постройку собора, а завершил её Андрей Боголюбский, его сын, — уже после смерти Долгорукого: «И по смерти отца своего велику память сотвори… церковь сконча, ю же бе заложи прежде отец его святаго Спаса камену…» Справедливости ради следует отметить, что местонахождение достроенного Андреем храма здесь не оговаривается. А вот в Радзивилловской летописи говорится об этом. Её составитель прямо помещает «церковь святого Спаса» в «Переславле в Новем». Таким образом, общепринята в научном сообществе датировка Спасо-Преображенского собора — 1152-1157 годами.
Спасский собор сложен из белого камня, причём техника кладки очень высока: тщательно отёсанные белокаменные блоки клали почти насухо, в два ряда, а промежуток между ними заполняли раствором с обломками камня (полубутовая техника, характерная для многих средневековых построек, и не только русских). Камень был привозным, но не издалека. Исследователи, работавшие с его образцами, утверждают: «Этот белый камень — мелкопористый детритусовый известняк, легко поддающийся ножу и теслу. Он почти целиком сложен кальцитом и поглощает воду в объёме от 8 до 13% своей массы. Все эти показатели характерны для подмосковных известняков мячковского горизонта среднего карбона». (А.М. Викторов. «Белый камень» (1981)). Спасо-Преображенский собор, несмотря на свои не так уж поражающие размеры, производит впечатление весьма величественное. Благодаря своим пропорциям (а надо понимать, что в древности он был ещё выше) за истекшие века храм «врос» в землю почти на метр), практически полному отсутствию декоративных элементов и особой технике кладки, при которой швы между каменными блоками едва приметны, он кажется высеченным из одной каменной глыбы, причём высеченным «ALLA PRIMA» — за один «сеанс». «Впечатлению пластичности здания, — указывает Н.Н. Воронин, — содействуют три обстоятельства: простота композиции, лёгкое сужение объёма здания кверху и предельная скупость его наружной обработки. Объём храма состоит из трёх элементов: основного куба, венчающей его мощные главы, трёх тяжёлых полуцилиндров апсид, примыкающих к кубу с востока… они как бы подпирают, подобно могучим контрфорсам, основной куб. Последний стоит на низком, как бы вдавленном в землю основании цоколя, отлив которого образует первый уступ объёма. Второй уступ проходит на уровне хор, где отлив вновь отодвигает и утоняет не только широкие плоскости стен, но и лопатки, которые ломаются отливом. Далее стенная плоскость замыкается тяжёлыми полудугами закомар. Над ним почти не виден квадратный постамент под барабаном из необработанного камня; над кровлей выступали, в лучшем случае, лишь углы постамента».
И по техническим характеристикам, и по своему объёмно-пространственному решению Преображенский собор весьма близок своему ровеснику — долгоруковскому же храму свв. Бориса и Глеба в Кидекше. И тот, и другой представляют собой трёхапсидный одноглавый четырёхстолпный храм, сложенный в технике полубутовой кладки. Н.Н. Воронин писал: «Суровости композиции основных слагаемых объёма полностью отвечала предельно скупая и лаконичная наружная обработка здания. Лопатки, имевшие небольшой вынос, как и неглубокий отлив на уровне хор, давали очень слабую игру светотени, так что членение стенной плоскости не было резким и контрастным. Её оживляли лишь сочные теневые пятна в нишах трёх порталов и проёмах щелевидных окон. В отличие от других храмов, нижнего яруса окон (подзорных) на западном фасаде нет. Порталы, образованные прямоугольными уступами, не имеют баз и капителей, их облик предельно строг. Скупой отлив пересекает стены и лопатки на уровне хор. Выше — ряд окон и дуги закомар». Если внимательно посмотреть на апсиды Спасского собора «в профиль», можно увидеть, что сложены они с лёгким наклоном, и это усиливает общее впечатление «суживания» четверика кверху. Уместно также обратить внимание на богатый резной пояс, идущий по карнизу центральной апсиды: он выполнен из мячковского белого камня, весьма податливого к обработке. Орнаментальный карниз апсиды — одна из двух непосредственно декоративных деталей, оформляющих в целом очень «недекоративную» внешность собора. Очень величественно смотрится барабан с куполом собора. Барабан прорезан восемью узкими окнами. Как предполагается, раньше его покрывала деревянная чешуя (и кровля собора тоже была деревянной). По верху барабана идёт городчатый пояс, наряду с орнаментальным поясом апсиды составляющий скудное декоративное оформление собора. Существует предположение, что прежде в основании главы имелся также ряд арочек — но оно опирается скорее на тот факт, что во всех «младших» домонгольских памятниках Владимиро-Суздальской Руси такие арочки присутствуют. Наружной суровой монументальности собора в полной мере соответствует его внутреннее устройство — в теперешнее время, быть может, особенно. Лишённый почти любых собственно церковных примет (кроме иконостаса), соборный интерьер «конструктивно обнажён», то есть почти таков, каким его видели строители при окончании работ.
Историк В.Г. Добронравов пишет о нём: «Внутри храма своды его… поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется раздельным на несколько частей. Алтарь разделён на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконника в среднюю часть — собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище — в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стены идут каменные лавки для сослужащих архирею. В западной части устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части». Что касается хода на хоры, то он действительно, по всей видимости, изначально находился снаружи. «Заложенная (при реставрации 90-х годов) белым камнем на цементе дверная ниша с арочным верхом на уровне отлива в западной трети северной стены — след этого входа», — пишет Н. Воронин. Пол Спасского собора нынче мраморный, а в княжескую эпоху он был выложен керамическими плитками — частью красными неполивными, частью разноцветными поливными (жёлтыми, коричневыми, зелёными). Остатки их найдены во время раскопок 1939 года. Изначальная высота собора составляла 22 метра. Стены собора, выполненные в технике полубутовой кладки, имеют толщину около 1 метра. Фундамент — ленточный, сложен из крупного булыжника, заглублён на 1,2 метра. Собор в древности был украшен фресками. Старожилы помнят, что прежде кровля и глава собора были иными — чёрно-металлическими. Перед Олимпиадой 1980 года это покрытие, совсем прохудившееся, заменили медным. Медь тоже вскоре почернела, и тогда решили покрасить главу и кровлю в зелёный цвет. Решение это — и его воплощение в жизнь — вызвало многочисленные споры. Так московский художник Евгений Путятин в интервью газете «Переславские вести» прямо высказался: «Имитировать современной эмалью старину не совсем правильно. Ведь раньше, пусть даже 100 лет назад, таких красок не было. На мой взгляд, если уж придерживаться традиций, то нужно и работать в тех же материалах или близких к ним, чтобы добиться более полного исторического соответствия… Храм нами воспринимается, как воин в серебряном шлеме, а тут — зелёная «шапка». Хотя бы подобрали другой оттенок…». Недовольны были результатами «главной» реставрации и многие жители Переславля. Впрочем, сейчас уже, кажется, привыкли. Примелькался собор в озеленённом своём виде — и въяве, и в многочисленных теле-фото сюжетах. Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов, коим ведает Переславль-Залесский музей-заповедник.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №127, 2015 г.

Интересный факт: При реставрации собора в 2015 году на алтарной апсиде Спаса учёные обнаружили несколько древнерусских граффити, и в том числе уникальное сообщение ХII столетия об убийстве святого благоверного князя Андрея Боголюбского и список его убийц, причём имена некоторых из них ранее нигде не упоминались. По словам исследователя профессора Алексея Гиппиуса, «это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества…» По предположению учёного, это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии в назидание потомкам на стенах их главных храмов.
Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет стоит небольшой одноглавый храм. Спасо-Преображенский собор XII в. является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Храм принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает духу своего времени. С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных градообразующих элементов Переславля-Залесского.
Памятник представляет собой одноглавый крестовокупольный четырехстолпный трехапсидный храм, самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо- Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из отесанных белокаменных блоков. Толщина стен — от одного метра 30 сантиметров.
Летопись храма, высеченная на мраморной доске под сводами юго-западного угла собора, сообщает, что он был разграблен шесть раз — в 1238, 1252, 1281, 1293, 1382 и 1409 г.г. Скорее всего, после этих разграблений собор ремонтировался и возобновлялся. Первый серьезный ремонт был осуществлен в соборе около 1403 г. Следующий крупный ремонт был произведен около 1626 г., о чем свидетельствует антиманс, выданный в этом году.
В 1862 г. во время реставрации было восстановлено его древнее позакомаренное покрытие. Наиболее серьезные реставрационные работы были проведены в 1891-1894 г.г. Тогда была разобрана западная пристройка, понижен уровень поверхности окружающей территории и полов в соборе. Тогда же со стен были сняты фрески второй половины XII в. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле». Фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в музее. В 1895 г. Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей — поясное изображение апостола Симона — сейчас находится в Историческом музее Москвы. Во время раскопок в храме в конце 1930-х г.г. были обнаружены майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, и более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом.
В 2005 г. в соборе были утеплены своды, выполнена обмазка фасадов, окрашена глава, отреставрированы металлические двери. В интерьере храма находится мраморный иконостас и металлическая винтовая лестница, ведущая на хоры.
Во время реставрационных работ 2014-2015 г.г. после расчистки фасадов от обмазочных слоев по южной и восточной стенам были обнаружены резные граффити, большая часть которых сконцентрирована в центральной части алтарных апсид. После расчистки навершия порталов кованных дверей от поздних красочных слоев была открыта гравировка — единорог, лев и две птицы, связанные цветочным орнаментом. На западном фасаде в ходе работ выявлено наличие в теле стены за блоками лицевой версты профилированного белокаменного элемента. Внутри существующей реставрационной конструкции главы были выявлены более ранние конструкции, составляющие журавцы старой главы предположительно конца XVIII — начала XIX в.в., а также деревянный ворот, использованный при более ранних ремонтных работах.
Выполнены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе расчистка фасадов от предыдущей покраски, переборка кладки участков цоколя, юго-западного угла, центральная апсида, частичная вычинка белокаменной кладки, докомпоновка поверхности белокаменной кладки, за исключением цоколя.
Отреставрированы швы между блоками, произведено инъектирование трещин известково-цементным раствором с армированием, реставрация изделий из металла — двери порталов, оконные решетки, обработка биоцидным составом деревянных конструкций главы, очистка, реставрация покрытия кровли и главы, его окраска, очистка поверхности внутренних стен, столбов и сводов, реставрация швов между блоками, укрепление камня, докомпановка поверхности белокаменной кладки.
Проведена реставрация мраморного иконостаса, очистка камня, докомпановка сколов, воссоздание утраченных деталей, реставрация поворотных механизмов врат иконостаса без их снятия, реставрация металлической лестницы, ведущей на хоры, изготовление и установка деревянных оконных блоков барабана со стеклопакетом, реставрация дверных блоков с утеплением полотен путем замены одинарного остекления на стеклопакет.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Спасо-Преображенский собор был построен по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII века и множество раз перестраивался, подвергался ремонту и реставрации. Археологи неоднократно исследовали собор, обнаружив там уникальную коллекцию граффити, среди которых — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц. Раскопки 2020 года показали, что собор построен на перекрещивающихся ленточных фундаментах, характерных для домонгольских памятников первой половины XII века. Это открытие, важное для понимания и дальнейшего анализа древнерусской строительной техники XII века, имеет также практическое значение для планирования реставрационных работ в храме, так как фундаментные ленты сообщают собору значительную прочность. Кроме того, во время раскопок был найден белокаменный саркофаг второй половины XIII — начала XIV века с останками внутри, находка дает новые данные для истории некрополя внутри собора, где хоронили в основном князей Переславля. Менее статусные захоронения были обнаружены с внешней стороны собора. Также ученые нашли детали интерьера раннего собора, датированные XII веком: фрагменты фресковой живописи, глиняные плитки пола и участки глазури желтого и зеленого цветов.
https://news.mail.ru/society/43311288/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?