Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь.

Николаевский монастырь, заштатный, в городе Переславле. Основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (1645 г.). Сначала он был мужским; в 1898 году обращен в женский.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Переславльский Николаевский заштатный необщежительный женский монастырь в самом городе. Основан в конце XIV столетия преп. Димитрием Прилуцким. Разорен в смутное время, но возобновлен схимонахом Дионисием. Первоначально был мужским, в 1898 г. обращен в женский. Игуменья, монахинь 7, послушниц 44.
Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…» Москва, издание А.Д. Ступина, 1908

На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева». Начало основания Никольского монастыря положил в 1348 году святой Димитрий, позже названный Прилуцким. Сам преподобный родился под Переславлем в небольшом селе Веслево в купеческой семье Подкопаевых. В находящемся недалеко мужском Успенском Горицком монастыре он постригся в монахи. Спустя некоторое время преподобный в том самом лесу на берегу Плещеева озера построил деревянный небольшой храм. Спустя некоторое время возле этой церквушки и возникла обитель, названная в честь Святителя Николая Чудотворца и чьим настоятелем святой Димитрий оставался значительное время.
В 1354 году в Переславле состоялась знаменательная встреча игумена Димитрия с Сергием Радонежским. Благодаря беседам с преподобным Сергием Радонежским, Димитрий вводит в своей обители общежительный устав. Со временем Никольский монастырь начал приобретать все большую популярность, к нему стали стекаться богомольцы и верующие. В 1368 году по рекомендации преподобного Сергия Димитрий, желая уединенной молитвы, оставляет Переславль и уходит в Вологодские земли, где основывает другой монастырь — Спасо-Прилуцкий. В 1382 году Переславский Никольский монастырь был разорен и сожжен ханом Тохтамышем, а в 1408 году подвергся разорению эмиром Эдигеем. Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15 века. В то время царь Василий Третий начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство.
К началу 16 столетия монастырь святого Николая стал процветающей и богатой обителью, имел свою землю и крестьян, получал обильные финансовые и материальные пожертвования от паломников и богомольцев. В 1609 году обитель была разорена польско-литовскими завоевателями. Известно, что братия монастыря защищала ее «до последнего дыхания», но так и не смогла отстоять ее. Новый расцвет обители приходится на 1613-1645 гг. и связан он со святым Дионисием Затворником, послушником преподобного монаха Иринарха, который вместе с патриархом Гермогеном благословлял русский народ на освободительную борьбу против поляков. В 1613 году святой Дионисий посетил Никольский монастырь, где и остался дальше подвизаться в молитве Богу, принял схиму и ушел в затвор.
На протяжении следующего столетия обитель возрастала прямо на глазах. Было построено много церквей, келейный корпус для послушников и монахов, каменная ограда. Был выстроен главный собор монастыря — Николая Угодника (1680-1721 гг.); это был высокий пятиглавый, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проемы. В 1693 году рядом с собором выстроили соборную шатровую колокольню. В Никольскую обитель из Суздаля была принесена древняя православная святыня — «Корсунский крест» с 19-ю мощами святых угодников, датированным 10 веком. Подобных крестов насчитывается всего 10. После закрытия монастыря крест передали в Переславский музей.
К концу 18 века монастырь являлся одним из самых состоятельных и знаменитых православных духовных центров, но начиная с 1776 года и по 1896 год Никольский монастырь поменял 35 игуменов, каждый из которых управлял обителью не более 3-4 лет. Это не могло положительно повлиять на дальнейшее развитие монастыря. Вся богослужебная и хозяйственная деятельность постепенно скатывалась к упадку. К концу 19 века в обители проживало всего 6 иноков. Все постройки монастыря пришли в упадок, а реставрировать их было некому.
В 1896 году жители Переславля обратились к Священному Синоду с просьбой переименовать Никольский мужской монастырь в женский. Через 2 года ходатайство это было удолетворено и с того времени обитель стала называться Никольский женский монастырь общежительного устава. В 1898 году из Успенского монастыря города Александрова в Никольскую обитель пришли 4 инокини и 8 послушниц. Через год трудами и молитвами насельниц была восстановлена покосившаяся колокольня, жилые и хозяйственные постройки, а в 1900 году был расширен Благовещенский храм, так как возникла эта необходимость из-за большого количества прихожан и паломников. К 1903 году монастырь был полностью благоустроен, количество прихожан, паломников и верующих выросло в десятки раз, а в обители проживало уже около 100 монахинь.
После Октябрьской революции 1917 года все кардинально изменилось; монастырь подвергся поруганию и разрухе, святыни и драгоценности были реквизированы, инокини были изгнаны из обители. Самую знаменитую святыню монастыря — «Корсунский крест» передали в Переславский музей. Главный собор монастыря — Никольский, а также колокольня и монастырская ограда были безжалостно снесены. На территории обители разместили животноводческие корпуса. В бывшем келейном корпусе новые власти организовали школу-интернат для интеллектуально малоразвитых детей. В оставшиеся помещения были поселены нуждающиеся в улучшении жилищных условий горожане. На территории в последующие года размещались мебельный и ткацкие цеха.
27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода обитель официально паредают Русской Православной Церкви, а 16 февраля 1994 года туда прибывают первые насельницы из Толгского монастыря. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. Сейчас Никольский монастырь насчитывает порядка 50 монахинь и послушниц. В настоящее время трудами инокинь, прихожан, благотворителей и просто неравнодушных людей, отреставрированы или заново построены Никольский собор, звонница, монастырская ограда и многое другое. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря.
www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm

Ещё с дороги, ведущей в монастырь, видно, что территория Никольской обители обнесена каменной оградой небольшой высоты. От этого ещё более усиливается ощущение величия высоких, словно стремящихся в небо, белых монастырских храмов, золотые купола которых видны издалека.
Там, где располагается теперь Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева». На окрестных холмах, окружавших город, уже возвышались деревянные православные монастыри, а совсем близко к болоту подступала не сохранившаяся до наших дней обитель Борисоглебская на Песках, возникшая в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислова. Около 1350 года по соседству с ней возник ещё один монастырь — во имя святителя Николая. Первоначально он так и назывался — «Николаевский, что на болоте». Может быть, на сырой, болотистой местности обитель получила это славное имя потому, что образ Николая Угодника был связан с водной стихией, с путешественниками. А может быть, дело в особом покровительстве святителя Николая «всякому торговому люду». Ведь основатель этой обители был купеческим сыном… Но сам основатель обители Димитрий купцом не стал. Родом из Переславского края, из состоятельной купеческой семьи, он решил ступить на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Отказавшись от наследства в пользу брата, Димитрий принял пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Дошедшее до нас предание говорит, что переславский инок был учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Основав в Переславле свой монастырь со строгим общежительным уставом и став там игуменом, Димитрий изнурял себя «подвигами поста, молитвы и труда, то лице его сияло особенно одухотворенностью, удивлявшей людей…». Будучи мудрым, обладал он и даром прозорливости. Прославленный своею монашескою жизнью, Димитрий удостоился чести быть крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.
В 1371 году подвижник вместе со своим учеником Пахомием ушли из Переславля в дремучие северные леса, что неподалёку от Вологды. Там, в излучине реки, они основали первый на русском Севере «общежительный» монастырь. Преподобный прожил в Спасо-Прилуцкой обители более 20 лет. В 1392 году игумен Димитрий «отошёл в мир иной». Благодаря чудесам, совершавшимся у его гроба, преподобного Димитрия Прилуцкого начали почитать местно, а с ХV века уроженец Переславля инок-подвижник стал одним из наиболее известных и почитаемых русских святых. Основанному же преподобным Димитрием Прилуцким Никольскому монастырю в Переславле была уготована в какой-то мере необычная судьба; в недалёком будущем древнюю переславскую обитель ожидало ещё одно серьёзноё испытание. В годы лихолетья Никольский монастырь почти превратился в руины: исчезли монастырские стены, оказался взорванным главный храм, церкви были полуразрушены, не осталось и следа от колокольни.
Если обратиться к истории монастыря, то стоит упомянуть о том, что в 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь был разорён вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея. История не донесла до нас обстоятельства и имена людей, связанных с восстановлением обители после татарских нашествий. Видимо, монастырские летописи сгорели в Смуту. Восстановили Никольский монастырь в ХV веке, и до Смутного времени обитель переживала расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью была разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году здесь возобновилась монастырская жизнь; в том же году сюда пришёл старец Дионисий — благочестивый мирянин родом из армянской купеческой семьи, впоследствии ставший схимонахом и затворником. Согласно преданию, во сне ему явился образ Николая Чудотворца и повелел ему возобновить монастырь его имени. С ним началась новая эпоха возрождения обители. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником прп. Корнилия Молчальника.
Приблизительно в конце ХVII века в Николаевской обители появился Корсунский Крест, который по легенде, в город Переславль принесли раскольники из Суздаля. Сохранённый в советские годы в Переславском музее-заповеднике он является одной из святынь главного монастырского храма — Никольского собора. С помощью московских благотворителей весь ансамбль монастыря уже к последней трети ХVIII века был отстроен в камне. В истории Никольской обители конца ХVII — первой половины ХVIII столетия остались имена игуменов Варлаама и Питирима, а также их преемников, много заботившихся о благоустройстве древней святыни.
10 июля 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский по предложению переславского гражданина А. Варенцова, из-за того, что братия к концу ХIХ века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. В начале ХХ века число насельниц было уже около ста человек.
В 1923 году власти закрыли монастырь, но ещё какое-то время на территории бывшей обители «проживали люди». Так, в 1927 году на территории обители проживало более ста человек, но лишь четверо из них входило в «общество верующих». Местопребывание других членов общины было в основном неопределённым. Трое человек проживало в Благовещенской церкви, и «…1 — монашка, в б. покойницкой монастыря». Для богослужения им временно оставили Евангелие в окладе 1877 года, шесть икон, подсвечники, серебряный ковш и шёлковые подризники. Никольский собор, лишившись своего церковного убранства, уже пустовал, глядя на всё происходящее пустыми, без стёкол, окнами. Монастырский сад был «по плану ликвидирован… ввиду низости грунта и частого насаждения», плодовые деревья, в основном яблони, перенесены в Горицкий монастырь, а кладбище закрыто. Долгое время в бывшей обители находидась животноводческая база, школа-интернат, а в монастырских корпусах проживали простые переяславцы, переселённые сюда «по программе улучшения жилищных условий».
Монастырь во имя Святителя Николая был возвращён Русской Православной Церкви в 1993 году. Многое с тех пор изменилось. Прошли реставрацию старые здания, выросли новые стены, на месте утраченных вновь появились храмы. В 1997 году обитель получила в качестве подворья Златоустовский храм в селе Годеново, где находится явленный Животворящий крест Господень. Значительно увеличилось и количество сестёр обители, приехавших сюда со всей России. Они ведут своё хозяйство, принимают участие в строительных работах, трудятся в иконописной и швейной мастерских, принимают паломнические группы… Пришло время несколько слов сказать о достопримечательностях монастыря.
При въезде в обитель справа располагаются Святые ворота, увенчанные отреставрированной в конце 1990-х годов надвратной церковью Петра и Павла в стиле барокко. Этот храм был устроен в 1748 году «иждивением московских купцов братьев Холщевниковых», захороненнных здесь же, под вратами. Напротив, в противоположной части обители, ещё одна старинная тёплая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выстроена она была так же в 1748 году на месте, где за три года до её постройки сгорела церковь во имя Казанской Божьей Матери. После пожара новый храм, уже каменный, помогли возвести московские граждане Щелягины. Мозаичный пол старой части храма, согласно надписи, выполнен в конце ХIХ века на средства служащих Переславской мануфактуры Филиппа Угрюмова. На внутренних стенах и сводах церкви — помогающие создать особый настрой прекрасно сохранившиеся росписи. Не так давно они были обнаружены под слоем извести. Их расчистили и укрепили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. Согласно канонам Русской Православной Церкви, здесь взамен утраченного теперь устроен новый вызолоченный иконостас. В резном ковчеге покоятся частицы мощей святых Киево-Печёрской лавры, полученные от наместника Китаевой пустыни архиманрита Прохора. Несмотря на то, что большая часть церковного убранства появилась здесь недавно, в храме витает дух старины, чувствуется какая-то особенная благодать.
Особое место в Свято-Никольском женском монастыре занимает главный храм — величественный Никольский собор с сияющими золотом куполами. Он украшает монастырский ансамбль и благодаря своим размерам является одной из архитектурных доминант города. Сегодня это самый высокий и вместительный храм в Переславле: его высота — 40 м, расчитан он на тысячу молящихся. Удивительный собор возник здесь совсем недавно. Это произошло благодаря горячему усердию сестёр этой обители во главе с настоятельницей — игуменьей Евстолией. Возведён по мотивам Киево-Печёрской лавры и древнейших соборов Московского Кремля (архитектор В.Н. Ижиков), храм не повторяет архитектуру прежнего, стоявшего здесь и утраченного в 1930-е гг. одноимённого собора ХVIII века. Приделы вновь отстроенного собора имеют имена как прежних, так и новых небесных покровителей. Центральный престол — во имя Николая Чудотворца. Два боковых придела, как и прежде, названы в честь основателя обители — Димитрия Прилуцкого и преподобного Герасима Иорданского — святого покровителя Герасима Обухова, который когда-то на этом месте построил храм и был в нём захоронен. Один из новых престолов собора носит имя священномученика Евгения, одного из последних священников Никольской обители, расстрелянного за веру в 1937 году. Другой престол получил имя великомученика Виктора — святого покровителя нынешнего строителя этого храма Виктора Ивановича Тырышкина, ктитора Свято-Никольского монастыря. Попечением этого благотворителя, президента подмосковной строительной «Компании ВИТ», кроме строительства Никольского храма были проведены огромные работы в Свято-Никольском женском монастыре, такие как реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса, строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, реставрация старого келейного корпуса и постройка нового келейного игуменского корпуса, возведение монастырской стены.
Впервые свои двери новый храм открыл для прихожан в сентябре 2003 года. В те же годы над центральным порталом собора появилась и чудесная мозаичная икона святителя Николая, выполненная из смальты известным мастером Е.Н. Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых — князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором — несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, «ликвидированного» в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами.
Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий (+1392) в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских захватчиков и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь. В 1613 году на место разрушенной обители пришел старец Дионисий, в последствии схимонах и затворник(+1645), сподобившийся увидеть в сонном видении святителя Николая Чудотворца, повелевшего ему возобновить обитель его имени.Его приемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который ,по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника, подвизавшегося в соседнем Борисо-Глебском, что на Песках, монастыре. Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский).
Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом.
В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста. Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.
Главными святынями монастыря являются: Корсунский Крест; чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца; мощи преподобного Корнилия Молчальника; 84 частицы святых Киево-Печерских; икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей; икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей; икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей; икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей; икона мученика Виктора с частицей мощей.
27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви был открыт Никольский женский монастырь после 70-летней разрухи. Сестры пришли на полные руины: был взорван Никольский собор и колокольня, уничтожено кладбище, разобрана каменная ограда, Благовещенскую церковь переоборудовали под квартиры, а в надвратном храме расположились ремонтные мастерские.
В 1996 году было воссоздано пятикупольного завершения Благовещенской церкви, а в 1999 году завершены ремонтно-реставрационные работы. 1997 год – открыто подворье Никольского монастыря в с. Годеново. 23 августа 1997 обитель посетил впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 году была вновь построена каменная ограда. В 1999 году был заложен фундамент Никольского собора, а 12 сентября 2003 было отслужено первое богослужение во вновь построенном соборе. В 1999 году была возведена часовни в селе Веслево, на родине преподобного Димитрия Прилуцкого.
2000 год был ознаменован обретением мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и перенесением в обитель мощей преподобного Корнилия Молчальника. В 2001 был построен келейный корпус с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского. 30 октября 2001 года состоялось поднятие куполов Никольского собора и освящение центрального креста. 22 мая 2004 года произошла закладка звонницы с храмом в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в мае 2005 на неё были подняты колокола. 22 мая 2005 года над обителью прозвучал первый колокольный звон на вновь построенной звоннице. 31 июля — 1 августа 2005 года обитель посетил, на праздник преподобного Серафима Саровского, святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2007 году была открыта больничная часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
12 июня 2009 года в монастырь была возвращена его главная святыня – Корсунский Крест. 10 апреля 2010 года был освящен вновь построенный Казанский сестринский корпус. 9 ноября 2011 года в праздник благоверного князя Андрея Смоленского на месте обретения мощей святого князя, был заложен храм в честь его святого имени. 21 июля 2012 года – впервые в обители торжественно праздновалось второе обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского (2000 г.)
На Подворье монастыря 9 февраля 2008 году, после полной реконструкции и замены иконостаса, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским был освящен престол Боголюбской иконы Божией Матери. Освящение после полной реставрации храма святителя Иоанна Златоуста, после возабновления богослужения в храме, совершил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, в сослужении с Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Костромским 11 июня 2009 года. В 2012 году начато строительство крестильного храма в честь Богоявления Господня, Дома причта и трапезной с церковной лавкой. 26 ноября 2014 года здание Дома причта было освящено. 11 июня 2013 года в Годеново Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном, митрополитом Ярославским и Ростовским, был заложен соборный храм в честь Святой Софии, Премудрости Божией.
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/nikolskiy-zhenskiy-monastyr-g-pereslavl-zalesskiy-/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?