Переславль-Залесский. Никитский монастырь.

Никитский монастырь основан в XII веке. До XVI века все его постройки были деревянными. Только в 1528 году по велению князя Василия III здесь сооружается одноглавая каменная церковь. Основное строительство было выполнено уже при Иване Грозном в 60-е годы XVI века. Широкую известность монастырь приобретает с того времени как в ней прославился своей подвижнической жизнью прп. Никита Чудотворец. Слава этого подвижника выходила далеко за стены обители. Верный служитель Господа был удостоен нетленных мощей, которые были обнаружены в начале 15 века и почивали под спудом монастырского храма.
Никитский монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны литовцев. В 1611 году он почти полностью был опустошен и сожжен, но благодаря щедротам царя Михаила Федоровича был вновь восстановлен. Другие источники сообщают, что стены и башни монастыря в 1611 году выдержали 15-дневную осаду отрядов польского пана Яна Сапеги. Пострадавшие укрепления были восстановлены в 1643 году (верх башен надстроен в XIX веке).
В обители существовало три храма: первый — памяти свв. великомученика Никиты; трапезная в честь Благовещения Богородицы; над святыми вратами монастыря — церковь Архангела Гавриила. Наиболее интересное сооружение монастыря — Никитский собор (1561-1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Сам собор представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным перекрытием. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII веке. Для симметрии с северной стороны пристроен Всехсвятский придел. В храме прп. Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги. У южных стен монастыря находится трапезная с Благовещенской церковью (XVII в.). В одном из помещений трапезной останавливался Петр I во время приездов в Переславль. Шатровая колокольня (1668) примыкает к трапезной.
Вблизи монастыря находится часовня (1702), представляющая собой два цилиндрических объема, увенчанных главкой. Она сооружена на месте легендарного исцеления черниговского князя Михаила. Близ храма был построен каменный столб на месте того столба, где подвизался преподобный. В ризнице обители имелось множество дорогих предметов и дорогих вещей из утвари, подаренные Анастасией Романовной (супругой Ивана Грозного), патриархом Филаретом.
С 1994 г. монастырь становится действующим. В храме под спудом находятся мощи прп. Никиты и мощи прп. Корнилия Переславского. При монастыре находится целебный источник прп. Никиты.

Никитский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Переяславля, в 19 верстах от железнодорожной станции Берендеево. Известен был в XII веке под именем лавры. В 1611 году монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя Михаила Федоровича. Здесь подвизался преподобный Никита Столпник (см. 24 мая); над мощами его в соборном храме его имени (освященном в 1574 году) устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги пр. Никиты. Близ храма, на месте столпа, где подвизался преподобный, сделан каменный столп. В числе церковной утвари есть вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Федоровича, патриарха Филарета и бояр. В церкви Благовещенья замечательна художественно-вышитая икона преподобного Никиты — дар Анастасии Романовны. Ежегодно 24 мая и 21 июля совершаются крестные ходы из города Переславля в монастырь. При нем школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Переславльский Никитский 3 класса с 1764 г. общежительный мужской монастырь, в 3 верстах от уездного города, на возвышенном восточном прибрежье Плещеева озера. Существовал уже в XII в. под именем лавры, в которой подвизался преп. Никита Столпник. Храмов три каменных.
Крестные ходы из г. Переславля в монастырь совершаются: 24 мая — в день памяти пр. Никиты и 21 июля – в воспоминание избавления жителей города от холеры в 1848 г. Крестные ходы вокруг монастыря бывают: в понедельник Светлой седмицы, 2 февраля и 15 сентября, в 9-е воскресенье на Пасхе совершается крестный ход на колодезь преп. Никиты.
В монастыре в конце XV в. начал иноческую жизнь преп. Даниил, основатель Переславского Данилова Троицкого монастыря. Монастырь владеет: хутором в местности «Александрова гора» в 3 верстах от обители, на берегу Плещеева озера; скотным двором в пустоши Чириково, в 12 верстах от обители; лесной дачей Макаровкой, в 10 верстах от обители; мельницей при с. Биберове, в 10 верстах от обители; рыбной ловлей на Сомине озере, в 15 верстах от обители. Монастырь получает из казны 711 руб. 42 коп.. Игумен, монахов 14, послушников 26.
Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908.

Большие испытания выпали на долю древнего Никитского монастыря после Октябрьской революции. В 1923 году Никитская обитель в числе всех остальных монастырей Переславля-Залесского закрывается новой властью, имущество ее реквизируется, что не было разграблено — передано в музей, монахи изгоняются. Все здания и хозяйственные постройки монастыря были переданы новым хозяевам. Так, в 1920-30-е гг. жилые постройки монастыря претерпели значительный ущерб. Здесь нанимали помещения частные квартиросъемщики, среди которых было немало так называемых «лиц без определенных занятий». Естественно, древним зданиям не пошло на пользу проживание в них подобных личностей, мало того, тогдашние «насельники» Никитского монастыря варварски относились и к храмам обители. Например, один из них, цыган, использовал монастырский собор как конюшню, для чего выломал в нем двери и косяки.
В 1933 году перед зданием бывшего Никитского собора в целях атеистической пропаганнды были публично сожжены иконостас 16 века и многие ценнейшие иконы из храмов этого монастыря. С 1948 по 1953 годы в нем размещался лагерь МВД, а с 1953 по 1959 годы — воинская часть. В 1960-х — 70-х гг. в монастыре проводились реставрационные работы. С 1959 года монастырские постройки были переданы в аренду совхозу «Троицкая слобода», в келиях устроены склады и жилые помещения для рабочих этого совхоза. В 1977 году в Благовещенском храме, занятом автошколой, случился сильнейший пожар, уничтоживший все, что могло гореть, и даже то, что не могло: металлические связи из кованного железа оборвались и упали. В своде и стенах образовались сквозные диагональные трещины. Реставраторы, работавшие не торопясь в монастыре в течение 40 лет, стремились превратить его в «культурный центр» на туристическом маршруте «Золотого кольца России». На месте полуразрушенного монастырского колодца они устроили свалку строительного мусора, в результате чего колодец безвозвратно был утрачен.
 2 августа 1984 год в результате грубых просчетов реставраторов обрушился центральный купол Никитского собора, проломив при падении своды храма. Кроме того, по своду и стенам пошли сквозные трещины, грозящие обрушению самого здания. Это была утрата мирового масштаба, поскольку собор являлся одним из древнейших и уникальных памятников русского зодчества. После этого случая интерес к реставрации монастыря у инициаторов этого проекта пропал, и собор, как и весь монастырь, долгое время был брошен на произвол судьбы, подвергаясь разрушительному воздействию внешних стихий. На восстановления собора потребовалось еще 10 лет, и окончательно собор был открыт только в 1994 году. Источник преподобного Никиты, некогда украшенный часовней, куда совершались торжественные крестные ходы и куда приходили и приезжали за исцелением паломники со всех концов православной России, был совершенно заброшен и превратился в неприглядную лужу.
Началом возрождения Никитского монастыря можно считать 1990 год. Официально монастырь был передан Церкви в 1993 году. Тогда же в монастыре появились первые послушники и монахи. В 1995 году в Благовещенском храме, после приведения внутреннего помещения в порядок, начались регулярные богослужения, был восстановлен колодец преподобного Никиты. Над ним была выстроена часовня из красного кирпича, а рядом оборудована купель.
В монастырь вернулись вериги прп. Никиты Столпника, которые благодаря двум монахиням Алфеи и Глафиры сохранились до наших дней. После закрытия монастыря эти вериги хранились у последнего монастырского сторожа. Предчуствуя приближающийся арест и закрытие в 1939 году ближайшей к монастырю Троицкой церкви, ее настоятель отец Феофан попросил двух знакомых монахинь Алфею и Глафиру, забрать у сторожа и спрятать эти вериги. Они, тщательно завернутые, благовейно хранились в особом, плетеном из ивняка коробе у них в доме. Верующие люди, тайно приходившие к монахиням, имели возможность приложиться к этим святыням. После смерти одной из монахинь, вериги были переданы в Покровский храм Переславля-Залесского, который никогда не закрывался. В 1953 году большие вериги преподобного Никиты были переданы в Переславский музей, так как они имели большую историко-культурную ценность. Хранить малые вериги в храме было делом рискованным, и поэтому, когда отец Таврион (Батозский) был переведен в Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой (Латвия), то он забрал их с собой. Многие верующие люди знали об этом и ездили в Елгаву, что бы приложиться к святыне. Большие же вериги, находившиеся в музее, все время хранились в запасниках и были недоступны для верующих. Когда Никитский монастырь был передан Церкви, малые вериги прп. Никиты вернул в родную обитель духовный сын архимандрита Тавриона иеромонах Севастиан. Примерно в это же время вернулись в монастырь и большие вериги Никиты Столпника, переданные из запасников музея его тогдашним директором Михаилом Михаиловичем Семеновым. 
www//vidania.ru/nikitskiy/20 vek.htm

Свято-Никитский мужской монастырь, расположенный на северо-западной окраине Переславля-Залесского, рядом с национальным парком «Плещеево озеро», является одним из древнейших монастырей России. Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославович отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Произошло это событие в 1010 году. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви близ Плещеева озера, утверждая таким образом христианство на языческих землях. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущей обители.
В литературных памятниках домоногольской эпохи обитель не упоминается. Приблизительно в ХV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, подвизавшегося здесь в конце ХII века, которое затем дополнилось описанием чудес, явленных святым посмертно. Старинные Святые ворота, через которые лежит путь в обитель, украшены росписью. На всех вошедших сверху молча взирают архангелы. Это единственная сохранившаяся часть старинной художественной работы. На левой стене, теперь уже в новой росписи, можно увидеть события из жизни великомученика Никиты, общеизвестного византийского святого, в честь которого назван древний монастырь. Напротив, на правой стене, в трёх регистрах отражена история Никиты Переславского Столпника — одного из особо почитаемых переславских святых. Существует предание, что Никита жил во время строительства города и, будучи мытарем, усиленно собирал подати с переславцев. Отличался жестоким характером и причинял много зла, взимал непомерно большие сборы, нажив себе тем самым значительное состояние. Однажды, когда жена его готовила пищу, Никита увидел в котле части человеческих тел и головы измученных им людей. «Велием страхом одержим был», бросился искать он спасения в Никитский монастырь. Три дня стоял он у ворот обители и каялся в своих грехах, после чего его нашли в болоте облепленным комарами и окровавленным — раскаявшийся грешник изнурял своё тело, чтобы исцелить душу. Принятый в монастырь, надел он тяжёлые вериги и каменную шапку, заключив себя в земляную келью-столп, которая соединялась с церковью. Неподалеку от обители, в овраге под названием Слуда и возле Борисоглебского монастыря, что «на горе», Никита «ископал студенцы» — два колодца, вода из которых считалась целебной. Совершив свой молитвенный подвиг, провёл Никита в Никитском монастыре более тридцати лет и исцелил многих людей, приходивших к нему со свой болью. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута была Черниговская часовня (нынешнее здание относится к 1702 году).
В 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1186 году Никита Столпник погиб из-за своих железных вериг — корыстные убийцы (возможно, это были делившие его наследство родственники) приняли их за серебряные, уж больно они натёртые, подходили под цвет этого металла. Согласно преданию, выброшенные в Волгу вериги не утонули, их обрёл и передал в Никитскую обитель старец ярославского монастыря. Похоронили подвижника под открытым небом «у церкви святого великомученика Никиты» в деревянном гробу, по древнерусскому обычаю покрытом пластинами бересты. Перед погребением на усопшего Никиту возложили схиму и кожаный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. В 1420-1425 гг. по инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, «… стали копать землю и обрели многострадальное тело преподобного берестом обверчено: но не восхоте преподобный вверху земли бытии. Один боярин восхоте взять часть бересты в благословление себе, — тогда сделалась буря великая и изринула всех копавших вон и засыпалось то место…» Но при этом, видимо, всё же обретены были некоторые реликвии, чудесно исцелившие впоследствии годовалого сына Ивана IV — царевича Ивана. Не единожды Иван Грозный и Анастасия Романовна бывали в Никитской обители на богомольях, в трудные дни обращались с молитвой жизни к Преподобному Никите. Само рождение и дальнейшее выздоровление своего наследника царская чета связывала с чудодейственной силой воды из выкопанного Никитой колодца и частиц святых мощей переславского подвижника. Видимо, в благодарность за это царь повелел частично разобрать каменный храм, построенный ещё Василием III в 1528 году вместо первоначальной деревянной церкви, и «… новейшую Церковь больше воздвигнути над гробом чудотворцовым во имя Христова мученика Никиты, и придел преподобного чудотворца Никиты, а другий придел Всех святых». Строился собор с 1561-1564 гг. Тогда же, начиная с 1561 года, на средства Ивана Грозного Никитский монастырь за несколько лет был отстроен в камне полностью. Возможно, при этом великий князь преследовал ещё одну цель — построить для себя здесь запасную резиденцию на случай измены в Александровой слободе. Царь снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.
Одновременно с новым могучим пятиглавым собором, украшенным внутри нетипичными для древнерусского зодчества стрельчатыми арками, выросла на территории обители и Благовещенская церковь с трапезной палатой и колокольней. Местная легенда рассказывает, что в конце ХVII столетия в этом здании на втором этаже, в настоятельских покоях, украшенных гипсовой лепниной по стенам и сводам, останавливался юный царь Пётр I, приехавший на Плещеево озеро строить потешный флот. В глубине монастыря, неподалёку от его западной стены, находится часовня над столпом Никиты Переславского Столпника. Это монументальная постройка ХVIII века, внутри которой сохранилась часть старой росписи. В период возведения часовни на территории обители скорее всего ещё оставались следы от земляной кельи, которую укрепили кирпичной кладкой и, насколько это возможно, воссоздали обстановку, окружавшую некогда преподобного Никиту. Сегодня место подвижничества святого представляет собой тёмное, маленькое, полуподвальное помещение. И по прошествии более восьми веков многим спустившимся в эту келью невольно представляется, как взывал в черноте земли переславский святой Никита ко Христу, замаливая свои грехи и ища единения со Спасителем… Выходя на залитый солнцем монастырский двор, верующие спешат в Благовещенский храм, где сегодня покоятся святые мощи и вериги Никиты Столпника. Никитский собор времён Ивана Грозного пока находится на реставрации. Он не действует уже с 1923 года, с тех самых пор, когда закрыли все переславские монастыри. Когда-то главы монастырского храма были издали видны позолоченными крестами, снятыми в 1930 году для смывки позолоты.
Вход в Никитский собор лежал через аккуратное крыльцо с крестом на маленькой крыше. В приделах храма стояли жёсткие диваны, пол был устлан ковровыми дорожками. Среди образов там находились Распятие и икона Иерусалимской Божьей Матери ХVIII века в серебряном окладе. Главный храмовый иконостас датировался ХIХ веком. Ещё в начале ХХ века в тёплое время года территория обители радовала прихожан своей зеленью и ухоженностью: ровная аллея с тщательно подстриженными небольшими деревьями, обнесённое забором монастырское кладбище с рядами старинных надгробий у восточной стены главного храма, символизирующие рай два красивых сада с многочисленными плодовыми насаждениями… Большая территория обители окружена каменными крепостными стенами и башнями ХVI века. Это самые древние монастырские стены, сохранившиеся в Переславском крае до наших дней. Очень давно, в Смутное время, они полностью оправдали своё назначение, на много дней став единственным убежищем для части горожан и крестьян из близлежащих сёл. В 1611 году переславцы вместе с монахами, находясь в ограде Никитской обители, мужественно оборонялись от нападения отрядов польского военачальника Яна Сапеги и монастырские стены с башнями, которые впоследствии были перестроены. Монастырь был восстановлен при участии царственной семьи Романовых. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович, патриарх Филарет Никитич сделали в монастырь ценные дары. При Алексее Михайловиче в 1643-1645 гг. (частично на средства патриарха Иосифа) стены и башни были отстроены с небольшими изменениями. Тогда же была возведена сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней. В 1668 году Алексей Михайлович дозволил рыбным ловцам на монастырский обиход ловить в озере всякую рыбу одним неводом. В феврале 1698 года это разрешение подтвердил Пётр I, который, по преданию, прожил в монастыре некоторое время. В начале ХIХ века вместо старинной (времён Ивана Грозного) надвратной церкви Св. Архангела Михаила выстроена четырёхъярусная проездная колокольня.
За годы советской власти в постройках Никитского монастыря размещались, сменяя друг друга, разные гражданские учреждения: сельскохозяйственная артель, школа 1 ступени, фабричные склады, мастерские, дом отдыха Главнауки, тюрьма МВД… В 1919-1920 гг. из храмов вывезли всю церковную утварь и иконы. Постепенно, без надлежащего ухода, на территории бывшей обители погибли сады, исчезло и старое монастырское кладбище, после ликвидации которого несколько старинных надгробий заняло своё место в музее. В настоятельских покоях была утрачена гипсовая лепнина по стенам и сводам. Не сохранились и прежние колокола. В 1933 году «новыми насельниками монастыря» варварски был сожжён иконостас Никитского собора.
Реставрация старинных храмов на территории закрытой ещё тогда Никитской обители началась под руководством архитектора Ивана Борисовича Пуришева в 60-е годы ХХ века. В 1970-х годах был отреставрирован Никитский собор — древнейшее сооружение монастыря. Но то ли из-за халатного отношения строителей, то ли из-за просчётов архитектора центральная глава собора рухнула в 1984 году, на Ильин день. Сооружения, простоявшие многие века, уничтожались буквально за считанные годы. В 1977 году в пожаре была почти уничтожена Благовещенская церковь. Долгие годы храм стоял просто заброшенным, по стенам пошли трещины, площадка возле храма, да и на всей монастырской территории зарастала бурьяном.
В декабре 1993 года монастырь был передан Переславской епархии, после чего началась постепенная реставрация зданий и обустройство территории. Работы по восстановлению монастырских построек ведутся и в настоящее время, но теперь уже при активном участии насельников Никитской обители, а также прихожан и паломников, желающих помочь древней православной святыне — неотъемлемой частице исторического и духовного наследия России. В 2000 году, спустя 814 лет после смерти преподобного Никиты, состоялось обретение святых мощей подвижника. Согласно церковно-археологическому исследованию, проведённому под руководством А.К. Станюковича, на черепе погребённого обнаружили повреждения от удара твёрдым зубчатым предметом, что подтвердило житийные сведения о насильственной смерти преподобного. По предположению учёных, орудием убийства могла быть скребница для чистки коня — часть древнерусского вооружения и обихода, имевшая вид мотыги с зубчатыми лезвиями на короткой рукояти. При обретении мощей преподобного Никиты все присутствующие периодически ощущали лёгкое благоухание, исходящее из могилы.
Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

Высказывается мнение, что приступив к столь масштабной и «срочной» реконструкции Никитской обители в 1561-1564 годах, царь Иоанн Грозный, уже обдумывавший введение опричнины, готовил себе «запасную площадку» — на случай утери предполагаемой опричной «столицы», Александровой слободы. Любопытно, что из Переславля Иоанн Грозный в 1564 году отбыл со старшим сыном именно в Александровскую слободу. Стоит не забывать, что в тогдашние реформаторские планы царя входило перенесение русской столицы из Москвы в Вологду, дорога на которую шла как раз через Переславль-Залесский. Учитывая всё это, нельзя не признать, что Иоанн Грозный, приступивший к переустройству Руси, отводил в своих планах Никитской обители какую-то очень важную роль. Сейчас можно спорить о том, что конкретно замыслил царь, но одно несомненно — укрепление монастыря оказалось очень своевременным. В эпоху русской Смуты мощные монастырские стены хоть и не спасли обитель от разорения, но позволили около полумесяца сдерживать натиск литовских отрядов, возглавляемых паном Сапегой в 1611 году.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №19, ООО «Де Агостини», 2009

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?