Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Собор Никиты мученика.

Существовал уже в XII в. под именем лавры, в которой подвизался преп. Никита Столпник. Храм каменный — во имя св. муч. Никиты с двумя приделами: во имя преп. Никиты Столпника и во имя Всех Святых, заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г. Мощи преп. Никиты, обретенные в 1425 г., покоятся под спудом в собственном храме. До настоящего времени сохранились: столп, в котором проводил время преп. Никита, и его вериги.
Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908.

Наиболее интересное сооружение монастыря — Никитский собор (1561- 1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Сам собор представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным перекрытием. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII веке. Для симметрии с северной стороны пристроен Всехсвятский придел. В храме прп. Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги.
http://nikitskiy.cerkov.ru/

Соборный каменный храм во имя вмч. Никиты существовал в Никитском монастыре с незапамятных времён, и к 1528 году он уже пришёл в совершенную ветхость и был, согласно повелению великого князя Владимирского и Московского Василия Иоанновича, разобран. Василий III дал денег на строительство новой каменной церкви (1520), но она, будучи весьма скромных размеров, простояла совсем недолго, после чего церковка «влилась» в мощное здание нового соборного храма. В 1561 году Иоанн Грозный «восхоте старую церковь, построение отца его Василия Иоанновича разобрати и новую над гробом Преподобнаго Никиты во имя Великомученика Никиты воздвигнути». Каменный четырёхстолпный собор был выстроен вокруг небольшой церкви Никиты Столпника, первого каменного храма обители. Старая церковь вошла в новый собор как его южный придел. Позже был пристроен северный Всехсвятский. Благодаря материальной поддержке царя, строительство собора продвигалось довольно быстро — в 1564 году он был закончен строением. На освящении его присутствовали сам царь, вместе с царицей Марией, царевичем Иоанном и митрополитом Афанасием. Более ста лет крыша собора оставалась деревянной. В 1686 году «главы были опаяны белым железом и кресты железные сделаны с репьями», а в 1764-м — покрыли железом всю крышу. В результате чего восьмискатная крыша была заменена на четырёхскатную, а также стёсаны дуги закомар. Несколькими годами ранее, в 1759 году, были растёсаны окна. По-видимому, до середины ХVIII века Никитский собор стоял нерасписанным. Только в 1764 году он был «украшен живописью». В 1838 году её поновили, но — по свидетельству современников — «довольно неудачно». В 1876 году собор был расписан заново «хорошею живописью академическим живописцем Грибовым».
После закрытия обители в 1923 году, особо ценные предметы из собора были переданы Переславскому музею, а вот сам собор долгое время использовался не по назначению. В те годы на территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, горкомхоз, склады, женская колония, автошкола и другие арендаторы, которые не стремились поддерживать памятники старины в удовлетворительном состоянии. Величественный собор св. Никиты, а также все другие постройки бывшей обители, естественно, сильно от новых постояльцев пострадали. Стоит добавить, что в 1933 году был сожжён уникальный иконостас Никитского собора. Примечательно, что восстановительные работы, начатые советскими реставраторами в 1960-70-х годах (власти планировали превратить древнюю обитель в «международный культурный центр»), не принесли Никитскому собору ничего, кроме новых разрушений. В 1984 году, на Ильин день, в результате ошибочных действий реставраторов обрушился центральный купол собора. Несколько лет храм так и стоял обезглавленный, открытый всем стихиям. Сейчас купол собора восстановлен, а фундамент укреплён инъекциями специального раствора. К 2013 году Никитский собор был внешне отреставрирован, но в самом храме до сих пор ведутся работы по росписи стен и сводов под руководством палехского художника, иконописца Сергея Григорьевича Морозова.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №19, ООО «Де Агостини», 2009

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?