Крупнейшее здание монастыря — Успенский собор сооружался во второй половине пятидесятых годов XVIII века. Его планировка и композиция необычны для русской архитектуры. Квадратное в плане главное помещение соединяется с крытыми галереями, расположенными с севера и юга, а с востока — полукруглой апсидой, к которой примыкают два восьмигранника. По замыслу архитектора, создавшего проект перестройки Горицкого ансамбля, собор и несохранившееся здание так называемой Гефсимании представляли единое целое и соединялись широкой аркой; через Гефсиманию нужно было подниматься на хоры собора. На западном фасаде храма видны заложенные проемы и следы примыкавших стен несохранившегося строения. Фасады Успенского собора довольно сдержанны по убранству. Наибольшее впечатление производит восточный фасад, где четко видна пирамидальная композиция здания, его устремленность вверх.
Интерьер Успенского собора просторен и высок, хорошо освещен, украшен пышно и со вкусом. Храм похож на дворец и по богатству убранства вполне выдерживает сравнение с соборами, которые строились в середине XVIII века в Петербурге и Москве по проектам лучших архитекторов столетия. Своды и стены собора покрыты тончайшими лепными картушами, вензелями, гирляндами цветов, изображениями групп ангелов. Белая лепнина эффектно выделяется на голубом фоне, она размещена на плоскостях стен и сводов с большим тактом и тонким пониманием конструктивной значимости каждой детали. Кроме лепнины, стены собора в его центральной части, южной и северной галереях приделов и в алтаре украшают живописные панно. Алтари главного помещения и приделов закрыты от взоров молящихся великолепными резными золочеными иконостасами, со сводов храма спускаются на затейливых длинных цепях большие нарядные люстры-паникадила, подобные сказочным цветам.
Успенский собор был неотапливаемым летним храмом, что, к сожалению, не способствовало сохранности барочных росписей, украшавших стены, как центрального объема, так и прилегающих к нему галерей-приделов.
Иконостас Успенского собора выделяется своим великолепием даже на фоне пышной отделки стен. Он был закончен в 1759 году и сразу же стал главным украшением храма. Иконостас поднимается от пола алтарного возвышения до основания главного свода. Его составляют пять рядов икон. Всю резьбу выполнили мастера московской артели Якова Жукова. Живопись икон принадлежит художникам из иконописной мастерской Ново-Иерусалимского монастыря.
Среди монастыря находится Успенский собор. Время первоначального основания этого собора неизвестно; в настоящем своем виде он существует со времени преосв. Амвросия, епископа Переславского: он распространил его пристройкою алтаря и двух приделов: на южной стороне — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а на северной — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутренние украшения собора, начатые при епископе Амвросии, были закончены при епископе Феофилакте на средства, испрошенные у императрицы Екатерины II. С того времени соборный храм сохраняется без существенных изменений.
Наружный вид храма квадратный; пристроенные к нему алтарь и придел не нарушают плана, потому что по высоте они ниже церкви и приделы являются как бы папертями. Алтарь при храме троечастный; средняя часть его полукруглая пристроена во всю ширину храма, а боковые части, в виде башен, пристроены к приделам. В северной башне устроен жертвенник, а в южной — ризница.
В средней части устроено величественное горнее место на высоте 7 ступеней; на нем архиерейское седалище. От горнего места по обеим сторонам в высоте 3 ступеней устроены седалища для священников, отделанные деревянной позолоченною решеткою. Пред ними 12 аналогийцев, на коих, по преданию, служившие с архиереем священники в первый день Пасхи читали Евангелие.
Антиминсы на главных и придельных престолах освящены епископом Феофилактом. Иконостас в стиле рококо — работы прошлого столетия с резными изображениями ангелов. Царские двери резные, на них вырезаны изображения 12 апостолов, сидящих за трапезой, над вратами в сиянии вырезана Богоматерь. Стены храма украшены живописью прошлого столетия. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы погребен преосв. Геннадий, епископ Переславский.
Из древних икон в Успенском соборе сохранились: икона Успения Божией Матери, писанная, по преданию, в XIV в., внизу киоты надпись: «образ сей остался после обветшания старинного иконостаса, бывшего еще при архимандрии в Горицком монастыре, когда московского князя Дмитрия Иоанновича Донского, супруга Евдокия Дмитриевна, в 1359 г. столь украсила всю обитель, что около времен преп. Димитрия Прилуцкого, в сей обители постриженного и постившегося, именовалась лаврою Горицкою»; особым уважением в народе пользуется также икона Казанской Пресвятой Богородицы, но время происхождения ее не известно. Прочие иконы работы XVIII ст. Из напрестольных крестов замечательны: серебряный крест, приложенный дьяком царицы Прасковьи Федоровны, Матфием Ивановичем Могилевским в 1697 г.; другой такой же крест приложен в 1641 г. архимандритом Псковского Печерского монастыря Рафаилом. Замечательна вышитая золотом и серебром и унизанная жемчугом плащаница, приложена она в 1698 г. стольником Иваном Ивановичем Бутурлиным и женою его Аксиньей Петровной. В числе рукописей сохранились два синодика, писанные полууставом.
Богослужение в Успенском соборе совершается только в летнее время по воскресеньям и праздничным дням; зимою богослужение совершается в теплой Богоявленской церкви, что под колокольнею.
Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.