Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь. Колокольня с церковью Богоявления Господня.

Богоявленская церковь. Колокольня.
Над восточной стеной возвышается массивная колокольня, ее начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия, но затем работы приостановились и возобновились в конце семидесятых годов. Если внимательно присмотреться к зданию, то заметно, что верхний ярус колокольни по характеру убранства и четкости членений отличается от нижних ярусов. Следовательно, достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и белого камня — известняка, из которого выполнены цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали.
В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. Отсюда открывается великолепный вид на город и его окрестности.

Вокруг монастыря идет полуразвалившаяся каменная ограда с башнями и бойницами. На восточной стороне ограды устроена каменная колокольня; начата она постройкою при епископе Геннадии Кратинском, а окончена при епископе Феофилакте. Под колокольнею устроен храм Богоявления Господня; алтарь ее выдвинут из ограды, а западная стена из — под колокольни для трапезы.
Богослужение в Успенском соборе совершается только в летнее время по воскресеньям и праздничным дням; зимою богослужение совершается в теплой Богоявленской церкви, что под колокольнею.
Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.

Трехъярусная колокольня построена в 1760-1770-е годы. После упразднения Горицкого монастыря в 1788 году почти все его колокола были отвезены в Петербург и помещены на колокольню Петропавловского собора. В Переславском музее хранится колокол из Горицкого монастыря. Судя по имеющейся на нем надписи, он был отлит на Украине в 1649 году мастером Андреем Савичем Людвистром «за позволением его милости пана Богдана Хмельницкого, гетмана войска запорожского».
Из книги «Самые знаменитые монастыри и храмы России». — Москва, «Вече». 2004, стр. 161-162

Начиная исследования в натуре того или иного памятника зодчества, архитектор-реставратор с достоверностью предполагает, какого результата можно ожидать от этих работ. Интересные архитектурные открытия, как правило, встречаются при обследовании сооружений древних, не раз перестроенных, менявших свою планировку и внешний облик. Но изредка бывают совершенно неожиданные находки там, где ничего нельзя было предположить. Об одном из таких непредсказуемых открытий и пойдёт рассказ.
В южной части Переславля-Залесского, на краю холма, возвышающегося над прибрежной низиной Плещеева озера, высятся строения Успенского монастыря, названного по своему местоположению на горе («горице») Горицким. Монастырские строения хорошо видны с озера, со стороны дорог, подходящих к городу, с земляных валов, расположенных в древней части Переславля.
Основанный в XIV веке, Успенский-Горицкий монастырь с годами превратился в один из самых богатых в залесских краях. В XVI-XVII веках в нём были построены разнообразные каменные сооружения: собор, трапезная палата, трёхглавая церковь, шатровая колокольня. Высокие стены с башнями окружили обитель. За своё красивое местоположение, богатство и знатность монастырь в 1744 году был избран центром вновь созданной Переславско-Дмитровской епархии.
Центру новой епархии решено было придать более пышный и торжественный вид. То было время, когда заметно изменились архитектурные и художественные вкусы, появилось барокко. Старые постройки по своему облику уже не удовлетворяли новых хозяев Архиерейского дома. Часть из них решено было снести, другие капитально перестроить. Тогда-то и разобрали шатровую колокольню, покрытую, как свидетельствуют описи, муравленой черепицей, и другие древние здания.
В 50-е годы XVIII века начинается грандиозная по замыслу перестройка Гориц. Разрабатывается проект перепланировки архитектурного ансамбля, согласно которому вместо разобранных сооружений предполагалось возвести новые, — более обширные и высокие, ряд зданий соединить между собой.
Однако осуществить архитектурный замысел не удалось. После известного правительственного указа 1764 года о секуляризации церковных и монастырских земель доходы новой епархии резко сократились, сама она была отнесена к третьему классу, что не сулило больших денежных поступлений из государственной казны. В результате некоторые здания остались недостроенными, другие даже не начинали строить. Не приступили и к возведению новой колокольни. Колокола, снятые со старой звонницы, висели на деревянных столбах.
Только при молодом и энергичном епископе Геннадии Кратинском, возглавлявшем Переславльскую епархию с 1768 по 1773 годы, начинают сооружать у восточной стены монастырской ограды новую колокольню с церковью Богоявления на первом этаже. Однако неожиданная смерть во время богослужения епископа Геннадия, не дожившего до тридцати восьми лет, останавливает строительство.
Достраивали колокольню в последние годы существования Переславльской епархии, которая была упразднена в 1788 году. Последний переславльский епископ Феофилакт Горский (1776-1788 г.г.) — хозяин рачительный и человек образованный — пытался завершить задуманный план перестройки Гориц и даже тратил на эти цели свои средства, но многое сделать ему не удалось. Однако колокольню и церковь Богоявления он завершил, для чего ему пришлось «исходатательствовать» у Екатерины II немалую сумму от казны.
Если внимательно присмотреться к колокольне, то можно заметить, что её четвёртый ярус по своим архитектурным деталям и членениям отличается от нижних. Его угловые колонны поставлены без учёта ниже расположенных пилястр, отчего четвёртый ярус кажется шире третьего. Верхние проёмы больше по размерам, чем проёмы и ложные окна нижерасположенного яруса. Всё это свидетельствует о том, что достраивал здание другой архитектор, не знакомый с проектом своего предшественника и не сумевший удачно завершить архитектурный замысел. Можно предположить, что в первоначальном проекте колокольня имела не четыре, а пять ярусов, отчего её роль в ансамбле могла быть более значительной.
За годы своего существования колокольня не претерпела заметных изменений, лишь в прошлом веке к западной стене церкви Богоявления пристроили притвор.
Горицкая звонница не привлекла к себе внимание историков архитектуры. Она упоминалась в трудах, посвящённых Горицкому монастырю, но отдельных печатных работ о ней не было. Недавние открытия, сделанные при исследовании её фасадов, заставили заговорить о колокольне и выделить её из ряда других архитектурных сооружений XVIII века.
За последние сто с лишним лет колокольню несколько раз красили красно-розовым цветом с белыми деталями. Решено было обновить внешний облик здания и перед московской Олимпиадой 1980 года. Во время расчистки фасадов от поздних покрасок были обнаружены не совсем понятные цветные фрагменты в нижних слоях покрасок. Из-за крайне сжатых сроков, отпущенных на проведение работ, тогда не удалось тщательно исследовать фасады здания.
В конце 80-х годов решено было провести более капитальные работы на колокольне: восстановить сгнившие межэтажные перекрытия и лестницы, заменить проржавевшее железное покрытие медным и вновь покрасить фасады. Для ведения этих работ были установлены капитальные строительные леса, которые дали возможность выполнить архитектурный обмер здания и начать исследования красочного слоя.
При тщательной расчистке красочных слоёв XIX и XX веков удалось сделать ряд интересных открытий. На белых пилястрах первого и второго яруса колокольни были найдены красные горизонтальные полосы, перерезавшие пилястры в чётком ритме. На фризе второго яруса были вскрыты белые овальные филёнки, окантованные светло-серой краской. Похожие на них, но более крупные овальные филёнки были найдены в верхней части пилястр второго и третьего ярусов. В основании пилястр чётко прочитывалась покраска узорных филёнок.
Наиболее интересной находкой следует считать нарисованные в основании третьего яруса балясины с тенями, дающие впечатление объёмности. Особенно хорошо сохранился рисунок балясин на северном фасаде, где меньше перепады температур и уровень освещённости.
На нижнем ярусе здания, на стенках расположенной здесь церкви Богоявления, тоже было сделано несколько интересных открытий. В алтарной части на угловых пилястрах были вскрыты узорные филёнки, руст, небольшие квадраты и треугольники. Здесь, кроме краски серого цвета, была применена жёлтая охра. На северном фасаде церкви удалось обнаружить отдельные фрагменты нарисованного ложного окна.
В разных местах сохранилась первоначальная покраска стен темно-вишнёвого цвета. Этот цвет встречается и на других зданиях Переславля.
Названные находки давали возможность разработать проект восстановления давно утраченных архитектурных росписей на фасадах здания. В 1991 году был выполнен проект реставрации колокольни (авторы проекта А.И. Карнушин, О.Г. Карнушина и И.Б. Пуришев) с восстановлением первоначальной покраски.
Роспись стен и сводов, имитирующая архитектурные детали и скульптурные украшения, нередко встречается в интерьерах парадных залов и вестибюлей в зданиях XVIII-XIX веков. Подобные росписи, обычно серого цвета — так называемая гризайль — широко были распространены в эпоху классицизма, чему немало примеров. Но декоративные росписи с изображением архитектурных деталей на фасадах здания встречаются в России крайне редко. Поэтому находки росписей на стенах колокольни Горицкого монастыря следует считать незаурядным открытием, они расширяют наш круг познаний о российской архитектуре XVIII века.
При выполнении проекта в натуре не всё из задуманного удалось выполнить. Из-за ограниченного сортимента красочных пигментов не смогли восстановить темно-вишнёвый цвет стен. Не удалось достать рекомендованные химиками закрепители. Поэтому решено было восстанавливать покраску фасадов доступными красителями — красным суриком, сажей, охрой.
В отдельных местах оставлены нетронутыми подлинные фрагменты росписи XVIII века. Так, например, на третьем ярусе северного фасада можно увидеть вскрытые во время исследования балясины и узорную филёнку в основании пилястры.
В 1994 году с колокольни были сняты строительные леса, и она предстала вновь почти в том виде, в каком была выполнена во второй половине XVIII века: с разнообразными архитектурными фрагментами, нарисованными на её стенах.
И.Б. Пуришев «Колокольня Горицкого монастыря», «Переславская Краеведческая Инициатива», http://pki.botik.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?